Основные направления финансовой политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных направлений финансовой политики в РФ.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть сущность и составляющие финансовой политики;
– изучить механизм реализации финансовой политики;
– рассмотреть управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ;
– проанализировать особенности финансовой политики в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовая политика государства
1.1 Сущность и составляющие финансовой политики
1.2 Реализация финансовой политики 1
Глава 2. Основные направления финансовой политики на современном этапе в РФ
2.1 Управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ
2.2 Анализ бюджетно-налоговой политики РФ(2007-2008 годы)
2.3 Основные направления бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 147.96 Кб (Скачать файл)

Государственный финансовый контроль включает в себя контроль:

– за исполнением федерального бюджета;

– за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– за организацией денежного  обращения;

– за использованием кредитных  ресурсов;

– за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;

– за состоянием государственных  резервов;

– за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Кроме того, в задачи государственного финансового контроля входит контроль:

– за полным и своевременным  поступлением всех видов государственных  доходов, страховых взносов в  Пенсионный фонд и другие федеральные  внебюджетные фонды, а также кредитных  и заемных средств, направляемых на финансирование федерального бюджета;

– за своевременным финансированием  расходов на социальную сферу по объему, структуре и целевому назначению, в том числе выплату пенсий, стипендий, пособий и др

В настоящее время в  РФ нет единого органа государственного финансового контроля. Важным элементом  государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности  является президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины. Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов.

Функции финансового контроля выполняет также Главное Контрольное  управление Президента РФ, являющееся структурным подразделением Администрации  Президента и действующее на основе Указа Президента РФ "О мерах  по обеспечению государственного финансового  контроля в Российской Федерации".

Функции Главного Контрольного управления Президента РФ заключаются  в контроле над деятельностью:

– органов надзора при  федеральных органах исполнительной власти;

– подразделений Администрации  Президента;

– органов исполнительной власти субъектов Федерации (рассмотрение жалоб и обращений граждан  и юридических лиц).

Главное Контрольное управление Президента РФ взаимодействует со всеми  органами исполнительной власти и наделено правом:

– требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий, независимо от формы  собственности, предоставления любой  документации и информации, необходимой  для проведения проверок;

– привлекать к проверкам  специалистов и представителей правоохранительных органов;

– вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам  проверок;

– направлять предписания  об устранении финансовых нарушений (но не вправе самостоятельно применять  какие-либо санкции к нарушителям).

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

Правительство РФ на основании  Конституции РФ и Федерального закона РФ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве  РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных  функций в области финансов.

Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский  контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ имеются специальные  комитеты и комиссии, функциями которых  являются проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. В Государственной Думе таким комитетом является Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные  отраслевые комитеты и комиссии деятельности министерств, ведомств и государственных  комитетов. Парламент регулярно  получает данные о состоянии государственных  финансов через Счетную палату. Счетная  палата является специально созданным  Советом Федерации и Государственной  Думой контрольным органом.

Следующим федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим финансовый контроль, является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ занимает особое место в системе общегосударственного контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина РФ в пределах своей компетенции и сфер деятельности, в том числе специально созданным Контрольно-ревизионным управлением с его территориальными и местными органами.

Структурным подразделением Министерства финансов РФ является Главное  управление Федерального казначейства. Главной задачей Федерального казначейства является контроль за исполнением федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Кроме вышеуказанных органов  государственный финансовый контроль в РФ осуществляют Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральная  служба налоговой полиции РФ и  Государственный таможенный Комитет  РФ.

Государственные контрольно-финансовые органы проводят комплексные ревизии  и тематические проверки поступлений  и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые используют средства федерального бюджета.

 

2.2 Анализ бюджетно-налоговой  политики РФ(2007-2008 годы)

Первоочередной задачей  перед финансовой политикой РФ являлась и является создание благоприятных  условий для активизации предпринимательской  деятельности, определение рациональных форм изъятия доходов предприятий  в пользу государства и долю участия  населения в формировании финансовых ресурсов. Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности  использования финансовых ресурсов путем их распределения между  сферами общественного производства, а также их концентрация на главных  направлениях экономического и социального  развития российского общества.

