Основные направления финансовой политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных направлений финансовой политики в РФ.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть сущность и составляющие финансовой политики;
– изучить механизм реализации финансовой политики;
– рассмотреть управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ;
– проанализировать особенности финансовой политики в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовая политика государства
1.1 Сущность и составляющие финансовой политики
1.2 Реализация финансовой политики 1
Глава 2. Основные направления финансовой политики на современном этапе в РФ
2.1 Управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ
2.2 Анализ бюджетно-налоговой политики РФ(2007-2008 годы)
2.3 Основные направления бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 147.96 Кб (Скачать файл)

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям  финансовой политики того или иного  периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его  интересов, что является залогом  эффективности финансовой политики.

Основными задачами финансовой политики являются:

– создание условий для  эффективного размещения и использования  имеющихся ресурсов;

– поддержание определенного  уровня экономической активности в  стране.

Финансовая политика содержит два основных аспекта:

макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с проблемой  бюджетного дефицита;

распределение ресурсов, зависящее  от политики в области налогообложения  и правительственных расходов.

Инструменты финансовой политики:

– прямое и косвенное  налогообложение;

– бюджетные расходы;

– управление дефицитом  бюджета.

Налогообложение – это  принудительное и безвозмездное  взимание правительством или местными органами власти налогов с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в  качестве средства проведения налоговой  политики. Разница между прямым и  косвенным налогообложением заключается  в следующем:

– прямое налогообложение  – непосредственное налогообложение  физических и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками.

– косвенное налогообложение  – налогообложение, бремя которого несут лица и организации, непосредственно  не уплачивающие налоги.

Таким образом, представляется, что между двумя этими видами налогообложения должен существовать определенный баланс. И задачей государства  при проведении налоговой политики является именно поддержание баланса  за счет того, что прямое налогообложение  используется для уравнительных  целей, тогда как косвенное налогообложение  используется для эффективного получения  поступлений в бюджет.

Бюджетно-фискальная политика – политика государства в области  налогообложения и государственных  расходов, направленная по замыслу  на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Фискальная политика как  способ финансового регулирования  экономики осуществляется с помощью  мощных рычагов – налогообложения  и государственных расходов. В  связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование  правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.

Основными инструментами  дискреционной политики являются:

1) изменение объема налоговых  изъятий или отмены налогов  или изменение налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство  может удержать доходы от сокращения  в период спада или, наоборот, снизить располагаемый доход  в период бума;

2) осуществление за счет  средств государственного бюджета  программ занятости, ставящих  целью обеспечение безработных  работой;

3) реализация социальных  программ, которые включают в  себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим  семьям, расходы на образование.

В зависимости от состояния  экономики правительство проводит либо сдерживающую, либо стимулирующую  фискальную политику. В период инфляции проводится сдерживающая политика, которая  предполагает увеличение налогов и  сокращение правительственных расходов. В период спада осуществляется стимулирующая  политика, предполагающая снижение налогов  и увеличение государственных расходов.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.

Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, прогрессивный подоходный налог, субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, прогрессивные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет.

Расходы бюджета – это  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. Бюджетные ресурсы, находящиеся  в руках государства, ограничены. Поэтому при их распределении  возникает потребность в оценке эффективности отдельных программ расходов. Программы, приносящие больший  ожидаемый эффект, должны получить и большую финансовую поддержку, в то время как неэффективные  расходы должны быть сокращены. В  этом выражается основное назначение данного инструмента финансовой политики.

Под дефицитом государственного бюджета понимается превышение правительственных  расходов над доходами.

Дефицит бюджета сам по себе не является событием чрезвычайного  характера. Нет ни одной страны, которая  на протяжении своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Дефицит бюджета  может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных  инвестиций в экономику. В этом случае допущение опережающего роста государственных  расходов над доходами является обоснованным, и дефицит бюджета отражает государственное  регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства. Дефицит государственного бюджета может быть вызван чрезвычайными  событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами), когда государственных  резервов оказывается недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам.

Дефицит государственного бюджета  может также отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры и соответствующие политические решения.

Вообще, в условиях динамично  развивающейся экономики с устойчивыми  эффективными экономическими связями  дефицит в количественно допустимых границах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное  качество, т. е. сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, не должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, на налогоплательщиков или сопровождаться сокращением  социальных программ. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не выше 2–3 %.

