Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных направлений финансовой политики в РФ.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть сущность и составляющие финансовой политики;
– изучить механизм реализации финансовой политики;
– рассмотреть управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ;
– проанализировать особенности финансовой политики в РФ.
Введение
Глава 1. Финансовая политика государства
1.1 Сущность и составляющие финансовой политики
1.2 Реализация финансовой политики 1
Глава 2. Основные направления финансовой политики на современном этапе в РФ
2.1 Управление финансовой политикой и государственный финансовый контроль в РФ
2.2 Анализ бюджетно-налоговой политики РФ(2007-2008 годы)
2.3 Основные направления бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса
Заключение
Список литературы
Привлечение российскими
банками средств на мировом рынке
капитала позволило им проводить
экспансию на кредитном рынке, что
привело к повышению
В 2008 г. инфляция снова выросла вследствие мягкой денежно- кредитной политики в предыдущие годы. Правительство и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких цен на нефть и притока капитала. Кредитный бум в среднесрочной перспективе может натолкнуться на снижение кредитоспособности заемщиков, а в условиях кризиса неизбежно приводит к невозврату кредитов, ухудшению кредитного портфеля банков.
При инерционном наращивании
кредитов заметное снижение стабильности
пассивной базы вызывает острую нехватку
ликвидности. Ситуацию в реальном секторе
также осложняет рост процентных
ставок. Высокая стоимость ресурсов
для предприятий кроме
С кредитными ставками выше 15% российские банки работали до 2003 г. Именно тогда наша страна перешла к экономическому росту. Но эти ставки были приемлемы только для ограниченного числа отраслей с быстрой отдачей. Условия для развития базовых отраслей промышленности возникают только на основе снижения инфляции и ставок кредита. При достижении равновесного курса дополнительное накачивание экономики денежными средствами может снова привести к избытку ликвидности и дополнительному росту инфляции, а задача создания "длинных" денег вновь отодвинется на несколько лет. Это означает, что одно из важнейших условий для обеспечения долгосрочного роста – контроль над инфляцией. Поэтому в ведущих странах низкая инфляция выступает главным индикатором экономической политики. Таким образом, политика Банка России по повышению ставок в экономике оправдана. Другие страны снижают ставки, поскольку у них очень высок риск сильной дефляции.
Ожидается, что в 2009 г. и
в период 2010 и 2011 гг. внешние условия
развития российской экономики ухудшатся
по сравнению с предшествующим трехлетним
периодом. Ожидаемое в текущем
году замедление роста спроса в группе
стран – ведущих импортеров российских
товаров, снижение темпов роста потребительских
цен в группе стран – ведущих
поставщиков товаров в Россию,
а также низкие цены на сырьевые
товары будут воздействовать на российскую
экономику в направлении
Выбор курсовой политики также оказывается весьма непростой задачей. В начале развития кризисных процессов в мировой экономике Банк России поддерживал неизменный курс национальной валюты по отношению к бивалютной корзине. Это сопровождалось снижением международных резервов и сокращением денежной массы. С середины ноября 2008 г. он приступил к плавному ослаблению национальной валюты посредством постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. За 2008 г. реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам укрепился на 4,5%, в том числе в декабре по отношению к ноябрю ослабел на 3,6%.
Рис. 1. Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам
(прирост, в % к декабрю предыдущего года)
2.3 Основные направления бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса
Перед правительством РФ стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений.
Во-первых, необходимо использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Необходимо определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям – инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.
Во-вторых, использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой – замедление развития отраслей социальной сферы.
В третьих, поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.
В таблице 1 представлен набор
мероприятий налогово-
Таблица 1
Мероприятия налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса
Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900–1000 млрд руб. (2,3–2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) – в 1145 млрд руб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045–2145 млрд руб. (5,2–5,4% ВВП). Меры налогово-бюджетной политики, направленные на преодо- ление последствий мирового финансового кризиса, предполагается осуществить в сумме 175 млрд руб. за счет остатков бюджета на нача- ло 2009 г., остальные – за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета. Суммарная стоимость этих мер включает как уже принятые шаги государства, так и предполагаемые выпадающие доходы бюджета от снижения налогов.
С учетом нового макроэкономического прогноза правительство будет вносить корректировки в бюджет. В 2009 г. не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер. 2010–2011 гг. должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. В 2010 г. дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 г. – 3% ВВП.
Финансовый кризис обусловил
набор оперативных мер
1. Налоговая и бюджетная политика.
- Изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). А также – налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель – сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков.
- Облегчены правила погашения налоговой задолженности.
- Оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Поставлена задача – существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях.
- Амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до 30%.
- Снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль.
- Субъектам федерации
предоставлено право
- Общий объем снижения
налоговой нагрузки
- В целях компенсации
выпадающих доходов
- Принят также ряд налоговых
мер в нефтяной отрасли и
на рынке жилья (в
- Во втором квартале 2009 года намечено вернуться к вопросу оптимизации налоговой системы.
2. Социальная политика:
- Максимальный размер
пособия по безработице
- В федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости, включая:
а) организацию общественных работ, как для безработных, так и для граждан, переведенных на неполный рабочий день или находящихся в вынужденных отпусках;
б) опережающее переобучение высвобождаемых работников;
в) содействие в переезде к новому месту работы.
- Снижена квота на привлечение в Россию иностранной рабочей силы.
3. Инвестиционная политика:
- Сформирован перечень
из примерно 300 предприятий (включая
крупные холдинговые компании), имеющих
существенное социально-
- На эти цели в федеральном
бюджете зарезервировано
- Будут применяться селективные
меры таможенно-тарифной
- Проводится работа по
снятию административных
- Кредитная программа
Внешэкономбанка по малому и
среднему бизнесу будет
- 10,5 млрд. рублей выделяется
из федерального бюджета на
поддержку создания новых
- Принят закон, предоставляющий
малому бизнесу преференции
- Решен вопрос о снижении
платы за присоединение к
- Регионам и муниципалитетам
предложено привлечь малый и
средний бизнес к выполнению
государственного и
- Приняты меры по снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес (см. соответствующий раздел).
В условиях экономического
кризиса Правительство считает
необходимым снизить налоговую
нагрузку, усилить стимулирующую
роль налоговой системы и, тем
самым, поддержать деловую активность
в реальном секторе экономики
и потребительский спрос
Таким образом, подводя итог
реализации финансовой политики в РФ
на современном этапе, следует отметить,
что меры, предпринимаемые в рамках
финансовой политики, обусловлены борьбой
с последствиями финансового
кризиса в краткосрочной
Заключение
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Иными словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.
Финансовая политика позволяет
соединить воедино
Формируя финансовый механизм,
государство стремится
Рассматривая финансовую политику РФ на современном этапе развития экономики страны, следует отметить, что в настоящее время все краткосрочные меры, предпринимаемые правительством РФ, направлены на борьбу и ликвидацию последствий мирового финансового кризиса. В то же время правительство не меняет стратегический курс финансовой политики, который направлен на повышение темпов экономического роста, снижению диспропорций в различных отраслях экономики, повышение материального благосостояния граждан и повышение роли местных и региональных бюджетов. Цели дальнейшего развития финансовой политики в нашей стране ориентируются, прежде всего, на повышение роли малого и среднего предпринимательства в создании рабочих мест, развитии всех секторов экономики и стимулировании развития наукоемких технологий в противовес добывающей промышленности.
Информация о работе Основные направления финансовой политики России