Основные направления финансовой политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных направлений финансовой политики в РФ.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть сущность и составляющие финансовой политики;
– изучить механизм реализации финансовой политики;
– рассмотреть управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ;
– проанализировать особенности финансовой политики в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовая политика государства
1.1 Сущность и составляющие финансовой политики
1.2 Реализация финансовой политики 1
Глава 2. Основные направления финансовой политики на современном этапе в РФ
2.1 Управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ
2.2 Анализ бюджетно-налоговой политики РФ(2007-2008 годы)
2.3 Основные направления бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 147.96 Кб (Скачать файл)

Привлечение российскими  банками средств на мировом рынке  капитала позволило им проводить  экспансию на кредитном рынке, что  привело к повышению доступности  денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. Чистая международная инвестиционная позиция кредитных организаций  устойчиво ухудшалась.

В 2008 г. инфляция снова выросла  вследствие мягкой денежно- кредитной  политики в предыдущие годы. Правительство  и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких  цен на нефть и притока капитала. Кредитный бум в среднесрочной  перспективе может натолкнуться на снижение кредитоспособности заемщиков, а в условиях кризиса неизбежно  приводит к невозврату кредитов, ухудшению  кредитного портфеля банков.

При инерционном наращивании  кредитов заметное снижение стабильности пассивной базы вызывает острую нехватку ликвидности. Ситуацию в реальном секторе  также осложняет рост процентных ставок. Высокая стоимость ресурсов для предприятий кроме инфляционного  фактора определяется тем, что рынок  сигнализирует о существенном уровне неопределенности: вновь произведенные  товары и услуги могут быть невостребованы. В результате кредитами могут воспользоваться только производства с высокой доходностью или быстрой отдачей.

С кредитными ставками выше 15% российские банки работали до 2003 г. Именно тогда наша страна перешла  к экономическому росту. Но эти ставки были приемлемы только для ограниченного числа отраслей с быстрой отдачей. Условия для развития базовых отраслей промышленности возникают только на основе снижения инфляции и ставок кредита. При достижении равновесного курса дополнительное накачивание экономики денежными средствами может снова привести к избытку ликвидности и дополнительному росту инфляции, а задача создания "длинных" денег вновь отодвинется на несколько лет. Это означает, что одно из важнейших условий для обеспечения долгосрочного роста – контроль над инфляцией. Поэтому в ведущих странах низкая инфляция выступает главным индикатором экономической политики. Таким образом, политика Банка России по повышению ставок в экономике оправдана. Другие страны снижают ставки, поскольку у них очень высок риск сильной дефляции.

Ожидается, что в 2009 г. и  в период 2010 и 2011 гг. внешние условия  развития российской экономики ухудшатся  по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Ожидаемое в текущем  году замедление роста спроса в группе стран – ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских  цен в группе стран – ведущих  поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения  темпов экономического роста и сдерживания  инфляции.

Выбор курсовой политики также  оказывается весьма непростой задачей. В начале развития кризисных процессов  в мировой экономике Банк России поддерживал неизменный курс национальной валюты по отношению к бивалютной корзине. Это сопровождалось снижением международных резервов и сокращением денежной массы. С середины ноября 2008 г. он приступил к плавному ослаблению национальной валюты посредством постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. За 2008 г. реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам укрепился на 4,5%, в том числе в декабре по отношению к ноябрю ослабел на 3,6%.

Рис. 1. Реальный эффективный  курс рубля к иностранным валютам

(прирост, в % к декабрю предыдущего года)

 

2.3 Основные направления  бюджетно-налоговой политики в  условиях кризиса

Перед правительством РФ стоят  следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений.

Во-первых, необходимо использование  мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Необходимо определить оптимальные меры и объем бюджетных  средств, которые оказали бы положительное  влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным  средне- и долгосрочным последствиям – инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.

Во-вторых, использование  мер фискальной политики для решения  острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической  нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном  достаточно высоком уровне инфляции Россия может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной  стороны, это снижение уровня жизни  граждан, рост безработицы, а с другой – замедление развития отраслей социальной сферы.

В третьих, поддержка реального  сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание  резкого спада в реальном секторе  экономики в силу неблагоприятных  внешних условий и внутренней нестабильности и связанных с  этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие  меры со стороны государства.

В таблице 1 представлен набор  мероприятий налогово-бюджетной  политики, направленных на преодоление  последствий мирового финансового  кризиса в нашей стране.

Таблица 1

Мероприятия налогово-бюджетной  политики, направленные на преодоление  последствий мирового финансового  кризиса

Общая стоимость мер налоговой  политики оценивается на уровне 900–1000 млрд руб. (2,3–2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) – в 1145 млрд руб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045–2145 млрд руб. (5,2–5,4% ВВП). Меры налогово-бюджетной политики, направленные на преодо- ление последствий мирового финансового кризиса, предполагается осуществить в сумме 175 млрд руб. за счет остатков бюджета на нача- ло 2009 г., остальные – за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета. Суммарная стоимость этих мер включает как уже принятые шаги государства, так и предполагаемые выпадающие доходы бюджета от снижения налогов.

С учетом нового макроэкономического  прогноза правительство будет вносить  корректировки в бюджет. В 2009 г. не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна  с учетом необходимости проведения антикризисных мер. 2010–2011 гг. должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. В 2010 г. дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 г. – 3% ВВП.

Финансовый кризис обусловил  набор оперативных мер финансовой политики, предпринимаемой правительством РФ. Рассмотрим основные меры, предпринимаемые  Правительством Российской Федерации  по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса, в разрезе  составляющих финансовой политики:

1. Налоговая и бюджетная  политика.

- Изменен порядок уплаты  НДС (с поквартального на помесячный). А также – налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель – сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков.