Руководство финансовой политикой  РФ с точки зрения государства  сводится к трем основным элементам:

– определение и постановка приоритетных целей и разработка стратегических и тактических задач, которые необходимо решить для достижения целей за определенный период жизни общества;

– разработка методов, средств  и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные  задачи решаются оптимальным образом;

– подбор, расстановка кадров, способных решить поставленные задачи.

Результативность финансовой политики тем выше, чем более она  учитывает потребности общественного  развития, интересы всех слоев и  групп общества. Приоритетами современной  финансовой политики России является обеспечение долгосрочного экономического роста, создание оптимальных пропорций  экономики, повышение социальной защищенности населения.

Основными чертами финансовой политики РФ на современном этапе  являются:

– возросшая взаимозависимость  между денежно-кредитной политикой  Центрального банка и бюджетно-налоговой  политикой Правительства;

– рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

– бурный рост рынка "фиктивных" капиталов.

Финансовая политика РФ на предстоящий период определяется следующими стратегическими линиями:

– единство целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в  рамках повышения материального  благосостояния граждан;

– обеспечение экономического роста при одновременном повышении  эффективности финансового регулирования;

– определение новых структурных  пропорций экономики и развитие всех секторов экономики;

– создание новых финансовых инструментов и механизмов; сокращение инфляции;

повышение роли региональных и местных бюджетов.

Рассматривая бюджетно-налоговую  политику РФ, отметим, что основными  ее целями в 2007 году являлись:

1) создание условий для  обеспечения сбалансированности  бюджетной системы в долгосрочном  периоде;

2) продолжение политики  аккумулирования конъюнктурных  доходов в Стабилизационном фонде  с расширением его функций  в качестве "фонда будущих поколений";

3) повышение результативности  бюджетных расходов. Недопущение  увеличения количества принимаемых  обязательств, препятствующего сопоставлению  и выбору наиболее эффективных  направлений использования бюджетных  средств;

4) усиление роли среднесрочного  финансового планирования;

5) дальнейшее расширение  самостоятельности и ответственности  главных распорядителей бюджетных  средств, прежде всего путем  разработки и внедрения методов  и процедур оценки качества  финансового менеджмента на ведомственном  уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины;

6) модернизация налоговой  системы.

В результате внесения комплексных  поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная  основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

Действовавший в 2004–2007годах  Стабилизационный фонд Российской Федерации  выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной  системы от колебаний внешнеэкономической  конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые  были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило  заложить основу для формирования в  текущем году бюджетных проектировок на 2009–2011 годы в формате "скользящей трёхлетки".

В качестве новых бюджетных  инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные  задания, многолетние государственные  и муниципальные контракты, упорядочены  механизмы планирования и осуществления  бюджетных инвестиций, созданы предпосылки  для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных  и муниципальных услуг.

Поправками к Бюджетному кодексу Российской Федерации более  чётко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена  самостоятельность и повышена ответственность  главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчётности. Началось внедрение системы мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.

В 2007 году введены единая декларация по налогу на добавленную  стоимость и общий порядок  возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых  вычетов по налогу на добавленную  стоимость. Реформирована система  налоговых вычетов, предоставляемых  физическим лицам. Введён новый вычет  на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также  объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение  с увеличением предельной суммы  единого вычета до 100 тыс. рублей.

Была продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007г. увеличен размер базовой  части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008г. предусмотрена её индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008г. страховая  часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008г. –  еще на 7,5 процента.

Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень  хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и  счета текущих операций, быстрый  рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал "перегрев" экономики.

С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а  с другой – быстрому наращиванию  внешних заимствований. Всего за три года (2005–2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составил 108 млрд долл. США., а на конец 2007 г. – 417,2 млрд. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.

Информация о работе Основные направления финансовой политики России