Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011-2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:14, реферат

Описание работы

Российская экономика к концу 2009 года вышла из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики. Прирост ВВП (с исключением сезонного фактора) во втором полугодии 2009 года в среднем составил около 1,5%.

Файлы: 1 файл

развитие рынка труда на 2011-2013 годы.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;

совершенствование системы  государственных гарантий защиты от безработицы;

развитие трудовой мобильности;

создание условий для  интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

развитие институтов рынка труда;

развитие частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения.

 

Основные направления  действий на рынке труда

Основой поступательного  экономического развития государства  являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.

Исходя из задач развития рынка труда в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции;

легализация занятости;

снижение скрытой безработицы;

мониторинг ситуации на рынке труда;

формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;

повышение качества рабочей  силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы;

развитие институтов рынка труда,

повышение эффективности  использования трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения;

развитие трудовой мобильности  и оптимизация привлечения иностранной  рабочей силы;

содействие развитию предпринимательства и самозанятости  безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу;

создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности  на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа.

 

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, занятости населения и трудовой миграции

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области  труда и занятости должно быть направлено на реализацию прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по  свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также на обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.

Вносимые изменения в трудовое законодательство и законодательство о занятости населения должны соответствовать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с изменениями содержания труда и форм его организации в различных отраслях и секторах экономики, обусловленных модернизацией производства, проведением структурных реформ, расширением трудовой мобильности и гибких форм организации труда, способствующих повышению спроса на рабочую силу и сокращению нелегальной и теневой занятости.

В рамках мероприятий по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о занятости населения представляется целесообразным в среднесрочной перспективе осуществить разработку нормативных правовых актов по следующим вопросам:

внесение изменений  в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты, предусматривающие нормы, устанавливающие особенности труда в организациях малого бизнеса;

внесение изменений  в нормативные правовые акты, регулирующие систему квалификационных требований к работникам различных категорий в целях стимулирования развития инновационной деятельности;

внесение изменений  в Закон Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные  правовые акты, регулирующие вопросы  занятости населения, в части:

  • совершенствования механизмов защиты от безработицы на основе принципов добровольного страхования на случай потери работы;
  • организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также организации в приоритетном порядке профессионального обучения безработных родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • совершенствования механизма определения размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице;
  • совершенствования механизма содействия переезду и переселению безработных граждан и членов их семей для работы в другую местность;
  • разработки нормативного правового обеспечения предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;

внесение изменений  в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части совершенствования порядка привлечения иностранной рабочей силы, разработка двусторонних и многосторонних соглашений между Российской Федерацией и зарубежными государствами по вопросам трудовой миграции;

подготовка проекта  федерального закона, предусматривающего страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в целях сохранения и восстановления трудовых ресурсов в рамках тарифной политики, направленной на стимулирование работодателя к сокращению продолжительности занятости работников во вредных и опасных условиях труда;

создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, с целью обеспечения их занятости на рабочих местах с безопасными условиями труда;

подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации о реализации дополнительных мероприятий направленных на снижение напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации.

 

2. Легализация занятости

Существующий в России неформальный рынок труда, характеризующийся неформальной занятостью, оказывает отрицательное воздействие на развитие современного цивилизованного рынка труда. Неформальный сектор составляет существенную долю российского рынка труда (чаще всего к этому понятию относят индивидуально занятых, работников и владельцев мелких, в том числе незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленных работников в зарегистрированных организациях). Неформальная деятельность составляет предмет как основной, так и вторичной занятости человека. По самым общим расчетам, в России неформально занято около 20% граждан трудоспособного возраста (по методике Росстата, масштабы теневого рынка труда в России определяются на основе баланса совокупных доходов и расходов населения. Предполагается, что недостающие суммы получаются в виде скрытой заработной платы).

Наличие нелегального рынка труда в России обусловлено в основном нелегальной занятостью иностранных граждан, которая, по оценке ФМС России, в настоящее время превышает 4,0 млн. человек. Проблема ее ликвидации сохранит актуальность и в среднесрочном периоде.