Основными источниками финансирования дефицита бюджета являются:

– кредиты Центрального банка России;

– займы у частного сектора;

– иностранные кредиты.

1. Кредиты Центрального  банка России автоматически увеличивают  его активы и обмен денежной  массы в обращении. Постоянное  кредитование бюджета Центральным  банком приводит в конечном  итоге к инфляции.

2. Второй источник –  займы у частного сектора наиболее  предпочтителен. Правительство обращается  к частному сектору, размещая  государственные долговые обязательства.  Если доходность по ним будет  сравнима с доходностью по  другим инвестициям, то частный  сектор будет заинтересован в  приобретении государственных ценных  бумаг. Кроме того, государственные  ценные бумаги привлекательны  для инвесторов своей надежностью.  Их даже называют безрисковыми, хотя абсолютно безрисковых ценных бумаг не существует и вложения в государственные ценные бумаги также связаны с риском. Финансирование дефицита бюджета посредством размещения государственных ценных бумаг имеет определенные недостатки. Так, например, при чрезмерном размещении государственных долговых обязательств от других инвестиционных проектов отвлекаются значительные ресурсы частного бизнеса, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии экономического потенциала страны.

Надо отметить, что для  широкого размещения государственных  долговых обязательств необходимо функционирование в стране рынка ценных бумаг с  хорошо развитой инфраструктурой.

3. Внешнее финансирование, под которым понимаются внешние  займы и кредиты, является привлекательным,  но проблематичным. Во-первых, получение  внешних кредитов связано с  принятием правительством страны  соответствующих обязательств, что  в определенной степени ограничивает  его самостоятельность в вопросах макроэкономической политики. Во-вторых, обслуживание внешнего долга также является достаточно тяжелым бременем для экономики страны.

Одним из способов финансирования дефицита бюджета можно считать  невыполнение государством своих обязательств, в том числе задержка выплаты  заработной платы работникам бюджетной  сферы, задержка выплаты пенсий, социальных пособий, невыполнение правительством обязательств по финансированию утвержденных государственных (в том числе  социальных) программ. Подобные действия серьезно подрывают доверие к  правительству со стороны населения  и хозяйствующих субъектов.

 

Глава 2. Основные направления  финансовой политики на современном  этапе в РФ

2.1 Управление финансовой  политикой и государственный  финансовый контроль в РФ

Под управлением финансовой политикой понимается воздействие  на финансовые отношения с целью  максимально эффективного распределения  или перераспределения финансовых ресурсов. Применительно к финансовой политике объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимают те организационные  структуры, которые осуществляют управление.

В управлении финансовой политикой  можно выделить следующие функциональные элементы:

– финансовое планирование;

– стратегическое и оперативное  управление;

– финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в системе  управления финансами. В ходе финансового  планирования государство оценивает  состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также  наиболее эффективные направления  их использования. Составными частями  финансового планирования являются бюджетное и итоговое планирование.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.д. Стратегическое управление финансами в нашей  стране осуществляют Государственная  Дума, аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной  власти и управления.

Под оперативным управлением  финансами понимается совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение  максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами  сводится к маневрированию финансовыми  ресурсами в целях решения  конкретных задач текущего периода. Оперативное управление финансами  в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов  местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятии, учреждений и организаций.

На стадии оперативного управления финансами действует финансовый контроль, который помогает сопоставить  фактические результаты использования  финансовых ресурсов с плановыми, а  также выявить резервы роста  финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Под финансовым контролем  понимают "совокупность действий и  операций законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных контрольных органов  по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в  лице государства, предприятий, учреждений и организаций, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных  расходов". Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или  иных финансовых действий, но и имеет  аналитический аспект.

Задачами финансового  контроля являются:

– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства;

– обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом;

– выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению издержек и повышению рентабельности;

– содействие рациональному  расходованию материальных ценностей  и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях;

– содействие правильному  ведению бухгалтерского учета и  отчетности;

– обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных  актов, в том числе в области  налогообложения предприятий различных  организационно-правовых форм собственности;

– содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям.

Информация о работе Основные направления финансовой политики России