Основные направления финансовой политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных направлений финансовой политики в РФ.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть сущность и составляющие финансовой политики;
– изучить механизм реализации финансовой политики;
– рассмотреть управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ;
– проанализировать особенности финансовой политики в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовая политика государства
1.1 Сущность и составляющие финансовой политики
1.2 Реализация финансовой политики 1
Глава 2. Основные направления финансовой политики на современном этапе в РФ
2.1 Управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ
2.2 Анализ бюджетно-налоговой политики РФ(2007-2008 годы)
2.3 Основные направления бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 147.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

Глава 1. Финансовая политика государства

1.1 Сущность и составляющие финансовой политики

1.2 Реализация финансовой политики 1

Глава 2. Основные направления  финансовой политики на современном этапе в РФ

2.1 Управление финансовой  политикой и государственный финансовый контроль в РФ

2.2 Анализ бюджетно-налоговой политики РФ(2007-2008 годы)

2.3 Основные направления  бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса

Заключение 

Список литературы

 

Введение

Актуальность выбранной  темы курсовой работы заключается в  том, что финансовая политика государства  является базой, на которой строится вся система управления финансами  в стране. В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач  играет финансовая политика. Однако для  правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач  требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и  механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Только научный подход, знание и  изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что  ее относительная самостоятельность  не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается  серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Целью курсовой работы является изучение основных направлений финансовой политики в РФ.

Задачи курсовой работы:

– раскрыть сущность и составляющие финансовой политики;

– изучить механизм реализации финансовой политики;

– рассмотреть управление финансовой политикой и государственный  финансовый контроль в РФ;

– проанализировать особенности  финансовой политики в РФ.

Объектом исследования в  курсовой работе является финансовая система государства.

Предметом исследования в  курсовой работе являются экономические  отношения, возникающие в процессе реализации финансовой политики.

Курсовая работа опирается  на теоретическую и методологическую основу, которой явились труды  отечественных и зарубежных ученых, научно-методические и практические разработки ведущих экономистов.

Курсовая работа представлена введением, основной частью, состоящей  из двух глав и четырех параграфов, заключением и списком литературы.

 

Глава 1. Финансовая политика государства

1.1 Сущность и составляющие  финансовой политики

Мероприятия государства  по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.

"Финансовая политика  – это основанная на финансовом  законодательстве целенаправленная  деятельность государства, связанная  с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием  для выполнения государством  своих функций". Главными задачами  финансовой политики являются:

– обеспечение финансовыми  ресурсами программ, осуществляемых государством;

– установление рационального, с точки зрения государства, распределения  и использования финансовых ресурсов;

– сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

– достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

– создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих  субъектов;

– формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство  населения.

Финансовая политика –  это совокупность государственных  мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности  и мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и использовании  в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством его функций и в конечном счете – создания условий для экономической стабилизации и прогресса общества.

Финансовая политика –  это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она  тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или  внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает  соответствующими финансовыми ресурсами.

Направления финансовой политики зависят от экономического состояния  страны, решаемых социально-экономических  и иных задач. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики. "Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения "золотого правила" экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть". Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является высокая роль государства в регулировании национальной экономики именно через финансовую систему, а именно – высокие расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение и т.п.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием  оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки  рекомендаций по ее корректировке важно  четко представлять, каким целям  она служит и что, в конечном счете, должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Содержание финансовой политики включает в себя:

– разработку научно обоснованной концепции развития финансов;

– определение основных направлений их использования;

– разработку мер, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию  и финансовую тактику.

Под финансовой стратегией понимается долговременный курс государства  в области финансов, в ходе которого предусматривается решение крупномасштабных задач. Под финансовой тактикой понимается решение задач конкретного этапа  развития посредством своевременной  перегруппировки финансовых связей.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой  государства, которая представляет собой часть социально-экономической  политики, направленной на борьбу с  инфляцией, безработицей и обеспечение  стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная и социальная политика.

Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. "Бюджетная  политика – это целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом". В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемых бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных  актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в  структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между  бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера  решения этих вопросов зависит социально-экономическая  направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма  в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика государства  предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и  расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных  социальных задач. Основными рычагами налоговой политики государства  являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных  расходов или их направлений в  соответствии с конкретными целями общества. Разработка налоговой политики – прерогатива законодательных  органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение  и расходование средств государственного бюджета.

Налоговая политика находит  свое воплощение в построении той  или иной налоговой системы. Налоговые  системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием  видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений  налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Мировой практикой доказано, что:

– налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению  расходов по сбору налогов, к росту  недоимок и штрафов;

– основой налоговой базы должны выступать прямые налоги;

– превалирование косвенной  системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени  основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления  при разных уровнях доходов;

– косвенные налоги целесообразно  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, а  также на предметы роскоши;

– высокие налоги приводят к утечке капитала из страны;

– в кризисные для экономики  периоды необходимо уменьшать бремя  налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного  потенциала.

"Инвестиционная политика  государства – комплекс взаимосвязанных  целей и мероприятий по обеспечению  необходимого уровня и структуры  капиталовложений в экономику  страны и отдельные ее сферы  и отрасли, повышению инвестиционной  активности всех основных агентов  воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и  государства". Проще говоря, инвестиционная  политика – это деятельность  государства, направленная на  изыскание источников инвестиций  и установление рациональных  областей их использования. Инвестиционная  политика связана с созданием  условий для привлечения отечественных  и иностранных инвестиций, прежде  всего в реальный сектор экономики.  Инвестиционная политика как  часть финансовой политики реализуется  на разных уровнях государственного  управления и управления финансами  хозяйствующих субъектов. Главная  задача этой политики заключается  в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно  вкладывать финансовые средства  в экономику России.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового  обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции  РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам  населения и т.д. Также социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение  противоречий между участниками  рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической  почве.

 

1.2 Реализация финансовой  политики

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Он представляет собой "совокупность способов организации финансовых отношении, применяемых обществом в целях  обеспечения благоприятных условий  для экономического и социального  развития".

Финансовый механизм представляет собой часть хозяйственного механизма  и включает:

– совокупность организационных  форм финансовых отношений;

– порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

– методы финансового планирования;

– формы управления финансами  и финансовой системой;

– финансовое законодательство.

Использование финансового  механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу  в России относятся органы законодательной  власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная  служба налоговой полиции; Мингосимущество  РФ; Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Структура финансового механизма  достаточно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие  разнообразию финансовых отношений. Именно множественность взаимосвязей предопределяет применение большого числа элементов  финансового механизма. Сферы и  звенья финансового механизма отличаются различной степенью сложности и  разветвленности отдельных элементов. Так, например, для бюджетного механизма  характерна система из многих видов  налогов, а также разнообразных  направлений использования средств  и методов финансирования.

Сочетание элементов финансового  механизма образует конструкцию  финансового механизма, которая  приводится в движение путем установления количественных параметров каждого  его элемента, т. е. определение ставок и норм изъятия, объемов фондов, уровня расходов и т.д. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма, так как чаще всего подвергаются корректировке.

Информация о работе Основные направления финансовой политики России