Основные преобразования экономики России в период реформ 1991 – 2000гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть основные преобразования экономических реформ 90-х г.г., проанализировав проводимые реформы государством России.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы перехода к рыночной экономики, проводимые реформы в нашей стране периода 90-х г.г.
2. Раскрыть механизмы российских реформ.
3. Показать анализ предпосылок развития экономических реформ 90-х г.г.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические вопросы перехода к рыночной системе хозяйствования. Макроэкономическая политика стабилизации в процессе преобразований.
1.1.Государственное регулирование экономики.………………………………….5-9
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики.…………9-13
1.3.Макроэкономическая стабилизация как макроэкономическая теория… …13-16
Раздел 2.Механизм российских реформ.
2.1. Либерализация экономики…………………………………………………….17-19
2.2. Разгосударствление…………………………………………………………….19-22
2.3.Макроэкономическая стабильность…………………………………………...22-24
Раздел 3.Реформирование экономики России: итоги 1990-2000 гг.
3.1.Россия во второй половине 90-х годов. Отсутствие предпосылок успешного "догоняющего" развития…………………………………………………………...25-27
3.2.2000-е годы — это продолжение 1990-х……………………………………....27-31
Заключение………………………………………………………………………..32-33
Список литературы…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

26 КУРСОВАЯ Чичерин (ГОТОВАЯ) .doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации.

 

Негосударственное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

«Институт Экономики»

Общеэкономический факультет

Кафедра социально-гуманитарных наук.

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине История Экономики

 

 

ТЕМА: Основные преобразования экономики России в период реформ 1991 – 2000гг.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил: Чичерин Никита Витальевич

Группа 11ДЭ  Очной формы  обучения  

преподаватель: к.п.н. Недорезова Антонина Юрьевна,

преподаватель: Павлова Ольга Владимировна

преподаватель: к.ф.н. Букш Светлана Александровна

 

 

 

 

 

Подольск

2011

 

Содержание

                                                                                                                                        стр.

Введение  ……………………………………………………………………………   .3

Глава 1. Теоретические  вопросы перехода к рыночной системе  хозяйствования. Макроэкономическая политика стабилизации в процессе преобразований.

1.1.Государственное регулирование экономики.………………………………….5-9

1.2.Концептуальные  основы реформирования российской  экономики.…………9-13

1.3.Макроэкономическая  стабилизация как макроэкономическая теория…   …13-16

Раздел 2.Механизм российских реформ.

2.1. Либерализация экономики…………………………………………………….17-19

2.2. Разгосударствление…………………………………………………………….19-22

2.3.Макроэкономическая  стабильность…………………………………………...22-24

Раздел 3.Реформирование экономики России: итоги 1990-2000 гг.

3.1.Россия во второй половине 90-х годов. Отсутствие предпосылок успешного "догоняющего" развития…………………………………………………………...25-27

3.2.2000-е годы — это продолжение 1990-х……………………………………....27-31

Заключение………………………………………………………………………..32-33

Список литературы…………………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую  стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое  является результатом происходящей в современном мире социально-экономической  революции. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для постиндустриального общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие производственные технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом, по нашему глубокому убеждению, должно стать создание новой формы организации экономики - инновационной экономики.

Вопросы судьбы экономических реформ приобрели в настоящее время особую актуальность. Глубочайший кризис, обрушившийся на Россию, серьезные неудачи на пути реформирования ее экономики, обнищание широких слоев населения вызвали мощную волну критики самой реформы, породили сомнения в ее целесообразности.

В то же время, как показывает анализ, радикальная экономическая реформа, начавшаяся еще в последние годы существования Советского Союза, имеет глубокие корни и выступает основным звеном трансформации социально-экономической модели, сложившейся в нашей стране. Она знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества, его истории и культуры, геополитического положения и сложившейся системы ценностей.

