Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ основных показателей качества продукции и методов их оценки на примере трех магазинов: «Сотый», «Теремок», «Бонус».
Для реализации цели для решения поставлены следующие задачи:
- на основании литературных данных изучить основные показатели качества продукции и методы их оценки;
- провести анализ основных показателей качества продукции и методов их оценки на примере трех магазинов: «Сотый», «Теремок», «Бонус»
- подвести итоги работы, сделать выводы.
Объект исследования – три магазина: «Сотый», «Теремок», «Бонус»
Введение
Качество - понятие многоплановое,
обеспечение его требует
Улучшение качества продукции
- важнейшее направление
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
Актуальность темы курсовой
работы, подчеркивается тем, что показатели
качества, являются основной категорией
потребительских ценностей
Качество производимой продукции - это ключ к возрождению отечественных предприятий и улучшению качества жизни людей в стране. А если сказать проще: качество - это когда в магазин возвращаются не товары, а покупатели.
Целью курсовой работы является анализ основных показателей качества продукции и методов их оценки на примере трех магазинов: «Сотый», «Теремок», «Бонус».
Для реализации цели для решения поставлены следующие задачи:
- на основании литературных
данных изучить основные
- провести анализ основных
показателей качества
- подвести итоги работы, сделать выводы.
Объект исследования – три магазина: «Сотый», «Теремок», «Бонус»
Предмет исследования - основные показатели качества продукции и методы их оценки.
Теоретической и методологической
основой курсовой работы являются учебные
пособия и литература по управлению
качеством, а также классические
и современные экономические
теории по развитию рыночных отношений,
внутренние документы предприятия
по вопросам качества производимой продукции,
нормативные документы в
1. Основные показатели качества продукции
1.1 Понятие качества
продукции и управление
Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда - качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное - обществу в целом и его интересам.
Качество - совокупность характерных
свойств, формы, внешнего вида и условий
применения, которыми должны быть наделены
товары для соответствия своему назначению.
Все эти элементы определяют требования
к качеству изделия, которые конкретно
воплощены на этапе проектирования
в технической характеристике изделия,
в конструкторской
В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономике. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.
Понятие качества неоднократно
обсуждалось научной
Управление качеством на предприятии является одним из звеньев описываемого цикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группе предварительного контроля и анализа конструкций изделий и является основой в управлении качеством, имеющий определенные функции.
Функция планирования, подразумевающая проектирование, заключается в использовании руководством предприятия стратегии и тактики при анализе и учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматривает определение уровня качества изделий.
Функция осуществления - это
воплощение запроектированного качества
конструкции в готовую
Функция контроля осуществляется как на стадии изготовления продукции, так и путем выявления истинных достоинств товара после поступления его на рынок. Иными словами пригодность товара подтверждается посредством сбыта.
Функция управляющего воздействия подразумевает меры по реализации продукции и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.
Для четкого управления перечисленными
функциями планирования - осуществления
- контроля - управляющего воздействия
необходимо, чтобы все службы и
отделы предприятия, владея техникой управления
и контроля, специальной технологией,
а также статистическими
Таким образом, можно утверждать, что управление качеством на предприятии - это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей».
1.2 Показатели
качества как основная
Сегодня на рынке большое количество разнообразной продукции (товаров и марок) с самыми различными ценами на кажущиеся (покупателю) одинаковые товары и в тоже время одинаковыми ценами на товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие. Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и возможных затратах на эксплуатацию. Получается, что потребительская ценность товара не является одинаковой для всех покупателей, она сугубо индивидуализирована, хотя в своей массе, согласно законам математической статистики, средневзвешенная рыночная ценность товара всегда приближается к истинной его потребительской стоимости.
Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но и от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию.
Все потребительские ценности можно условно классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами действия: базовые, постоянные, временные ценности, сопутствующие, привнесенные, универсальные.
Базовые ценности - это потребительские ценности, заложенные в продукцию на этапе проектирования и характеризующиеся эксплуатационными показателями качества, к которым относятся показатели назначения (функциональные), надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), технической эстетики (целостность композиции, совершенство товарного вида), экологические (физические, химические, микробиологические), эргономические (соответствие эргономическим требованиям в рабочей зоне), патентно-правовые (патентная чистота, патентная защита), безопасности и транспортабельности.
Перечисленные показатели характеризуют
продукцию на протяжении всего ее
жизненного цикла. Они могут совершенствоваться,
изменяться, но их начальная номенклатура
не меняется. Эти показатели определяют
базовое потребительское
К базовым ценностям относится
и себестоимость продукции, характеризующая
производственно-
Постоянные, временные, сопутствующие и привнесенные потребительские ценности дополняют базовые. Дополнительные ценности не изменяют базового качества, заложенного при проектировании продукции, но усиливают или оттеняют его действие в глазах потребителя, что выражается в повышении потребительской стоимости продукции.
Постоянные ценности - это такие дополнительные потребительские ценности, которые действуют на протяжении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базовым ценностям не прямое, а косвенное отношение.
Например, имидж фирмы-изготовителя
продукции, престиж магазина, сертификат
на систему качества, популярность
торговой марки и т.д. Эти ценности
имеют различный рейтинг. Их воздействие
на покупателя позволяет намного
увеличить потребительскую
Временные ценности - дополнительные ценности, имеющие прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, обычно меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж.
Эти ценности, как правило, на какое-то время позволяют держать ударные цены на продукцию. Идеально когда жизненный цикл товара соразмерен с длительностью действия временных ценностей. Временные ценности реализуются потенциальной возможностью наценки к себестоимости товара, убывающей во времени (в связи с его моральным износом).
Сопутствующие ценности - дополнительные потребительские ценности, не связанные с продукцией непосредственно, но облегчающие или затрудняющие условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции (для экспортируемых или импортированных товаров). Сопутствующие ценности могут как способствовать ликвидности продукции, так и затруднять ее реализацию. Наценка к продукции за счет действия сопутствующих ценностей может значительно колебаться во времени.
Привнесенные ценности - информационные ценности: реклама, выставки, конкурсы, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенно отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей. К привнесенным ценностям также относятся слухи, мнения, жизненный опыт. Воздействие привнесенных ценностей может быть как временным, так и постоянным (например, реклама). Привнесенные ценности во времени действуют аналогично сопутствующим. Колебательный характер наценки вызван ослаблением во времени воздействия информационных мероприятий (до ее возобновления).
Большая часть продукции,
как правило, не имеет дополнительных
потребительских ценностей. Особенно
это относится к материалам, полуфабрикатам,
комплектующим изделиям, ценность которых
профессионально оценивается
Универсальные ценности - рыночная стоимость продукции или цена.
Цена - главная ценность, которая, как зеркало, адекватна потребительским свойствам, но с какой-то погрешностью, вызванной стохастическим характером зависимости цены и качества. Вместе с этим цена, какой бы ни была продукция, имеет универсальную размерность (в денежном выражении), т.е. по ней можно сравнивать ценность разных по виду и качеству изделий.
Информация о работе Основные показатели качества продукции и методы их оценки