- Облегчены правила погашения  налоговой задолженности.

- Оптимизирован порядок  начисления НДС по авансовым  платежам. Поставлена задача –  существенно ускорить возврат  этого налога при экспортных  операциях.

- Амортизационная премия  по отдельным группам основных  средств увеличена с 10% до 30%.

- Снижена с 24% до 20% ставка  налога на прибыль.

- Субъектам федерации  предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее – единая ставка – 15%).

- Общий объем снижения  налоговой нагрузки оценивается  примерно в 550 млрд. рублей в  2009 году.

- В целях компенсации  выпадающих доходов региональных  и местных бюджетов от принятых  решений по снижению налогов  (в объеме примерно 100 млрд. рублей) им передаётся 0,5 процентных пункта  налога на прибыль и 100% акцизов  на ГСМ.

- Принят также ряд налоговых  мер в нефтяной отрасли и  на рынке жилья (в соответствующих  разделах).

- Во втором квартале 2009 года намечено вернуться к  вопросу оптимизации налоговой  системы.

2. Социальная политика:

- Максимальный размер  пособия по безработице повышен  с 3124 до 4900 рублей. В полном объеме  пособие будет выплачиваться  и гражданам, уволенным по собственному  желанию.

- В федеральном бюджете  зарезервировано до 50 млрд. рублей (из  общей суммы 325 млрд.) на проведение  активной политики занятости,  включая:

а) организацию общественных работ, как для безработных, так  и для граждан, переведенных на неполный рабочий день или находящихся  в вынужденных отпусках;

б) опережающее переобучение высвобождаемых работников;

в) содействие в переезде к новому месту работы.

- Снижена квота на привлечение  в Россию иностранной рабочей  силы.

3. Инвестиционная политика:

- Сформирован перечень  из примерно 300 предприятий (включая  крупные холдинговые компании), имеющих  существенное социально-экономическое  значение и являющихся крупными  работодателями. Им будет оказана  поддержка на федеральном уровне. В том числе – путем субсидирования  процентных ставок по кредитам, при необходимости вхождения  государства в капитал проблемных  компаний, гарантирования заимствований. Отдельно аналогичный перечень предприятий будет создан на региональном уровне.

- На эти цели в федеральном  бюджете зарезервировано примерно 92 млрд. рублей федерального бюджета  (из общей суммы 325 млрд.). А с  учетом дотации – 142 млрд. рублей. А также госгарантии на сумму  до 200 млрд. рублей.

- Будут применяться селективные  меры таможенно-тарифной защиты  с учетом принятых международных  обязательств.

- Проводится работа по  снятию административных барьеров, развитию конкуренции.

- Кредитная программа  Внешэкономбанка по малому и  среднему бизнесу будет увеличена  до 30 млрд. рублей.

- 10,5 млрд. рублей выделяется  из федерального бюджета на  поддержку создания новых эффективных  малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры  малого бизнеса – технопарков  и бизнес-инкубаторов, – гранты и обучающие программы).

- Принят закон, предоставляющий  малому бизнесу преференции при  выкупе арендуемого государственного  и муниципального имущества.

- Решен вопрос о снижении  платы за присоединение к электрическим  сетям объектов малой мощности (5,5 МРОТ за объекты мощностью  до 15 кВТ).

- Регионам и муниципалитетам  предложено привлечь малый и  средний бизнес к выполнению  государственного и муниципального  заказа. Снять административные  барьеры для предпринимательской  активности, включая ограничения  по доступу на локальные рынки.

- Приняты меры по снижению  налоговой нагрузки на малый  и средний бизнес (см. соответствующий  раздел).

В условиях экономического кризиса Правительство считает  необходимым снизить налоговую  нагрузку, усилить стимулирующую  роль налоговой системы и, тем  самым, поддержать деловую активность в реальном секторе экономики  и потребительский спрос граждан. Указанные средства в рамках реализации социальной политики будут выделяться под региональные программы создания рабочих мест и организации общественных работ. Общая логика действий Правительства  – восстановление нормального кредитования предприятий, стимулирование спроса, защита внутреннего рынка. Основная цель поддержки малого бизнеса – использовать его потенциал для создания новых рабочих мест.

Таким образом, подводя итог реализации финансовой политики в РФ на современном этапе, следует отметить, что меры, предпринимаемые в рамках финансовой политики, обусловлены борьбой  с последствиями финансового  кризиса в краткосрочной перспективе  и повышением темпов экономического роста в долгосрочной перспективе.

 

Заключение

Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

Иными словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций, оказывает огромное влияние  на уровень и темпы развития страны.

Финансовая политика позволяет  соединить воедино потенциальные  возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах, с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы. Основа определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям  финансовой политики того или иного  периода, что является залогом полноты  реализации ее целей и задач. При  этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового  механизма и его отдельных  элементов с личными и коллективными  интересами, что выступает залогом  эффективности финансового механизма.

Рассматривая финансовую политику РФ на современном этапе  развития экономики страны, следует  отметить, что в настоящее время  все краткосрочные меры, предпринимаемые  правительством РФ, направлены на борьбу и ликвидацию последствий мирового финансового кризиса. В то же время  правительство не меняет стратегический курс финансовой политики, который  направлен на повышение темпов экономического роста, снижению диспропорций в различных  отраслях экономики, повышение материального  благосостояния граждан и повышение  роли местных и региональных бюджетов. Цели дальнейшего развития финансовой политики в нашей стране ориентируются, прежде всего, на повышение роли малого и среднего предпринимательства  в создании рабочих мест, развитии всех секторов экономики и стимулировании развития наукоемких технологий в противовес добывающей промышленности.

Информация о работе Основные направления финансовой политики России