Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные преобразования экономических реформ 90-х г.г., проанализировав проводимые реформы государством России.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы перехода к рыночной экономики, проводимые реформы в нашей стране периода 90-х г.г.
2. Раскрыть механизмы российских реформ.
3. Показать анализ предпосылок развития экономических реформ 90-х г.г.
Введение …………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические вопросы перехода к рыночной системе хозяйствования. Макроэкономическая политика стабилизации в процессе преобразований.
1.1.Государственное регулирование экономики.………………………………….5-9
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики.…………9-13
1.3.Макроэкономическая стабилизация как макроэкономическая теория… …13-16
Раздел 2.Механизм российских реформ.
2.1. Либерализация экономики…………………………………………………….17-19
2.2. Разгосударствление…………………………………………………………….19-22
2.3.Макроэкономическая стабильность…………………………………………...22-24
Раздел 3.Реформирование экономики России: итоги 1990-2000 гг.
3.1.Россия во второй половине 90-х годов. Отсутствие предпосылок успешного "догоняющего" развития…………………………………………………………...25-27
3.2.2000-е годы — это продолжение 1990-х……………………………………....27-31
Заключение………………………………………………………………………..32-33
Список литературы…………………………………………………………………..34
во-вторых, для неортодоксального сценария характерна легкость, с которой на первых порах удается сбить инфляцию,
в-третьих, сравнительно невелики первоначальные издержки борьбы с инфляцией.
Таким образом, суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.
Раздел 2. Механизм российских реформ
2.1. Либерализация экономики.
На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции: механизмы свободной рыночной конкуренции, расширение свободы экономической действий хозяйствующих субъектов, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы.
Либерализация экономики — ликвидация основных диспропорций и ограничений административно-командной экономики, запуск механизмов основных законов рыночного хозяйства. Элементы либерализации: либерализация цен как переход от назначаемых государственных цен к системе свободных рыночных цен и либерализация внешней торговли, а также предполагает либерализацию деятельности предприятий на внутреннем рынке - самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.
Либерализация экономики порождает главную проблему переходного периода — инфляцию. В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе: колебания цен, свободно складывающихся на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения, служат регулятором распределения ресурсов; их перелив туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, наиболее эффективно используются.
Основные меры либерализация экономики России (1991—1993 гг.), когда были ликвидированы органы директивного централизованного планирования, материально-технического снабжения, отменена монополия внешнеэкономической деятельности и т.д. Тем самым, уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных и прямого государственного регулирования. Происходят взаимосвязанные и взаимодействующие процессы внутри внешнеэкономической либерализации. К внутриэкономической либерализации относятся происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, условий предоставления кредитов и процентных ставок и т. д. Либерализация осуществляется путём акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление.
В ноябре 1991г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992г. был введен единый рыночный курс рубля, Правительство отказалось от механизма множественности курса рубля, т. е. применения специальных курсов рубля при покупке государством части экспортной выручки в твердой валюте у экспортеров, при выделении валютных ресурсов бюджетным организациям и предприятий.
Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг стали свободными, была ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Контроль над 80 % оптовых и 90 % розничных цен был единовременно отменен 2 января 1992г. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены цены практически на все потребительские товары. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. Надо отметить, в последние годы советского периода в экономике накопилась существенная денежная масса (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг. Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994г. — в 3,2 раза и в 1995г. — в 2,3 раза.
Последствиями гиперинфляции явились:
1) резкое снижение
среднедушевых реальных
2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза.
Либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия на социально — экономическую жизнь:
2.2.Разгосударствление.
Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными, направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Основными способами разгосударствления являются:
Первым нормативным актом, знаменующим, начало преобразований собственности стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988г. был принят закон «О кооперации в СССР».
Термин «приватизация» появился в лексиконе российских реформаторов только в 1990г. В декабре 1990г. в РФ был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности. Только 29 декабря 1991г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых определялась процедура приватизации и даже общие суммы доходов от нее в государственный бюджет.
Цели приватизации в России:
Приватизация в России проходила в три этапа:
• денежная приватизация (1995—1997 гг.). Второй этап приватизации начался с момента вступления в силу Указа Президента РФ, утвердившего «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994г.» (22 июля 1994г.). Этот этап приватизации, характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги преимущественно на инвестиционных торгах. Для 1995—1997 гг. стало также характерным использование различных нестандартных методов приватизации: залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвертация долгов в ценные бумаги и др. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации;
• приватизация по индивидуальным проектам (1997г.). Специфическая черта третьего этапа приватизации — отказ от фискальной направленности (пополнения бюджета) приватизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизированными предприятиями.
Общая оценка проведенной в России приватизации собственности имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение накопленной столетиями собственности в пользу относительно небольшой группы граждан за счет ущемления интересов основной части населения. Приватизация в России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики.
Необходимо отметить,
что на протяжении всех рассмотренных
периодов в России проходила и
малая приватизация, т. е. Продажа
предприятий розничной
Из выше изложенного можно отметить:
1.Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем формировалась концепция предприятий, и понятие частной собственности было официально признано.
2.Важнейшая черта приватизации, ее централизованный характер.
3.Особенностью
приватизации в России
2.3. Макроэкономическая стабильность.
Макроэкономическая стабилизация - деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Одна из самых важных функций правительства. Содержанием процесса макроэкономической стабилизации является достижение стабильности общего уровня цен, производства и занятости после того, как эти параметры по тем или иным причинам были выведены из состояния равновесия, например в ходе кризиса.
Макроэкономическая стабилизация была достигнута в России в три этапа.
Первый этап был реализован в 1992 г. и не дал ощутимых результатов. Именно на этом этапе правительство России прибегло к методам «шоковой терапии»: в первые пять месяцев проводилась жесткая финансовая и денежно-кредитная политика. Всплеск инфляции, резкое падение уровня жизни населения, значительный дефицит государственного бюджета явились итогом реформ 1992г.
Второй этап макроэкономической стабилизации был реализован в 1993—1994 гг. Здесь было принято решение о переходе к политике последовательного ограничения денежной массы. Этот курс выдерживался на протяжении всего 1993г. и был ужесточен в 1994—1995 гг. На фоне значительного спада промышленного производства (в мае 1994г. отмечалась его рекордная величина — почти 30 %) он характеризовался некоторым снижением темпов инфляции (потребительские цены в 1993г. выросли примерно в 9 раз).
Третий этап макроэкономической стабилизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995г. потребительские цены выросли примерно в 2 раза. В 1996г. российская инфляция вошла в относительно «нормальные» рамки и составила 22 % в год.
Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы.
Падение производства за 1990—1998 гг. (кроме сельского хозяйства) произошло более чем вдвое, а капитального строительства — более чем втрое. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места которое занимал в 1991г. СССР на 10-е место (в 2001 г.).
Экономические потери страны от шокотерапевтических реформ весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Такое положение в социальной сфере объясняется тем, что на начальной стадии экономических преобразований в стране основной задачей государства была макроэкономическая стабилизация экономики.
Информация о работе Основные преобразования экономики России в период реформ 1991 – 2000гг