Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных направлений финансовой политики в РФ.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть сущность и составляющие финансовой политики;
– изучить механизм реализации финансовой политики;
– рассмотреть управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ;
– проанализировать особенности финансовой политики в РФ.
Введение
Глава 1. Финансовая политика государства
1.1 Сущность и составляющие финансовой политики
1.2 Реализация финансовой политики 1
Глава 2. Основные направления финансовой политики на современном этапе в РФ
2.1 Управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ
2.2 Анализ бюджетно-налоговой политики РФ(2007-2008 годы)
2.3 Основные направления бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса
Заключение
Список литературы
Формируя финансовый механизм,
государство стремится
Основными задачами финансовой политики являются:
– создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся ресурсов;
– поддержание определенного уровня экономической активности в стране.
Финансовая политика содержит два основных аспекта:
макроэкономическая
распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
Инструменты финансовой политики:
– прямое и косвенное налогообложение;
– бюджетные расходы;
– управление дефицитом бюджета.
Налогообложение – это
принудительное и безвозмездное
взимание правительством или местными
органами власти налогов с физических
лиц и организаций для
– прямое налогообложение – непосредственное налогообложение физических и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками.
– косвенное налогообложение – налогообложение, бремя которого несут лица и организации, непосредственно не уплачивающие налоги.
Таким образом, представляется,
что между двумя этими видами
налогообложения должен существовать
определенный баланс. И задачей государства
при проведении налоговой политики
является именно поддержание баланса
за счет того, что прямое налогообложение
используется для уравнительных
целей, тогда как косвенное
Бюджетно-фискальная политика
– политика государства в области
налогообложения и
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов – налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.
Дискреционная фискальная политика
– сознательное манипулирование
правительственными закупками, ставками
налогов и размерами
Основными инструментами дискреционной политики являются:
1) изменение объема налоговых
изъятий или отмены налогов
или изменение налоговой
2) осуществление за счет
средств государственного
3) реализация социальных
программ, которые включают в
себя выплату пособий по
В зависимости от состояния
экономики правительство
Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.
Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, прогрессивный подоходный налог, субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, прогрессивные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет.
Расходы бюджета – это
денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Бюджетные ресурсы, находящиеся
в руках государства, ограничены.
Поэтому при их распределении
возникает потребность в оценке
эффективности отдельных
Под дефицитом государственного бюджета понимается превышение правительственных расходов над доходами.
Дефицит бюджета сам по
себе не является событием чрезвычайного
характера. Нет ни одной страны, которая
на протяжении своей истории не сталкивалась
бы с этой проблемой. Дефицит бюджета
может быть вызван разными причинами,
например осуществлением крупных государственных
инвестиций в экономику. В этом случае
допущение опережающего роста государственных
расходов над доходами является обоснованным,
и дефицит бюджета отражает государственное
регулирование экономической
Дефицит государственного бюджета
может также отражать кризисные
явления в экономике, ее развал, неэффективность
финансово-кредитных связей, неспособность
правительства держать под
Вообще, в условиях динамично
развивающейся экономики с
Основными источниками финансирования дефицита бюджета являются:
– кредиты Центрального банка России;
– займы у частного сектора;
– иностранные кредиты.
1. Кредиты Центрального
банка России автоматически
2. Второй источник –
займы у частного сектора
Надо отметить, что для широкого размещения государственных долговых обязательств необходимо функционирование в стране рынка ценных бумаг с хорошо развитой инфраструктурой.
3. Внешнее финансирование,
под которым понимаются
Одним из способов финансирования дефицита бюджета можно считать невыполнение государством своих обязательств, в том числе задержка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, задержка выплаты пенсий, социальных пособий, невыполнение правительством обязательств по финансированию утвержденных государственных (в том числе социальных) программ. Подобные действия серьезно подрывают доверие к правительству со стороны населения и хозяйствующих субъектов.
Глава 2. Основные направления финансовой политики на современном этапе в РФ
2.1 Управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ
Под управлением финансовой
политикой понимается воздействие
на финансовые отношения с целью
максимально эффективного распределения
или перераспределения
В управлении финансовой политикой можно выделить следующие функциональные элементы:
– финансовое планирование;
– стратегическое и оперативное управление;
– финансовый контроль.
Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. В ходе финансового планирования государство оценивает состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и итоговое планирование.
Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.
Под оперативным управлением
финансами понимается совокупность
мер, разрабатываемых на основе оперативного
анализа складывающейся финансовой
ситуации и направляемых на получение
максимального эффекта при
На стадии оперативного управления финансами действует финансовый контроль, который помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Под финансовым контролем
понимают "совокупность действий и
операций законодательных и
Задачами финансового контроля являются:
– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
– обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
– выявление
– содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях;
– содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
– обеспечение соблюдения
действующего законодательства и нормативных
актов, в том числе в области
налогообложения предприятий
– содействие высокой отдаче
внешнеэкономической
Информация о работе Основные направления финансовой политики России