Основные преобразования экономики России в период реформ 1991 – 2000гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть основные преобразования экономических реформ 90-х г.г., проанализировав проводимые реформы государством России.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы перехода к рыночной экономики, проводимые реформы в нашей стране периода 90-х г.г.
2. Раскрыть механизмы российских реформ.
3. Показать анализ предпосылок развития экономических реформ 90-х г.г.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические вопросы перехода к рыночной системе хозяйствования. Макроэкономическая политика стабилизации в процессе преобразований.
1.1.Государственное регулирование экономики.………………………………….5-9
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики.…………9-13
1.3.Макроэкономическая стабилизация как макроэкономическая теория… …13-16
Раздел 2.Механизм российских реформ.
2.1. Либерализация экономики…………………………………………………….17-19
2.2. Разгосударствление…………………………………………………………….19-22
2.3.Макроэкономическая стабильность…………………………………………...22-24
Раздел 3.Реформирование экономики России: итоги 1990-2000 гг.
3.1.Россия во второй половине 90-х годов. Отсутствие предпосылок успешного "догоняющего" развития…………………………………………………………...25-27
3.2.2000-е годы — это продолжение 1990-х……………………………………....27-31
Заключение………………………………………………………………………..32-33
Список литературы…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

26 КУРСОВАЯ Чичерин (ГОТОВАЯ) .doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Можно отметить, что в 1992—1994 гг. в стране были проведены основные, наиболее болезненные преобразования. При этом необходимо никому и никогда в истории человечества не приходилось тотально перестраивать огосударствленную экономику такого масштаба. Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности.

Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед  Россией вопрос о существе и характере  ее дальнейшего развития. Экономические  итоги последних лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, экономический рост) дают повод к оптимизму. Успехи России в деле реформирования экономики начинают получать признание в мире. Растет авторитет нашей страны на мировой арене. По данным компании Global В Market Insite, национальный бренд «Россия» стоит 663 млрд долл. Наша страна расположилась на 13-й позиции в списке из 35 стран, заняв место между Китаем (712 млрд долл.) и Швейцарией (558 млрд долл.). Первое место у бренда «Соединенные Штаты Америки», который оценивается в 17,9 трлн. долл.

Из выше изложенного следует отметить:

1.Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

2.С переходом к рыночным условиям в России началась инфляция, в результате механизм либерализации цен сопровождался гиперинфляцией.

3.Принцип свободного ценообразования, который начал действовать с 90-х гг. в России, и наличие постепенно растущих механизмов саморегулирования рынка привели к тому, что бывшие государственные предприятия, которые доминировали на рынке, не ограничивались при формировании структуры цен со стороны свободного рынка.

Раздел 3.Реформирование экономики России: итоги 1990-2000 гг.

3.1 Россия во второй половине 90-х годов. Отсутствие предпосылок

успешного "догоняющего" развития.

 

Вторая половина 90-х  годов ознаменовалась, с одной стороны, относительной финансовой стабилизацией, сокращением темпов промышленного спада и ростом интереса к России на мировых рынках капитала. Российские акции стали объектом повышенного спроса, страна разместила несколько выпусков еврооблигаций, была принята (в большей мере по политическим соображениям) в клуб промышленно развитых государств и, казалось, подошла к рубежу экономического оздоровления. Этот процесс был прерван финансовым кризисом 1998 года, последовавший за ним относительно быстрый промышленный подъем 1999-2000 годов и достаточно оперативно достигнутая финансовая стабилизация подтверждают, что наиболее драматичный период российских реформ остался в прошлом.

К началу XXI века страна подходит в активном поиске дальнейших путей  своего развития. Россия является очередным кандидатом на вхождение в группу стран, связавших свою судьбу со стратегией "догоняющего" развития. Нынешняя ситуация остается весьма благоприятной для проведения очередной ускоренной модернизации, где важно определить задачи.

Во-первых, осуществление стратегии "догоняющего" развития требует колоссальных инвестиционных ресурсов. Необходимы прямые иностранные капиталовложения, направленные на развитие национальной промышленности.

Во-вторых, Россия остается критически зависимой от импорта потребительских товаров, продовольствия, а также большинства современных информационных технологий. В отличие от многих других развивающихся стран, в Российской Федерации фактически отсутствуют сборочные предприятия крупнейших иностранных компаний, которые могли бы насытить отечественный рынок конкурентоспособными товарами, увеличить налоговые платежи и частично разрешить проблему занятости.

В-третьих, специфика "догоняющего" развития, предполагает формирование внутри страны благоприятного инвестиционного климата, служащего, в том числе и поощрению экспорта.

В-четвертых, последнее десятилетие прошло в России под знаком полного пренебрежения к развитию национальной науки и интеллектуальному потенциалу нации в целом, хотя любое "догоняющее" развитие в постиндустриальную эпоху возможно лишь в условиях востребованного квалифицированного труда.

В - пятых, государство, концентрируя усилия на наиболее приоритетных направлениях.

