Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа
Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. И одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. По разным оценкам, на данный момент почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Но малое предпринимательство в экономике страны по-прежнему играет незначительную роль, оставаясь «в тени».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в
различных экономических системах мира
1.1 История развития малого бизнеса………………………………….5
1.2 Исследование малого бизнеса в условиях развитых стран……….9
1.3 Особенности становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой………………………………………………………………14
Глава 2. Современные состояния и проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состав и структура современного российского малого предпринимательства……………………………………………………18
2.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ…………………………….23
2.3 Основные проблемы и направления их решения……………….....26
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список …………………………………………………….35
На лицо первая проблема – недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержке малого бизнеса.
Обеспечить доступ
предпринимателей к кредитам - значит
не только поддержать
При этом необходимо отметить, что эта проблема является значимой прежде всего для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в основном легально. Для предприятий же работающих «в тени» более важным, по сравнению с доступностью кредитов, является оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократические барьеры).
Особенностью сегодняшнего
этапа развития экономики является
всё большая зависимость
Отсюда вытекает вторая проблема - неразвитости системы информационной поддержки малых предприятий.
В современном обществе успех
предпринимателей на рынке, включая
вопросы производства и продвижения
продукции (товаров и услуг), в
огромной степени определяется достигнутым
уровнем информационного
Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую деятельность.
Несмотря на предпринимаемые
государством меры по
Анализ имеющей в последние три года место практики налогообложения субъектов малого предпринимательства, в том числе с применением упрощенных систем налогообложения, выявляет многочисленные противоречия в нормативных и законодательных актах, отсутствие целостности законодательных актов, регулирующих налогообложение малого предпринимательства, непоследовательность и несбалансированность упрощенных систем налогообложения, отсутствие единой методологии в определении базовой доходности и свидетельствует о необходимости серьезного реформирования применяемых систем налогообложения малого предпринимательства.
Для большинства малых
предприятий и, тем более,
Третья проблема – несовершенство налоговой системы.
Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства, что является четвертой проблемой.
Законодательство, регулирующее деятельность малых предприятий носит противоречивый характер. Ни один из действующих законодательных и нормативных актов не имеет четкого и продуманного механизма реализации. Невыполнение государством принятых им же решений порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведут к снижению деловой активности населения, стимулируют развитие «теневого» бизнеса.
Препятствия, связанные
с необходимостью выполнения
предпринимателями
Государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
В настоящее время малый
бизнес в России не выполняет основных
функций по диверсификации производства
и внедрению эффективных
Причиной инновационной
заторможенности и пятой
Инновационная деятельность
является одним из решающих
факторов повышения
Инновационного развития экономики играет для России особую роль.
Основное направление
государственной инновационной
политики в этой сфере состоит
в том, чтобы сохранить
Отсутствие взаимодействия
крупных предприятий с малыми,
способными встраиваться в их технологические
цепочки, производить необходимые
комплектующие и оказывать
Частичная монополизация отраслей – шестая проблема.
Решение этой проблемы -
прямая обязанность таких органов
как Федеральная
Недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает седьмую проблему малого бизнеса в России - недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, что приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.
Предприниматели в целом считают заинтересованность органов власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем это требуется в настоящее время. Выраженное представителями малого предпринимательства отношение к позиции властей переносится и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону. Однако предприниматели в большинстве своем не видят позитивных изменений, обусловленных реализацией Федеральных программ поддержки, а весьма значительная их часть вообще не видит связи между изменениями во внешней среде малого предпринимательства и мерами государственной поддержки предпринимательства.
Государственная политика должна быть развернута в сторону малого предпринимательства, что предполагает проведение комплекса мер по его поддержке, включающего:
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого бизнеса, проанализировать основные и наиболее острые его проблемы и найти пути выхода из них.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное значение. Именно поэтому в последнее время вопрос поддержки малого бизнеса вышел на первый план в государственной политике правительства.
На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на начальной стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит преимущественно монолог со стороны государства, которое только начинает слышать малый бизнес и выводить взаимоотношения на более качественно высокий уровень.
Итак, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Информация о работе Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России