Неутешительные для России итоги XX в., а особенно неудачи реформ 90-х гг., так долго ожидавшихся российским обществом и приведших к столь плачевным последствиям, нередко интерпретируются как свидетельство провала национальной мысли, не сумевшей предложить действенных рецептов для реализации огромного потенциала страны, для трансформации ее в современное высокоразвитое государство.

Цель курсовой работы – рассмотреть основные преобразования экономических реформ 90-х г.г., проанализировав проводимые реформы государством России.

Задачи  курсовой работы:

1. Рассмотреть теоретические основы перехода к рыночной экономики, проводимые реформы в нашей стране периода 90-х г.г.

2. Раскрыть механизмы российских реформ.

3. Показать анализ предпосылок развития экономических реформ 90-х г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические вопросы перехода к рыночной системе хозяйствования. Макроэкономическая политика стабилизации в процессе преобразований.

 

1.1.Государственное регулирование экономики.

 

Современная экономическая  теория сформировалась в переломный период в становлении регулируемой рыночной экономики, характеризуется появлением новых форм организации, механизма и функционирования экономики.

Но в середине 70-х  годов кризис настиг уже государственно-регулируемую рыночную экономику. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству "экономический" механизм своего вмешательства в экономику, а не "административный". Эту задачу выполняет монетаристская концепция.

Инструментом монетаризма в регулировании экономики является денежно-кредитная политика государства.

Инструменты монетарной политики:

- изменение нормы обязательных резервов

- изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)

- операции на открытом рынке

Итак, роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования.

Государство - единственный субъект  в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных  субъектов. Ни одна экономическая система, имеющая в своей основе рыночное хозяйство, не может прожить без вмешательства, в той или иной степени, государства в экономику. И на это существуют свои объективные причины:

1) Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Важную роль в правовом обеспечении  имеет государственное противодействие  неограниченной власти монополий. В  экономически развитых странах разработано  антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества.

Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.

Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики и уголовное законодательство, направленное против краж, насилий, убийств, создает стабильную ситуацию в стране и таким образом также улучшает функционирование рынка.

2) Производство общественных благ. Рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров - так называемых общественных товаров. К ним относятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги (дорожная разметка, знаки) и целый ряд аналогичных товаров.

3) Компенсация внешних издержек (экстерналий). Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существует два основных способа минимизации отрицательных экстерналий.

Способ - принятие административных мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами с применением гражданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды.

Кроме отрицательных экстерналий  существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и "третьи лица". Государство поощряет возникновение положительных экстерналий. В этих целях проводится субсидирование. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные потребители блага, но и общество в целом.

4) Стабилизация макроэкономических колебаний с переходом от одного типа экономической системы к другому. В стране необходимо создать систему рыночной инфраструктуры и государство призвано помочь созданию этой системы, в том числе разработкой законодательных актов.

5) Обеспечение социальной защиты. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

Приоритетными считаются следующие  направления социальной защиты:

а) Гарантия минимальной заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий.

6) Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду. К таким условиям относятся:

  • свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;
  • получение желаемого уровня общего и специального образования;
  • материальная поддержка и переобучение временно незанятых в производстве лиц трудоспособного возраста.

Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на "естественном уровне". Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т.д.

в) Индексация фиксированных доходов. О частичном возмещении государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. Индексации также подлежат сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы.

Для реализации этих целей  государство использует различные  формы и методы. Прежде всего, важно различать две основные формы:

а) прямое вмешательство  через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

б) косвенное вмешательство  с помощью различных мер экономической политики. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

  • стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями;
  • обеспечение полной занятости;
  • стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
  • воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и на цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов.

1.2.Концептуальные основы  реформирования российской экономики.

Оценить нынешнюю ситуацию в российской экономике, найти выход из тяжелейшего кризиса, в котором она оказалась, определить систему целей и приоритетов ее будущего развития невозможно без учета современных общемировых социально-экономических тенденций и процессов, а также специфики страны, ее положения в мире, традиций и менталитета.

Информация о работе Основные преобразования экономики России в период реформ 1991 – 2000гг