Следует отметить, что Россия представляет собой сегодня страну с достаточно универсальным, но безнадежно устаревшим производственным потенциалом, гигантскими природными богатствами, широким внутренним рынком и достаточно квалифицированной рабочей силой. В той или иной мере все положительные черты России как перспективной хозяйственной системы, так или иначе, связаны с ее прошлыми, индустриальными успехами, а все негативные, концентрирующиеся вокруг дефицита необходимых инвестиций, - с отсутствием постиндустриального опыта.

Следует сделать вывод: Россия должна в ближайшей перспективе стремиться только к тому, чтобы стать развитой индустриальной страной, поскольку возможности быстрого вхождения в круг постиндустриальных державу нее полностью отсутствуют. Безусловно, придерживаясь стратегии развития, подобной осуществлявшейся в странах Юго-Восточной Азии, Российская Федерация может добиться в обозримом будущем значительных успехов, однако это не отрицает двух фундаментальных моментов, становящихся сегодня очевидными.

Во-первых, Россия не способна выйти из сложившейся ситуации, опираясь лишь на собственные силы, и должна максимально стимулировать приток иностранных инвестиций и технологий - даже в ущерб комплексу великодержавности.

Во-вторых, же, шанс занять место в списке стран-лидеров постиндустриального мира нами безвозвратно упущен и вряд ли в XXI веке мы сможем реально претендовать на подобное место.

3.2.2000-е годы — это продолжение 1990-х

Но общественные перемены – неизбежный исторический процесс. В одних странах он проходил быстрее, в других – медленнее, в одних с меньшими человеческими жертвами, в других – с большими, одни страны раньше освоили демократические процедуры, другие учились этому дольше. Сейчас общество пожинает плоды, посеянные и взращённые реформаторами 1990-х годов.

Приватизация 1992-1995-х годов создала в России новых собственников и новые отношения собственности. А именно эти отношения в системе общественных отношений являются базовыми. Отношения собственности определяют социальную структуру общества, его гражданско-правовую и общественно-политическую систему.

Причинно-следственная связь между экономическими реформами 1990-х гг. и возвращением России к авторитаризму представляется как естественной, так и очевидной. Симбиоз власти и капитала произошёл в результате реформ 1990-х годов, и с тех пор никаких существенных общественных перемен в России не было.

В результате реформ высшая бюрократия получила в свои руки и власть, и национальную собственность. В течение почти уже 20 лет Россия уверенно движется по траектории, начертанной российскими реформаторами в 1990-х годах. В кадровом составе почти ничего не изменилось: сегодня у власти, практически, все те, кто в 1990-х годах создавали эту систему. Нынешняя номенклатура сама признаёт свою незыблемость.

Для разработки экономической программы новой власти был создан Центр стратегических разработок. Целью программы стало создание рынка, основанного на частной инициативе, освобождённой от чиновничьего произвола. Предполагалось заново отстроить властную вертикаль, провести судебную реформу, ликвидировать сращивание крупного бизнеса с властью, освободить экономику от излишнего и неоправданного вмешательства государства, выровнять условия конкуренции, снизить налоговое бремя и государственные расходы. Большой блок реформ намечался в социальной сфере — жилищно-коммунальном хозяйстве, пенсионном обеспечении, здравоохранении, образовании, трудовых отношениях и др.

Для практической реализации заявленных реформ складывались благоприятные условия. Менее чем через два года после кризиса 1998г. в стране начался устойчивый экономический рост. Цели реформ получили поддержку законодательной власти. Детально отраженная в программе действий правительства дальнейшая модернизация экономики и социальной сферы имела большие шансы на успех в условиях, когда Государственная Дума третьего созыва в подавляющем большинстве поддерживала те инициативы, которые вносились в парламент президентом и правительством. Благодаря этому были приняты законы, необходимые для того, чтобы структурные преобразования в экономике и социальной сфере начались или стартовали в самое ближайшее время.

