Основные преобразования экономики России в период реформ 1991 – 2000гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть основные преобразования экономических реформ 90-х г.г., проанализировав проводимые реформы государством России.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы перехода к рыночной экономики, проводимые реформы в нашей стране периода 90-х г.г.
2. Раскрыть механизмы российских реформ.
3. Показать анализ предпосылок развития экономических реформ 90-х г.г.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические вопросы перехода к рыночной системе хозяйствования. Макроэкономическая политика стабилизации в процессе преобразований.
1.1.Государственное регулирование экономики.………………………………….5-9
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики.…………9-13
1.3.Макроэкономическая стабилизация как макроэкономическая теория… …13-16
Раздел 2.Механизм российских реформ.
2.1. Либерализация экономики…………………………………………………….17-19
2.2. Разгосударствление…………………………………………………………….19-22
2.3.Макроэкономическая стабильность…………………………………………...22-24
Раздел 3.Реформирование экономики России: итоги 1990-2000 гг.
3.1.Россия во второй половине 90-х годов. Отсутствие предпосылок успешного "догоняющего" развития…………………………………………………………...25-27
3.2.2000-е годы — это продолжение 1990-х……………………………………....27-31
Заключение………………………………………………………………………..32-33
Список литературы…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

26 КУРСОВАЯ Чичерин (ГОТОВАЯ) .doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Советская экономика, не реализовав все  преимущества индустриализма, испытала на себе многие его негативные последствия, усугубленные негативными свойствами планово-распределительной системы. Развитие народного хозяйства страны носило инерционно-экстенсивный характер с односторонним акцентом на тяжелой индустрии и военном производстве. Из-за варварского отношения к окружающей среде в ряде регионов страны создалась тяжелая экологическая обстановка. В результате к началу 80-х годов произошло затухание темпов экономического роста, наступила стагнация.

Трансформация мировой экономики  обусловила эволюцию отношений собственности  и типов хозяйствования в направлении  разнообразия и множественности  их форм. Эволюция частной собственности, составляющей каркас классического рыночного хозяйства, выразилась в усилении ее корпоратизации и институализации, превращении в различные формы ассоциированной собственности, прежде всего в акционерную. Возобладавшая в 80-90 годы тенденция к приватизации привела к сокращению доли госсектора в экономике всех развитых стран.

Важной составной частью трансформации  современной экономики является усиление международных интеграционных процессов.

Последним фактором нарастания кризиса стал распад СЭВ и нарушение торговых связей между республиками бывшего СССР. Импорт в Россию сократился в 1991г. на 46%.

Суть новой социально-экономической  стратегии и стержень концепции  реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования должна основываться на новых принципах  и механизмах взаимодействия компонентов  социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней следует  отнести к социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость: сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.

Эволюция экономического механизма, безусловно, связана с переходом к рыночному регулированию экономики со всеми его основными атрибутами: свободным ценообразованием, конкуренцией, свободой принятия решений участниками экономических процессов, развитой рыночной инфраструктурой и денежной системой.

Вместе с тем, в реформировании российской экономики особая роль принадлежит  государству. В процессе перехода от командной экономики к рыночной происходит трансформация в сфере  государственного регулирования: командные  методы и тоталитарный экономический диктат государства постепенно заменяются теми функциями, методами и инструментами, которые присущи государственному регулированию в рыночной экономике. Однако необходимо учитывать, что государственные функции в переходный период значительно усложняются, так как на этом этапе государство должно также осуществлять функции, продиктованные спецификой переходного периода.

В агрегированном виде функции  государства в период перехода к  рынку представляют собой три  крупных блока:

1) функции планового порядка;

2) транформационные функции;

3) рыночное регулирование.

В период перехода к рынку  государство использует различные  сочетания инструментов рыночного  регулирования по мере создания инфраструктуры рынка. На начальном этапе перехода преобладают административные методы с отменой, либо пересмотром законодательной базы командной экономики и созданием правовой базы для рыночных преобразований, для чего необходим переходный комплекс законов, которые при условии их выполнения в рационально короткие сроки формируют рыночную среду (Гражданский кодекс, закон о собственности, антимонопольное законодательство, закон о защите прав потребителей, закон о земле, закон о труде, комплекс законов по борьбе с преступностью и коррупцией и т.д.)

В общем виде функции государства в данных условиях состоят:

- в создании общих законодательных  и правовых предпосылок, своего рода правил игры для действующих лиц в рыночной экономике;

- в прямом государственном владении  и управлении основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами (оборонная продукция, драгоценные металлы, алкоголь);

- в разработке и проведении  активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставлении экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи;

- в участии в распределении  и перераспределении ВВП через госбюджет, активном использовании таких инструментов макроэкономического регулирования, как налоги, акцизы, тарифы, пошлины, антимонопольный контроль над ценами и т.д.;

- в проведении гибкой внешнеэкономической политики, направленной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систему международных экономических отношений, а с другой - на защиту основных "точек роста" национальной экономики с помощью протекционистских мер до тех пор, пока они не окажутся в состоянии конкурировать на мировом рынке; перенесении центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала и поощрении его репатриации из-за рубежа;

- в проведении социальной политики  и управления социальными процессами (контроль за ростом доходов  и их дифференциацией, социальные  трансферты, программы развития науки, культуры, образования, здравоохранения).

Существует большой разрыв в  уровнях социально-экономического развития субъектов Федерации: по стоимости  основных фондов и объему промышленной продукции - в десятки и даже сотни  раз, по среднедушевым доходам (по разным оценкам) - от 6 до 12 раз. Подавляющее большинство субъектов Федерации являются дотационными.

