Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:14, реферат
Российская экономика к концу 2009 года вышла из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики. Прирост ВВП (с исключением сезонного фактора) во втором полугодии 2009 года в среднем составил около 1,5%.
В условиях посткризисного социально-экономического
развития в связи с реализацией стратегий
социально-экономического развития, федеральных
и региональных целевых программ, а также
реализацией инвестиционных проектов
особую актуальность приобретает разработка
на среднесрочную перспективу прогнозов
объемов и профессионально-
Для решения данной задачи необходимо регулярно разработать прогнозы баланса трудовых ресурсов по субъектам Российской Федерации в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования, а также возможностей привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Прогноз баланса трудовых ресурсов является базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда. Распределительная и ресурсная части баланса позволяют обеспечить полноту учета трудовых ресурсов как предложения на рынке труда, исходя из демографической ситуации, а также очертить границы спроса на рабочую силу со стороны занятых рабочих мест. Вместе с тем, прогнозирование спроса на рабочую силу должно учитывать незанятые и вновь создаваемые рабочие места. При этом прогноз структуры занятости на среднесрочную и долгосрочную перспективу необходим для целей планирования подготовки квалифицированных специалистов и выбора миграционной стратегии.
Прогнозный баланс трудовых ресурсов необходимо строить с учетом основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, предусматривающих, в том числе создание условий инновационного развития экономики, изменение структуры производства и занятости в пользу высокотехнологичных секторов экономики (авиационной промышленности и двигателестроения, ракетно-космической, судостроительной и радиоэлектронной промышленности, атомного энергопромышленного комплекса, информационно-коммуникационных технологий).
В целях разработки прогноза баланса трудовых ресурсов по видам экономической деятельности необходимо:
расширить информационную базу прогнозирования, обеспечив реализацию предлагаемой системы мониторинга рынка труда;
разработать прогностическую модель, позволяющую имитировать различные варианты прогноза баланса трудовых ресурсов при изменении факторов социально-экономических развития (автоматизация процессов моделирования);
разработать методику прогноза баланса трудовых ресурсов по отраслям экономики, определив органы и организации, участвующие в разработке прогноза и их полномочия;
определить, в целях повышения качества и достоверности информации, используемой при разработке баланса трудовых ресурсов, источники информации и органы и организации, ответственные за ее предоставление.
6. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики
Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство кадрового потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития качество рабочей силы является определяющим фактором, обеспечивающим успех перестройки экономики.
В этой связи, основными задачами, которые должны быть
решены в среднесрочной перспективе, являются
создание условий для повышения качества
рабочей силы, предлагаемой на внутреннем
рынке, до мировых стандартов, а также
приведение количественного показателя
и профессионально-
В целях повышения
качества рабочей силы, формирования
кадров для обеспечения потребностей
инновационной экономики
продолжить реформирование
системы профессионального
совершенствовать национальную систему квалификаций, в том числе:
продолжить работу по корректировке объемов, профилей (направлений) и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест кадрами необходимой квалификации;
проводить информационно-пропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
развивать практику формирования государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров на федеральном и региональном уровнях на основе оценки качества образовательных программ, уровня подготовки и конкурентоспособности на рынке труда выпускников учреждений профессионального образования всех уровней;
развивать профессиональную мобильность рабочей силы на основе системы внутрифирменного повышения квалификации и непрерывного профессионального обучения, а также системы профессионального обучения безработных граждан;
продолжать практику организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования всех уровней с привлечением наставников из числа работников организаций в рамках реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
расширять частно-государственное партнерство в сфере профессиональной подготовки кадров, в том числе:
7. Развитие институтов рынка труда
Институты рынка труда имеют важнейшее значение как для распределения трудовых ресурсов, так и для их эффективного использования и профессионального обучения.
Преодоление диспропорций в сфере занятости и системе социально-трудовых отношений возможно при условии совершенствования институтов рынка труда. Рынок труда в большей степени, чем другие рынки, зависит от регулирующего воздействия иституциональных структур (системы трудового законодательства, социально-экономических программ, органов государственной службы занятости населения и кадровых агентств, профессиональных союзов, объединений работодателей и др.) Вместе с тем, эффективность функционирования институтов рынка труда является индикатором уровня экономического развития страны.
Одним из главных направлений развития институтов рынка труда является создание конкурентной среды на рынке оказания услуг по подбору работы для граждан и персонала для работодателей. В этих целях необходимо:
развивать государственно-частное партнерство в сфере оказания услуг на рынке труда, создавать условия для развития негосударственных агентств занятости;
повышать качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
разрабатывать новые направления активной политики занятости населения на основе ее адресности;
совершенствовать механизмы
защиты от безработицы на основе внедрения
принципов добровольного
развивать доступность информационных ресурсов в сфере занятости населения;
развивать систему информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской Федерации (прежде всего, в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ).
8. Рациональное
использование трудовых
Ключевой проблемой
в среднесрочной перспективе мо
Исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, в складывающихся условиях возникает необходимость более рационального использования имеющихся трудовых ресурсов, что, с одной стороны, предполагает создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работников на всем протяжении трудовой деятельности, с другой стороны - стимулирование лиц старших возрастных групп, граждан, в силу ряда обстоятельств испытывающих трудности в поиске работы, а также экономически неактивных категорий граждан к привлечению к трудовой деятельности. Вместе с тем, занятость пожилых людей, а также отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осложняется их пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.
Решение проблем рационального использования трудовых ресурсов может быть обеспечено только за счет активных совместных действий со стороны государства и социальных партнеров.
Необходима выработка обоснованной государственной политики, направленной на согласование интересов развития экономики, работодателей, соблюдение прав человека и удовлетворение личных интересов граждан.
К таким условиям, в
первую очередь, следует отнести
повышение материального
Решению данной проблемы, прежде всего, должна способствовать реализация реформ здравоохранения и пенсионного страхования, реформирование рынка доступного жилья, развитие гибкого рынка труда и реформирование системы оплаты труда. Необходимо создать такие экономические и социальные условия, при которых гражданин сможет выбрать подходящую для него форму занятости.
В целях рационального использования трудовых ресурсов, стимулирования экономической активности и роста занятости населения необходимо с участием сторон социального партнерства:
улучшать условия и охрану труда, снижать риски травматизма на производстве и профессиональных заболеваний;
снижать количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда;
развивать систему оценки условий труда, провести аттестацию рабочих мест;
изменить подход к выплате компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда со статусного на фактический – за условия труда по результатам аттестации рабочих мест;
организовать профессиональное обучение женщин, работающих на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, с целью их вывода с вредных производств;
создать условия для продления периода трудовой деятельности работников за счет стимулирования занятости работников старшего возраста (пенсионеров);
разработать особые формы адресной психологической и профориентационной работы, специальные программы профессионального обучения граждан пенсионного возраста, желающих продолжать трудиться;
создать условия роста занятости экономически неактивного населения, для чего необходимо: