Основные показатели качества продукции и методы их оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ основных показателей качества продукции и методов их оценки на примере трех магазинов: «Сотый», «Теремок», «Бонус».
Для реализации цели для решения поставлены следующие задачи:
- на основании литературных данных изучить основные показатели качества продукции и методы их оценки;
- провести анализ основных показателей качества продукции и методов их оценки на примере трех магазинов: «Сотый», «Теремок», «Бонус»
- подвести итоги работы, сделать выводы.
Объект исследования – три магазина: «Сотый», «Теремок», «Бонус»

Файлы: 1 файл

курсовая 3 магаза.docx

— 46.91 Кб (Скачать файл)

Успешное продвижение  на рынок нового изделия во многом будет зависеть от правильного учета  всех факторов, влияющих на ликвидность  продукции, и особенно от возможности  предприятия-изготовителя выявить  или сформировать дополнительные потребительские ценности, усиливающие базовое качество продукции.

Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что показатели качества, являющиеся основной категорией потребительских ценностей, создают  базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости  от ее первоначального качества. На основе базовых ценностей (показателей  качества) формируются все последующие  ценности, входящие в состав потребительской  ценности продукции. Лишь некоторые  не имеют никакой связи с базовыми ценностями, они были отмечены выше.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Высокое качество изделий  предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

    • факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);
    • факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);
    • факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Совокупность показателей  качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

    • по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели);
    • по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
    • по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);
    • по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели);
    • по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели);
    • по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем  качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.).

Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.

Оценка уровня качества продукции  может производиться дифференциальным или комплексным методами. При  применении дифференциального метода производится сопоставление единичных  показателей качества новой продукции  с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном - фактических  комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.

Числовые значения показателей  качества устанавливаются с помощью  объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический  и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических  измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов - анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

ГОСТ 22851-77 устанавливает  следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым  ими свойствам продукции:

1. Показатели назначения  характеризуют свойства продукции,  определяющие основные функции,  для выполнения которых она  предназначена, и обуславливают  область ее применения.

В эту группу входят:

    • классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
    • функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
    • конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
    • показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности  характеризуют свойства безотказности,  долговечности, ремонтопригодности  и сохраняемости.

    • Безотказность - свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
    • Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
    • Ремонтопригодность - способность продукции подвергаться ремонту.
    • Сохраняемость - свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

3. Эргономические показатели  характеризуют систему «человек-изделие»  и учитывают комплекс свойств  человека, проявляющихся в производственных  и бытовых процессах. К ним  относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь,  мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности,  пороги слуха, зрения и т.п.).

    • Психофизиологические характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека.
    • Психологические характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации.
    • Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.

4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

5.   Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.

6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Основные показатели унификации - коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все  части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.

7.     Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).

8. Экологические показатели  характеризуют уровень вредных  воздействий на окружающую среду,  возникающих при эксплуатации  или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых  в окружающую среду, вероятность  выброса вредных частиц, газов,  излучений при хранении, транспортировании  и использовании продукции, уровень  ПДК.

9.   Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.

10.   Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции - технико-экономические показатели.

 

1.3 Статистические  методы анализа качества продукции

 

Статистические методы анализа  качества широко применяется в отечественной  и зарубежной системах управления качеством  продукции.

Статистический анализ - это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.

Источником данных при  осуществлении анализа и контроля качества служат следующие мероприятия:

1) Инспекционный контроль: регистрация данных входного  контроля исходного сырья, материалов; регистрация данных контроля  готовых изделий; регистрация  данных промежуточного контроля  и т. д.

2) Производство и технология: регистрация данных контроля  процесса; повседневная информация  о применяемых операциях, регистрация  данных контроля оборудования (наладки,  ремонт, техническое обслуживание); патенты и статьи из периодической  печати и т.д.

3) Поставки материалов  и сбыт продукции: регистрация  движения через склады; регистрация  сбыта продукции (данные о получении  и выплате денежных сумм, контроль  срока поставок) т.д.

4) Управление и делопроизводство: регистрация прибыли; регистрация  возвращенной продукции; регистрация  обслуживания постоянных клиентов, журнал регистрации продажи; материалы  анализа рынка и т. д.

Обычно для анализа  данных на рабочем участке на японских предприятиях используются специально подобранные несложные для понимания  и применения статистические методы - так называемые «семь инструментов контроля качества».

Эти семь инструментов объединяют следующие методы:

1. Расслоение.

2. Графики.

3. Диаграмма Парето.

4. Причинно-следственная  диаграмма.

5. Гистограмма.

6. Диаграмма разброса.

7. Контрольные карты (, p, pn и т.п.).

Перечисленные «семь инструментов контроля качества» при решении  различных проблем могут использоваться как в отдельности, так и в  различных комбинациях.

Решение той или иной проблемы проводится по следующей схеме:

- оценка отклонений параметров  от установленной нормы;

- выбор наиболее важных  факторов, от которых зависит  решение;

- оценка факторов, явившихся  причиной возникновения проблемы;

- оценка важнейших факторов, явившихся причиной появления  брака;

- совершенствование операций;

- подтверждение результата.

Метод анализа причин и последствий отказов (FMEA) впервые был разработан и применен в программе «Шаттл». Чаще всего он используется на стадии проектирования. Суть его заключается в том, что экспертно предполагаются наиболее критические отказы изделия, возможные в эксплуатации. Оцениваются (экспертно) возможные последствия этих отказов. В зависимости от серьезности этих последствий с определенной глубиной анализируются возможные причины отказов и принимаются конструктивные и технологические решения по недопущению этих причин.

Групповые методы анализа  и решения проблем получили достаточное  воплощение в форме кружков качества. Однако в зарубежной практике групповая  организация улучшения качества имеет много разновидностей. Саму по себе идею нельзя вырвать и насадить как нечто самостоятельное. Она  должна быть органической частью продуманного проекта построения на предприятии  системы качества.

Такие методы, как, FMEA, в зарубежной практике применяются очень широко и эффективно, входят неотъемлемой частью в программы подготовки специалистов по качеству.

Информация о работе Основные показатели качества продукции и методы их оценки