Основные дилеммы антиинфляционной политики и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение инфляционных процессов как в общем, так и в рамках Республики Беларусь, анализ достоинств и недостатков экономической политики по борьбе с инфляцией.
Задачи - мы ставим перед собой определение сущности инфляции, ее видов, причин, социально-экономических последствий, а также изучение и анализ антиинфляционной политики, в частности антиинфляционной политики Республики Беларусь, выявление особенностей инфляции на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Инфляция – проявление макроэкономической нестабильности 5
1.1.Понятие и сущность инфляции. Причины инфляции 5
1.2.Виды и типы инфляции 7
1.3.Проблемы и способы измерения инфляции 10
1.4. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика………………………………………………………………………….11
2. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь 20
2.1. Инфляция В Республике Беларусь в период с 1998 по 2011 годы 20
2.2. Возможности приминения инфляционного таргетирования в Республике Беларусь 23
2.3. Основные направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПООЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

С целью либерализации бизнес-климата и упрощения процедуры регистрации был принят декрет №4. Хотя в конце 2010 года были искусственно подняты зарплаты на 25%, а внутренний спрос продолжает стимулироваться за счет дополнительной денежной массы. Отсутствие внешних заимствований в этот период времени дали себя знать. Нацбанк был вынужден девальвировать белорусский рубль на 56%. Это тоже была полумера - рыночный курс рубля был по крайне мере в 2 раза ниже, которая вылилась в множественность курсов белорусского рубля", - отметила белорусский экономист.

В условиях финансового  кризиса власти Беларуси приняли  ряд административных мер, в результате которых белорусские предприятия  негосударственной формы собственности (прежде всего - импортеры) лишились возможности легального приобретения иностранной валюты. С середины сентября начались торги на дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи: за основу был взят курс белорусского рубля, приближенный к курсу "черного рынка"; в ходе последующих допсессий БВФБ белорусский рубль укрепился к иностранным валютам. При этом "черный рынок" иностранной валюты не исчез, "серые" схемы работы через оффшоры, прибалтийские и российские банки по-прежнему существуют.

В середине 2011 года Нацбанк взялся за решение проблемы множественности курсов. В сентябре на организованной допсессии БВФБ курс рубля даже окреп. Сами торги не подразумевают свободное установление курса в течение дня. Нацбанк принимает активное участие в торгах, объем же торгов другими игроками на бирже настолько мал (менее $40 млн), что говорить о тенденции не приходится. Именно поэтому ситуация с укреплением рубля весьма временна и очень скоро курс рубля снова покатится вниз. Для этого есть веские основания: Нацбанк печатает дополнительную рублевую массу, планируется очередное повышение зарплат, правительство не прекращает прежнюю риторику, не сокращает расходы бюджета, а занимается поиском краткосрочных внешних ресурсов.

Параллельно с укреплением курса белорусского рубля на допсессии БВФБ с начала сентября существенно выросли цены на потребительском рынке. Ранее рост цен аналитики связывали с недоступностью валютных ресурсов для импортеров, обесцениванием национальной валюты Беларуси.

Инфляция в январе-августе составила 53%, а за три недели сентября 10,5%. Такая инфляция существенно снижает выгоды экспортеров, которые были очевидны сразу после девальвации. Дефицит торгового баланса по итогам первого полугодия 2011 года превысил 4 млрд долларов США. С другой стороны, сразу возникли перекосы на внутреннем рынке, дефицит мясо-молочных товаров, который правительство пыталось решить административным путем. Прибыль белорусских компаний внутри страны сократилась в 2 раза.

Наряду с ростом цен  в республике актуализировалась еще одна проблема. Многие предприниматели в отличие от правительства не ждали кризиса, а готовились к нему заранее. У большинства крупных белорусских компаний была возможность вывода капитала за рубеж. Только за второй квартал из Беларуси из-за кризиса на валютном рынке было выведено капитала примерно на $300 млн ($129 млн по статье наличных и депозитов других секторов экономики и $171,3 млн прямых инвестиций нерезидентов). Если темпы вывоза сохранятся, то за год Беларусь потеряет около $1 млрд.

