Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа
Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. И одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. По разным оценкам, на данный момент почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Но малое предпринимательство в экономике страны по-прежнему играет незначительную роль, оставаясь «в тени».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в
различных экономических системах мира
1.1 История развития малого бизнеса………………………………….5
1.2 Исследование малого бизнеса в условиях развитых стран……….9
1.3 Особенности становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой………………………………………………………………14
Глава 2. Современные состояния и проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состав и структура современного российского малого предпринимательства……………………………………………………18
2.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ…………………………….23
2.3 Основные проблемы и направления их решения……………….....26
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список …………………………………………………….35
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Теоритической экономики и международных экономических отношений»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России»
Выполнил: студент 1 курса
специальности «Экономическая теория
и международные экономические
отношения»
Проскурин Г. С.
Проверил:
к.э.н., доцент Кусков В.М.
Самара 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в
различных экономических системах мира
1.1 История развития малого бизнеса………………………………….5
1.2 Исследование малого бизнеса в условиях развитых стран……….9
1.3 Особенности становления
малого бизнеса в странах с переходной
экономикой……………………………………………………
Глава 2. Современные состояния и проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состав и структура
современного российского
2.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ…………………………….23
2.3 Основные проблемы и
направления их решения………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список …………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Быть предпринимателем –
значит делать не то, что делают другие…
и не так, как делают другие.
И. Шумпетер
Сегодня экономика России находится на стадии становления. Это значит, что именно сейчас принимаются важные решения, касающиеся того, по какому пути будет развиваться наша страна и, в частности, её экономика в будущем. Поэтому ошибки должны быть исключены.
Ни для кого не секрет, что Россия сейчас опирается исключительно на экспортную политику. Создаются максимально благоприятные условия для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Пользоваться богатейшими запасами ресурсов нашей страны безусловно следует, но не в том формате, который сейчас практикуется.
Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. И одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. По разным оценкам, на данный момент почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Но малое предпринимательство в экономике страны по-прежнему играет незначительную роль, оставаясь «в тени».
Это большая ошибка со стороны государства не уделять должного внимания малому бизнесу, ведь он, во-первых, насыщает рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создает новые рабочие места, в-третьих, формирует основы среднего класса в любой цивилизованной стране. Таким образом, последующее развитие ситуации без активного и, что самое главное, позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране должны стать важнейшей частью проводимых социально-экономических преобразований.
«Власти должны стремиться к повышению доли малого бизнеса в ВВП», - заявил президент Владимир Путин на встрече с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России".1 Приятно осознавать, что власть заботиться о малом бизнесе. Значит появился свет в конце туннеля. Главное, чтобы слова превратились в действия.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности, обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом и предложить направления его развития.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗЛИЧНЫХ ЭНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ МИРА.
1.1 История развития малого бизнеса.
Прежде чем перейти к истории развития малого бизнеса, разберемся в самом понятии и выясним, какие предприятия можно считать малыми.
Термины «малый бизнес» и «малое предприятие» в полной мере зависят от той страны, которой принадлежит данное предприятие. Критерии отнесения предприятий к категории малых различны:
В свою очередь в РФ предприятия делятся на три вида: средние, малый, микро (разновидность малых). И, согласно законодательству, выделяют следующие критерии малых предприятий:
И отсюда можно сделать вывод, что малый бизнес – это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Определение довольно краткое, но отражает всё суть данного понятия.
Теперь перейдем к истории развития малого предпринимательства.
История предпринимательства начинается с античности. С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем – арендатор, человек, ведущий общественное строительство.
В средних веках купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей. Понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей, кроме того предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».
В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.
Впервые экономическое определение
слова «предприниматель»
Впервые научное определение
слова «предприниматель»
А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех.
В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической старости.5
В современной российской
истории предпринимательство
Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. 1992 год - год шоковой терапии – характеризовался феноменальным ростом числа малых предприятий. Основными причинами тому были либерализация внешней торговли, снятие запретов на частную торговлю внутри страны.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Шестой этап. (1995 г. - …) оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся значительным сокращением прироста числа малых предприятий.
1.2 Исследование малого бизнеса в условиях развитых стран
Рассмотрим все аспекты малого бизнеса на примерах таких стран как США, Япония и государства ЕС.
В данных странах малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии – 2,3 млн., в Великобритании – 3,0 млн., в Италии – 5,0 млн., в Японии – 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США – 20 млн. В России по данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году насчитывалось 1 602 521 малых предприятий, из них 1 374 777 – это микропредприятия. По данным Росстата, доля занятого населения в малом бизнесе (без микропредприятий) в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России. Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира, где аналогичный показатель составляет в США – 60%, Германии, Франции, Италии – 65-80, Японии – 80-88%).6
Для наглядности основные данные представлены на Диаграмме 1.:
США. 1980-е годы характеризовались резким ростом индивидуального предпринимательства. Инновационное производство основывалось полностью на собственном труде ученых, изобретателей и т. д. Характерной особенностью явилось то, что государство в то время активно оказывало поддержку таким предприятиям, базирующимися на освоении и коммерциализации новых научно-технических идей. В настоящее момент в США наблюдается тенденция снижения числа инновационных проектов, реализуемых малыми предприятиями, и увеличивается количество подобных проектов, осуществляемых средним и крупным бизнесом. Но мелкие предприятия стали неотъемлемой частью развития и функционирования своих «старших братьев» в условиях снижения государственной финансовой поддержки. Только на таких предприятиях возможно максимальное раскрепощение творческого потенциала и инициативы работников.
Информация о работе Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России