Главным достижением правительства  в 2000-х г. стало проведение налоговой и тарифной реформ. Введение в России самых низких в Европе ставок подоходного налога с физических лиц (13 %) и снижение налога на прибыль организаций (до 35 %) повышали уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом и способствовали постепенному выведению экономики из тени и соответственно росту собираемости налогов. Бюджет 2001г. стал первым бездефицитным бюджетом за всю постсоветскую историю России, и это был первый бюджет, разработанный в соответствии с Бюджетным кодексом, вступившим в силу 1 января 2000г. Приоритетной задачей бюджета на 2001г. было объявлено сокращение государственного долга. И он действительно сократился. Принятый в декабре 2001г. закон о приватизации государственного и муниципального имущества подвел черту под десятилетием массовой, зачастую хаотичной приватизации государственной собственности — яркой приметы российской экономики 90-х годов. Теперь для государства вводились приватизационные «правила игры»: депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство — возможность осуществлять планирование и общее руководство, процессом приватизации, не согласовывая план продажи каждого конкретного предприятия с Думой, а президент — право формировать перечень стратегических предприятий и определять возможность их приватизации. Таким образом, появилась необходимая правовая база, на основе которой можно было предметно говорить о «законной» и «незаконной» приватизации. При составлении списка государственных унитарных предприятий (ГУП), предлагаемых к приватизации в 2002г., Министерству имущественных отношений РФ пришлось выдержать серьезный натиск отраслевых ведомств, которым не хотелось расставаться с подведомственной государственной собственностью. К приватизации был намечен ряд предприятий в топливно-энергетическом комплексе, агропромышленном комплексе, угольной промышленности, на транспорте и другое имущество. Выполнение программы приватизации уже в 2002г. привело к поэтапному разгосударствлению ряда отраслей экономики. По состоянию на 1 июня 2003г., в Российской Федерации насчитывалось 9860 федеральных государственных унитарных предприятий. В собственности государства находились также пакеты акций 4205 акционерных обществ. Росли промышленное производство, потребительские расходы, розничная торговля, снижалась безработица, инфляционные процессы контролировались правительством, и темпы инфляции не выходили за бюджетные параметры. Начали регулярно выплачиваться пенсии и престали быть хроническими задержки зарплаты. По целому ряду показателей был преодолен докризисный уровень в потреблении. Значительные суммы россияне стали тратить на покупку автомобилей, бытовой, аудио- и видеотехники, на ремонт квартир и стройматериалы. Статистика регистрировала сокращение числа забастовок в 10 и более раз. Россия получала дополнительные доходы от высоких мировых цен на нефть, вдвое увеличила золотовалютные резервы. В предкризисном 1997г. объем неденежных расчетов в экономике был весьма высок — 40-50 %, теперь доля бартера составляла всего 12-13 %. Утратила свою прежнюю болезненность проблема уплаты налогов в бюджет. В 2000—2002 гг. резко улучшилась ситуация с поступлением налогов в бюджет, что позволило 90 % расходов бюджета покрывать за счет регулярных налоговых поступлений, чего не наблюдалось с 1990г. При этом создавались резервы, с помощью которых можно было обеспечить платежи будущих периодов, в том числе долговые. Правительство, изучив «уроки прошлого», возможности реагирования на серьезные изменения внешнеэкономической конъюнктуры, заранее вырабатывало необходимые меры, создавая себе маневр для принятия оперативных решений. Так, бюджеты страны начиная с 2002г. стали приниматься с профицитом. Есть еще один важный показатель оздоровления экономики — сужение теневого сектора. Продолжение реформ в налоговой сфере, снижение административных барьеров, стимулирование вывода заработной платы из «тени» усиливало эту позитивную тенденцию. Началась реальная борьба с отмыванием незаконно полученного капитала. После принятия законопроектов по дебюрократизации экономики (сокращение на порядок количества видов деятельности, подлежащих лицензированию и пр.) улучшился инвестиционный климат. Россия сохранила свои позиции на международных нефтяных рынках. Объем добычи нефти и газового конденсата в России в 2002г. составил 379,63 млн т. и был рекордным за период с 1992г. При этом экономический рост происходил в условиях постепенного исчерпания действия факторов, положительно влиявших на экономическую динамику в первые годы посткризисного периода. Это говорило о постепенной адаптации хозяйствующих субъектов на микроэкономическом уровне к эффективной деятельности в условиях рынка. Успехи российской экономики были оценены и Западом.

Таким образом, состояние российской экономики в начале XXI в. существенным образом отличалось от того, каким оно было в 1997—1998 гг., то есть перед августовским кризисом. Экономика демонстрировала множество признаков достаточно устойчивого роста. Резко улучшилась ситуация с поступлением налогов в бюджет, что позволило 90 % расходов бюджета покрывать за счет регулярных налоговых поступлений, чего не наблюдалось с 1990г. Продолжение реформ в налоговой сфере, снижение административных барьеров, стимулирование вывода заработной платы из «тени» усиливало эту позитивную тенденцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев экономические преобразования нашей страной, государство должно проводить особую политику макроэкономической стабилизации и социально-экономической стратегии с поэтапным движением российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа, при значительной роли государства в трансформации и регулировании.

Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада.

Главной целью правительства  в сфере занятости является удержание  безработицы на "естественном уровне" и экономический рост как естественной цели экономической политики страны.

Кроме этого, необходимо развивать систему рыночной инфраструктуры и механизм рыночной экономики через разработку законодательных актов в соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования.

Необходима концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования основана на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности.

Главным достижением правительства в 2000-х г. стало:

1.Проведение налоговой и тарифной реформ.

2.Бюджет 2001 г. стал первым бездефицитным бюджетом за всю постсоветскую историю России, и это был первый бюджет, разработанный в соответствии с Бюджетным кодексом, вступившим в силу 1 января 2000 г. В 2000—2002 гг. резко улучшилась ситуация с поступлением налогов в бюджет, что позволило 90 % расходов бюджета покрывать за счет регулярных налоговых поступлений, чего не наблюдалось с 1990 годов.

3.Приоритетной задачей бюджета на 2001 г. было объявлено сокращение государственного долга.

Информация о работе Основные преобразования экономики России в период реформ 1991 – 2000гг