В целях легализации занятости необходимо:

совершенствовать нормативную правовую базу в сфере трудовой миграции и трудовых отношений, включая развитие системы добровольного страхования от безработицы;

совершенствовать условия  выплаты пособия по безработице, предполагающие установление зависимости размера пособия по безработице от величины получаемой в прошлом заработной платы (дохода), стажа работы, активности поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости;

ликвидировать излишние административные барьеры для организаций малого и среднего бизнеса;

стимулировать развитие различных форм гибкой занятости, включая  дистанционную занятость, обеспечивающую оптимальную организации рабочего процесса и рабочего времени и  максимально учитывающую интересы сторон, использование различных видов трудовых договоров;

обеспечить баланс между  сохранением конкурентоспособности  производимой продукции, с одной стороны, и ростом стоимости труда (заработной платы) и мерами социальной защиты работников, с одной стороны;

повысить эффективность контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений.

 

3. Снижение скрытой безработицы

Скрытую безработицу  характеризуют избыточная занятость, потери рабочего времени, связанные  с низкой интенсивностью (производительностью) труда, сезонным характером производства, потерями продукции на стадии производства и транспортировки, отвлечениями рабочей силы от основной деятельности. Одним из открытых проявлений потенциальной (скрытой) безработицы является «видимая» неполная занятость («административные отпуска», неполный рабочий день, простой). По оценке Минздравсоцразвития России, только неполная занятость в России в среднем за 2010 год составила более 1,2 млн. человек.

Скрытая безработица  является одним из факторов, характеризующих эффективность экономики.

Одновременно скрытая безработица является сдерживающим фактором нарастания открытой безработицы. Поэтому объективный прогноз динамики общей и регистрируемой безработицы во многом зависит от динамики скрытой безработицы. Ее обоснованный расчет имеет важное экономическое и социальное значение, позволяющее объективно оценить складывающуюся социально-экономическую ситуацию и принять оперативные упреждающие  меры по недопущению роста социальной напряженности.

В целях снижения скрытой безработицы необходимо:

создавать новые высокотехнологичные  рабочие места в инновационных  отраслях экономики, обеспечивающие повышение  уровня производительности труда;

обеспечить реализацию комплексных инвестиционных проектов модернизации неэффективных промышленных предприятий и диверсификации экономики моногородов;

снижать потери рабочего времени и продукции за счет оптимизации  и повышения эффективности управления производством;

повышать квалификацию и профессиональный уровень работников и управленческих кадров;

содействовать развитию малого и среднего бизнеса, обеспечивающего  высокую оборачиваемость рабочих  мест и рост производительности труда. 

 

4. Совершенствование  системы мониторинга рынка труда  

Внедрение системы мониторинга ситуации на рынке труда во взаимосвязи с решением задач социально-экономического развития страны является основанием обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики,  а также разработки основных направлений действий на рынке труда.

В целях повышения объективности анализа и прогноза ситуации на рынке труда и в связи с сохранением последствий кризисных явлений и очаговой напряженности на рынке труда необходимо:

продолжить проведение мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации в части определения масштабов увольнения, а также неполной занятости работников организаций;

продолжить проведение мониторинга реализации мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, включая:

    • мониторинг трудоустройства и прогноза распределения выпускников образовательных учреждений всех уровней по каналам занятости, в том числе обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, а также состоящих на учете в качестве безработных;
    • мониторинг переселения и трудоустройства незанятых граждан и членов их семей в другую местность;
    • мониторинг эффективности реализации мероприятий по развитию малого предпринимательства и содействию самозанятости граждан;
    • мониторинг эффективности расходования средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на их реализацию;

ввести практику проведения отраслевых мониторингов создания и сохранения рабочих мест, движения рабочей силы в разрезе видов экономической деятельности;

в целях повышения качества предоставления гражданам государственных услуг  по содействию занятости необходимо усовершенствовать систему формирования и ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей).

 

5. Формирование  прогноза баланса трудовых ресурсов

Информация о работе Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011-2015 годы