Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. И одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. По разным оценкам, на данный момент почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Но малое предпринимательство в экономике страны по-прежнему играет незначительную роль, оставаясь «в тени».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в
различных экономических системах мира
1.1 История развития малого бизнеса………………………………….5
1.2 Исследование малого бизнеса в условиях развитых стран……….9
1.3 Особенности становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой………………………………………………………………14
Глава 2. Современные состояния и проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состав и структура современного российского малого предпринимательства……………………………………………………18
2.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ…………………………….23
2.3 Основные проблемы и направления их решения……………….....26
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список …………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Моя малышка.docx

— 91.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра «Теоритической экономики  и международных экономических  отношений»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Основные проблемы и направления  развития малого бизнеса в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  студент 1 курса

специальности «Экономическая теория

 и международные экономические

отношения»

Проскурин Г. С.

 

Проверил:

к.э.н., доцент Кусков В.М.

 

 

 

 

 

Самара 2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в

различных экономических  системах мира

1.1 История развития малого бизнеса………………………………….5

1.2 Исследование малого  бизнеса в условиях развитых стран……….9

1.3 Особенности становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой………………………………………………………………14

Глава 2. Современные состояния и проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения

2.1 Состав и структура  современного российского малого  предпринимательства……………………………………………………18

2.2 Правовые основы малого  бизнеса в РФ…………………………….23

2.3 Основные проблемы и  направления их решения……………….....26

Заключение………………………………………………………………………34

Библиографический список …………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Быть предпринимателем –

значит делать не то, что делают другие…

и не так, как делают другие.

И. Шумпетер

 

Сегодня экономика России находится на стадии становления. Это  значит, что именно сейчас принимаются  важные решения, касающиеся того, по какому пути будет развиваться наша страна и, в частности, её экономика в будущем. Поэтому ошибки должны быть исключены.

Ни для кого не секрет, что Россия сейчас опирается исключительно  на экспортную политику. Создаются  максимально благоприятные условия для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Пользоваться богатейшими запасами ресурсов нашей страны безусловно следует, но не в том формате, который сейчас практикуется.

Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать  богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. И одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста,   многократно подтвержденным мировой практикой, является  развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. По разным оценкам, на данный момент почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Но малое предпринимательство в экономике страны по-прежнему играет незначительную роль, оставаясь «в тени».

Это большая ошибка со стороны государства не уделять должного внимания малому бизнесу, ведь он, во-первых, насыщает рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создает новые рабочие места, в-третьих,  формирует основы среднего класса в любой цивилизованной стране. Таким образом, последующее развитие ситуации без активного и, что самое главное, позитивного вмешательства государства может  привести к свертыванию этого сектора экономики с  соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране должны стать  важнейшей частью проводимых социально-экономических преобразований.

«Власти должны стремиться к повышению доли малого бизнеса  в ВВП», - заявил президент Владимир Путин на встрече с руководством Общероссийской общественной организации  малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России".1 Приятно осознавать, что власть заботиться о малом бизнесе. Значит появился свет в конце туннеля. Главное, чтобы слова превратились в действия.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном  этапе его развития, выявить его  роль, специфические особенности, обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом  и предложить направления его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И  ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В  РАЗЛИЧНЫХ ЭНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ МИРА.

 

1.1 История развития малого  бизнеса.

 

Прежде чем перейти  к истории развития малого бизнеса, разберемся в самом понятии и  выясним, какие предприятия можно  считать малыми.

Термины «малый бизнес» и  «малое предприятие» в полной мере зависят от той страны, которой принадлежит данное предприятие. Критерии отнесения предприятий к категории малых различны:

    • величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония);
    • немонополистическое положение на рынке (США);
    • правовой статус (Франция);
    • форма собственности (Венгрия);
    • различия между ремесленной и промышленной фирмой (Германия);
    • независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д.2

В свою очередь в РФ предприятия делятся на три вида: средние, малый, микро (разновидность малых). И, согласно законодательству, выделяют следующие критерии малых предприятий:

    • уставный капитал (доля государства и иностранных компаний и граждан, фондов, общественных и религиозных объединений, а также коммерческих организаций, которые не считаются средними или малыми, не должна превышать 25%);
    • численность работников, которая должна составлять: для средних предприятий – от 101 до 250 чел.; для малых – до 100 чел.; для микропредприятий – до 15 чел.;
    • выручка от реализации без НДС, а также остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным за прошлый период) не должна превышать суммы, установленной Правительством РФ.3 (Предельные значения выручки от реализации товаров (работ и услуг), полученной за предшествующий год без учета НДС, установлены в следующих размерах: микропредприятия – 60 млн руб., малые предприятия – 400 млн руб., средние предприятия – 1000 млн руб.4)

И отсюда можно сделать  вывод, что малый бизнес – это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Определение довольно краткое, но отражает всё суть данного понятия.

Теперь перейдем к истории  развития малого предпринимательства.

История предпринимательства  начинается с античности. С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем – арендатор, человек, ведущий общественное строительство.

В средних веках купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей. Понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей, кроме того предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Впервые экономическое определение  слова «предприниматель» появилось  во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним  понимался человек, берущий «на  себя обязательство по производству или строительству объекта».

Впервые научное определение  слова «предприниматель» появилось  в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

А. Маршалл и его последователи  считали, что предпринимателем может  быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская  способность – есть не у всех.

В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало  негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической  старости.5

В современной российской истории предпринимательство как  социально-экономическое явление  существует уже более 20 лет. Начало было положено в 1985 г. Законом об индивидуальной трудовой деятельности. Можно выделить следующие этапы становления бизнеса в нашей стране:

Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

  Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

    Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. 1992 год - год шоковой терапии – характеризовался феноменальным ростом числа малых предприятий. Основными причинами тому были либерализация внешней торговли, снятие запретов на частную торговлю внутри страны.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой этап. (1995 г. - …) оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

1.2 Исследование малого  бизнеса в условиях развитых  стран

 

Рассмотрим все аспекты  малого бизнеса на примерах таких стран как США, Япония и государства ЕС.

В данных странах малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии – 2,3 млн., в Великобритании – 3,0 млн., в Италии – 5,0 млн., в Японии – 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США – 20 млн. В России по данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году насчитывалось 1 602 521 малых предприятий, из них 1 374 777 – это микропредприятия. По данным Росстата, доля занятого населения в малом бизнесе (без микропредприятий) в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России. Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира, где аналогичный показатель составляет в США – 60%, Германии, Франции, Италии – 65-80, Японии – 80-88%).6

Для наглядности основные данные представлены на Диаграмме 1.:

 

США. 1980-е годы характеризовались резким ростом индивидуального предпринимательства. Инновационное производство основывалось полностью на собственном труде ученых, изобретателей и т. д. Характерной особенностью явилось то, что государство в то время активно оказывало поддержку таким предприятиям, базирующимися на освоении и коммерциализации новых научно-технических идей. В настоящее момент в США наблюдается тенденция снижения числа инновационных проектов, реализуемых малыми предприятиями, и увеличивается количество подобных проектов, осуществляемых средним и крупным бизнесом. Но мелкие предприятия стали неотъемлемой частью развития и функционирования своих «старших братьев» в условиях снижения государственной финансовой поддержки. Только на таких предприятиях возможно максимальное раскрепощение творческого потенциала и инициативы работников.

Информация о работе Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России