За федеральным центром должен быть закреплен четко обозначенный минимум экономических, социальных, экологических и иных функций  власти и управления и соответственно ресурсов, необходимых для их выполнения.

С позиций создания эффективного механизма федеративных отношений  должны быть разграничены объекты государственной  собственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Экономический рост является естественной целью экономической  политики страны. В рыночной системе  экономический рост является результатом  действия всей совокупности экономических  институтов, то есть принципов экономической  деятельности и учреждений, организаций, которые обеспечивают их соблюдение.

В России, несмотря на все позитивное содержание реформ 1992-1995 гг., институциональная система все еще эклектична и не обладает выраженным доминированием рыночных институтов над институтами прежней административно-командной экономики. Нынешняя переходная система в России с институциональной точки зрения представлена тремя главными компонентами.

Наследие государственной  плановой системы. Государство непосредственно  и косвенно остается крупнейшим экономическим  агентом. Оно контролирует производственные ресурсы: землю, недра, часть производственных мощностей в промышленности на государственных предприятиях и предприятиях смешанной формы собственности. Государство остается главным источником инвестиционных финансовых ресурсов. Многие предприятия по-прежнему пользуются государственной поддержкой, помогающей избежать модернизации, перепрофилирования или банкротства.

1.3.Макроэкономическая стабилизация как макроэкономическая теория.

Стандартный курс макроэкономической теории объясняет стабилизацию как государственную политику по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада. Причина столь схожих процессов - гипертрофия государственного вмешательства в экономику. Однако неизбежность экономических последствий раздутого государственного сектора или государственных расходов, намного превышающих доходы казны, везде одна и та же инфляция.

Ортодоксальный  сценарий стабилизации – совокупность макроэкономических мероприятий, включающая ликвидацию (минимизацию) бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве "якоря" для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся правительством быстро и жестко, то они называются шоковой терапией. Немного поясним данное понятие.

Во-первых, само слово "шок" подчеркивает необходимость достаточно короткого временного промежутка для успешного осуществления макроэкономической стабилизации. В данном случае речь идет о той теоретической концепции, которая предполагает не постепенную, шаг за шагом в течение многих лет борьбу с инфляцией, а ликвидацию ее за краткосрочный отрезок времени - 1-2 года. Защитники этого подхода объясняют свои теоретические рассуждения следующим важным обстоятельством: борьба с инфляцией, растянувшаяся на много лет, сформирует устойчивые инфляционные ожидания. Следовательно, правительство столкнется с инфляционной инерцией, разрушить которую будет очень сложно.

Во-вторых, ортодоксальный сценарий предполагает устранение или минимизацию дефицита государственного бюджета. Опасен даже не столько сам дефицит, сколько инфляционные методы его финансирования.

В-третьих, жесткие кредитно-денежные меры предполагают осуществление политики "дорогих денег", контроль за объемом денежного предложения, прекращение раздачи льготных кредитов, ведущих к расширению денежной массы и постоянно подпитывающих инфляцию.

В-четвертых, ортодоксальная программа макроэкономической стабилизации предполагает борьбу с ней при помощи так называемого номинального "якоря". В экономической теории номинальный "якорь" - это макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. В качестве "якоря" могут фиксироваться обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата.

Итак, ортодоксальный сценарий предполагает устранение денежного навеса уже в самом начале рыночных преобразований. Но успех ортодоксальной программы можно считать прочным, если вслед за этим шагом и даже одновременно с ним проводится жесткая финансовая политика. Дефицит государственного бюджета, который покрывается за счет эмиссии, будет постоянно воспроизводить ситуацию избыточного совокупного спроса, раскручивать инфляционную спираль. Если невозможно достичь бездефицитного бюджета, то превышение расходов над доходами должно покрываться за счет неинфляционных источников. Бюджетные дефициты имеют не только страны, переходящие к рынку, но и многие страны рыночной экономики.   

Трудностью проведения макроэкономической стабилизации на основе денежной массы является и сложность (или невозможность) предварительного объявления графика предстоящей эмиссии денег, по аналогии с графиком предстоящих девальваций обменного курса. Во втором случае сам показатель номинального курса валюты имеет четкое определение и легко измерим. В случае же денежного якоря используется целый ряд агрегатов - Ml, M2 и другие, которые сложно быстро рассчитать. Да и назначение их не так понятно населению, как соотношение отечественной и зарубежной валюты при определении обменного курса.

Гетеродоксный сценарий стабилизации, или неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизации - это жесткая кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, гетеродоксный подход предполагает и минимизацию дефицита государственного бюджета, и ограничение предложения денег, и фиксацию номинального обменного курса, но дополняется эта типичная ортодоксальная программа контролем над заработной платой и ценами, т.е. использованием зарплатного "якоря" (фиксируется уровень номинальной заработной платы). Можно дать классификацию стабилизационных программ, как ортодоксальных, так и гетеродоксных, на основе выбора того или иного "якоря", проводившихся в различных странах мира на протяжении последних двадцати пяти лет.

Важным условием успешной реализации гетеродоксного сценария является социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой. А прочность этого договора, в свою очередь, зависит от доверия основных социальных групп к правительственной политике макроэкономической стабилизации.

Анализ неортодоксальных программ макроэкономической стабилизации позволяет сделать следующие  выводы:

во-первых, эти программы бывают успешными лишь на начальных этапах долгосрочных программ стабилизации;

Информация о работе Основные преобразования экономики России в период реформ 1991 – 2000гг