В тоже время финансовый кризис в Беларуси - это время  очевидных преимуществ для старта бизнеса, который имеет доступ к  внешним ресурсам. Речь идет, прежде всего, об иностранных компаниях. Но и здесь не все просто из-за отсутствия приватизации и возможности инвестировать только "правильным" компаниям из отдельных стран. Решения о крупных инвестициях принимаются на высшем уровне. Именно поэтому в лидерах среди стран-инвесторов - Россия и Китай. Россия обеспечила первоочередной доступ своим компаниям к еще неприватизированной белорусской собственности, выделив кредит Беларуси в $800 млн и пообещав еще $2 млрд".

Наряду с низким уровнем  привлечения прямых иностранных  инвестиций в экономику Беларуси и бегством ее бизнеса в сопредельные страны, на минувшей неделе получила свое документальное оформление еще одна интересная тенденция - намерение КНР увеличить финансовый поток в Беларусь. Китай за последние годы стал одним из основных инвесторов в европейские экономики. По оценкам специалистов, до 2020 года китайцы инвестируют в мировую экономику более триллиона долларов. Всё большая часть этих инвестиций будет попадать в развитые страны. Инвестиции в Беларусь для Китая - лишь малая толика активности китайского бизнеса за рубежом. Для них это возможность инвестировать в инфраструктуру логистики и подготовку хорошего плацдарма для своего бизнеса на пути из России в Европу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, можно сказать, что инфляция - тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

В своей курсовой я выделяла много причин инфляции, знание которых является очень важным для определения дальнейшей экономической  политики, направленной на снижение темпов роста инфляции и на достижение ее естественного уровня. Для измерения инфляции используют индексы, которые характеризуют изменение цен во времени.

В зависимости  от характера и темпов нарастания инфляционных процессов выделяют умеренную, галопирующую, гиперинфляцию и суперинфляцию.  В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции.

Основными особенностями инфляции на современном этапе являются всеохватывающий характер, сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой» инфляции с увеличением открытости экономики, а также то, что инфляция носит самоподдерживающийся характер. В наиболее общем виде рост цен в условиях перехода к рынку вызван превышением совокупного спроса над совокупным предложением. Особенностью механизма инфляции спроса в переходной экономике  является то, что рост цен сочетается с ростом производства, цены растут, но растет и количество товаров.

Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Инфляция увеличивает риск инвестирования, затрудняет долгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет на экономику в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.

В каждой отдельной стране инфляционные процессы протекают по-разному. Инфляционный процесс в современной  белорусской экономике связан с  процессом становления рыночной саморегуляции. Так как внутренний стабилизационный механизм пока еще  отсутствует, динамика данного процесса определяется также и институциональными и структурными изменениями. То есть снижение уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласование действий различных государственных структур.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Энциклопедический справочник «Современная Беларусь».Т.2.М.,2007.
    2. Гаврилюк В.В. Инфляция в Беларуси: что, как, почему?//Под ред. Г.М.Лыча, В.А. Свиридовича.Мн.,1996.
    3. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы.Мн., 2002
    4. Грузицкий Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси.Мн.: Экоперспектива, 2002.
    5. Ивашковский С.Н.Макроэкономика. М.,2000.
    6. Казаченко Л.Д. Экономический анализ инфляции в РБ.//Вестник                     БГЭУ,2007.
    7. Лемешевский И.М. Макроэкономика.Мн., 2004.
    8. Лутохина Э.А. Макроэкономика. Социально-ориентированный подход. М.,2003.
    9. Мнацаканян А.Г.Деньги и кредит. М.,2000.
    10. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Н.,1999.
    11. Пинигин В.В. Антиинфляционная политика: пути реализации.М.,2002.
    12. Тур А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического развития РБ на 2006-2010гг. Мн.,2007
    13. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение.Инфляция. М., 1999.
    14. Цены в Беларуси,1991-2005.Статистический сборник.
    15. Общество и экономика, №10, 2004.
    16. Общество и экономика, №4, 2006.
    17. www.government.by
    18. www.nbrb.by
    19. www.belstat.gov.by

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные дилеммы антиинфляционной политики и ее особенности в Республике Беларусь