Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:14, реферат
Российская экономика к концу 2009 года вышла из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики. Прирост ВВП (с исключением сезонного фактора) во втором полугодии 2009 года в среднем составил около 1,5%.
организовать временные работы и стажировку (для выпускников учреждений профессионального образования всех уровней) в организациях в рамках реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда (для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных);
обеспечить приоритетное направление на профессиональное обучение безработных граждан из числа лиц, испытывающих трудности в устройстве на работу;
обеспечить полный доступ граждан к получению информации о положении на рынке труда и наличии вакантных рабочих мест:
9. Развитие
трудовой мобильности и
Развитие трудовой мобильности является актуальным направлением совершенствования рынка труда, которое позволит повысить эффективность использования трудовых ресурсов, уменьшить структурную безработицу и снизить ее продолжительность в трудоизбыточных регионах и населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики.
Выработка и реализация обоснованной государственной политики в области трудовой мобильности является эффективным инструментом, позволяющим регулировать потоки переезжающих и стимулировать переезд граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, обеспечить приток населения в приграничные и стратегически важные для России территории (регионы Сибири и Дальнего Востока, а также территории, характеризующиеся сокращением численности населения, в том числе русскоязычного населения трудоспособного возраста), создать условия для трудоустройства российских безработных граждан в регионах с высокой потребностью в иностранных работниках, а также в территориях, на которых реализуются инвестиционные проекты.
Отсутствие на рынке труда субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, вакансий по имеющейся профессии (специальности) не должно препятствовать гражданину в реализации его права на труд, на достойную оплату труда.
Длительная безработица, в свою очередь, приводит к снижению мотивации к труду и самореализации и, как следствие, растет социальная напряженность в отдельных местностях.
В целях развития трудовой мобильности необходимо:
совершенствовать механизм оказания государственной поддержки безработным гражданам, желающим переехать с целью трудоустройства в другую местность, на основе:
создавать условия, стимулирующие безработных граждан к переезду или переселению в другую местность для работы на основе:
адресности государственной поддержки безработных граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другой регион;
разграничения видов расходов, подлежащих финансированию, при переезде безработных граждан, переселении безработных граждан и членов их семей для работы в другой местности или при направлении органами службы занятости безработных граждан на профессиональное обучение в другой местности;
увеличения размера финансовой поддержки, в том числе за счет выплаты единовременного денежного пособия.
Вместе с тем, в условиях сохранения структурной безработицы на рынке труда при одновременном нарастании спроса на рабочую силу остается актуальным привлечение и использование иностранных работников с учетом перспективных потребностей экономики страны в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.
Для регулирования процессов привлечения иностранной рабочей силы необходимо:
обеспечить дифференцированный подход к привлечению иностранных работников в зависимости от профессии (специальности), квалификации;
совершенствовать правила подготовки исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложений о потребности в привлечении иностранных работников;
совершенствовать механизм
определения потребности в
совершенствовать механизм выдачи разрешений и расширить перечень профессий (специальностей, должностей), на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
сформировать в обществе толерантное отношение к трудовым мигрантам, создать систему адаптации мигрантов, обеспечить эффективный контроль за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;
развивать за рубежом центры содействия иммиграции в Россию, способствующие профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства.
создавать условия, стимулирующие возвращение в Российскую Федерацию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском престижной работы.
10. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу
Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие национального хозяйства, гибкость и мобильность экономики, является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также развития занятости населения.
Развитие малого предпринимательства является, в том числе, обязательным условием решения следующих задач:
формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений;
содействия структурной перестройке экономики;
создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы;
вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
Социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в число важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России и, как производное, развития рынка труда. Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который в кратчайший срок позволяет создавать необходимое количество новых эффективных рабочих мест, обеспечить их оборачиваемость и расширить возможности занятости населения.
В этой связи, повышение эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе, государственной поддержки безработных граждан, желающих открыть собственное дело, является одним из приоритетных направлений действий на рынке труда.
В целях содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости необходимо обеспечить:
координацию действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обеспечить координацию действий по содействию самозанятости населения и поддержке развития малого предпринимательства, информированию безработных граждан, создающих собственное дело, о возможности и порядке получения финансовой помощи, включая субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, в рамках региональных (межмуниципальных) программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
продолжение практики содействия
самозанятости безработных
12-кратной максимальной величины пособия
по безработице в постоянные (традиционные)
меры, реализуемые за счет средств субвенций
бюджетам субъектов Российской Федерации
на осуществление переданных полномочий
в области содействия занятости населения;
организацию профессионального обучения безработных граждан, а также опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, основам предпринимательской деятельности, включая разработку бизнес-проектов.
11. Развитие региональных рынков труда
Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области содействия занятости населения в качественно новых социально-экономических условиях требует повышения активности действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на региональных рынках труда.
В свою очередь, должна быть повышена роль органов исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию и организационно-методическому обеспечению развития рынков труда и принятию мер содействия занятости населения в субъектах Российской Федерации.
В связи с этим на среднесрочный
период предусматривается
В рамках основных действий на региональных рынках труда необходимо:
продолжить реализацию региональных программ в области содействия занятости населения субъектов Российской Федерации с учетом особенностей посткризисного развития экономики и рынка труда, реализации стратегий развития видов экономической деятельности на соответствующих территориях, федеральных целевых программ, региональных программ социально-экономического развития, инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих создание новых эффективных рабочих мест, развитие сбалансированной системы подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов;
осуществлять разработку прогноза, как в краткосрочной, так и
долгосрочной перспективе, потребности
экономики в кадрах соответствующего
профессионально-
продолжить работу по диверсификации экономики моногородов на основе комплексных инвестиционных планов их развития, позволяющих обеспечить необходимый уровень занятости населения и снизить социальные риски, связанные с моноструктурным характером экономики населенных пунктов;
продолжить реализацию адресных мер по содействию занятости населения моногородов, в которых сохраняется высокий уровень безработицы;
продолжить реализацию мероприятий, включая меры государственной поддержки малого предпринимательства, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства с учетом региональной специфики, что позволит в достаточно короткий срок создать необходимое количество новых рабочих мест;
стимулировать развитие трудовой мобильности граждан на основе усиления государственной адресной поддержки граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность (в том числе в сельскую местность) в целях трудоустройства;
расширить информационную базу региональных банков вакансий за счет более полного предоставления работодателями данных о свободных рабочих местах, в том числе в других субъектах Российской Федерации;
развивать информирование населения, включая выпускников учреждений профессионального образования, о реализации дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Проведение мероприятий по информированию о реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, и проведение информационной кампании может осуществляться по следующим направлениям: