Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. И одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. По разным оценкам, на данный момент почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Но малое предпринимательство в экономике страны по-прежнему играет незначительную роль, оставаясь «в тени».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в
различных экономических системах мира
1.1 История развития малого бизнеса………………………………….5
1.2 Исследование малого бизнеса в условиях развитых стран……….9
1.3 Особенности становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой………………………………………………………………14
Глава 2. Современные состояния и проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состав и структура современного российского малого предпринимательства……………………………………………………18
2.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ…………………………….23
2.3 Основные проблемы и направления их решения……………….....26
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список …………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Моя малышка.docx

— 91.11 Кб (Скачать файл)

На лицо первая проблема – недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержке малого бизнеса.

 Обеспечить доступ  предпринимателей к кредитам - значит  не только поддержать существующий  сектор малого предпринимательства  и вывести его из тени, но  и стимулировать появление новых  предприятий, обеспечить развитие  существующих, в том числе их техническое перевооружение.

 При этом необходимо  отметить, что эта проблема является  значимой прежде всего для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в основном легально. Для предприятий же работающих «в тени» более важным, по сравнению с доступностью кредитов, является оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократические барьеры).

Особенностью сегодняшнего этапа развития экономики является всё большая зависимость предприятий  от состояния внешней среды, способности  оперативно и адекватно реагировать  на изменение факторов внешней среды. Предпринимателям для нормальной работы не хватает не только финансово-кредитных ресурсов, но и полной и достоверной информации. В этих условиях важна консультационная поддержка по бухгалтерским, юридическим и налоговым аспектам ведения бизнеса.17

Отсюда вытекает вторая проблема - неразвитости системы информационной поддержки малых предприятий.

В современном обществе успех  предпринимателей на рынке, включая  вопросы производства и продвижения  продукции (товаров и услуг), в  огромной степени определяется достигнутым  уровнем информационного обеспечения  предпринимательской деятельности. В условиях конкурентной борьбы только тот, кто обладает наиболее полной информацией, способен принимать эффективные  решения, обеспечивающие в конечном итоге стабильное развитие и успех.

Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую  деятельность.

 Несмотря на предпринимаемые  государством меры по совершенствованию  налогового законодательства, налоговый  пресс на предпринимательскую  деятельность остается все еще  тяжелым. Продолжают оказывать  существенное негативное воздействие  на деятельность предприятий  малого предпринимательства органы  местного самоуправления, которые  вводят дополнительные местные  налоги и сборы, пытаясь компенсировать  часть налогов, теряемых из-за  перераспределения средств на  региональные и федеральный уровни.

 Анализ имеющей в последние три года место практики налогообложения субъектов малого предпринимательства, в том числе с применением упрощенных систем налогообложения, выявляет многочисленные противоречия в нормативных и законодательных актах, отсутствие целостности законодательных актов, регулирующих налогообложение малого предпринимательства, непоследовательность и несбалансированность упрощенных систем налогообложения, отсутствие единой методологии в определении базовой доходности и свидетельствует о необходимости серьезного реформирования применяемых систем налогообложения малого предпринимательства.

 Для большинства малых  предприятий и, тем более, предприятий  с числом занятых в 2-4 человека, ведение бухгалтерии и отчетности  в их нынешнем виде является  трудноосуществимым.

Третья проблема – несовершенство налоговой системы.

Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

 Несовершенство налоговой  системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства, что является четвертой проблемой.

Законодательство, регулирующее деятельность малых предприятий  носит противоречивый характер. Ни один из действующих законодательных  и нормативных актов не имеет  четкого и продуманного механизма  реализации. Невыполнение государством принятых им же решений порождают  неуверенность в завтрашнем дне, ведут к снижению деловой активности населения, стимулируют развитие «теневого» бизнеса.

 Препятствия, связанные  с необходимостью выполнения  предпринимателями обязательных  правил и процедур, предусмотренных  подзаконными актами, существенно  затрудняют предпринимательскую  деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления частнопредпринимательской деятельности.

Государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

В настоящее время малый  бизнес в России не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных  проектов, а лишь выступает посредником  между, как правило, зарубежным производителем и отечественным потребителем. Малый  бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует  в сфере научных разработок. Это  негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно  снижает её инновационный потенциал, а, следовательно, конкурентоспособность  на мировом рынке.18

Причиной инновационной  заторможенности и пятой проблемой  является неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоемких малых производств.

 Инновационная деятельность  является одним из решающих  факторов повышения эффективности  российской экономики и конкурентоспособности  отечественных предприятий, создания  условий нормального функционирования  промышленности в целом, реструктуризации  отраслей. При этом малые предприятия  являются наиболее эффективными  объектами для развития научных  изысканий. 

Инновационного развития экономики играет для России особую роль.

 Основное направление  государственной инновационной  политики в этой сфере состоит  в том, чтобы сохранить накопленный  научно-технологический потенциал  и развивать необходимую инфраструктуру  и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы.

Отсутствие взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в их технологические  цепочки, производить необходимые  комплектующие и оказывать всевозможные услуги, препятствует развитию малого предпринимательства в производственной сфере деятельности. Сохраняющаяся  монополизация крупным бизнесом некоторых сегментов товарных рынков и рынков услуг закрывает для  малых предпринимателей перспективы  роста и развития. В то же время  кооперирование малых предприятий  между собой и с крупными предприятиями  способствовали бы решению многих проблем, в частности, проблемы развития и  повышения конкурентоспособности  малых предприятий, снижения уровня монополизации отраслей.

Частичная монополизация  отраслей – шестая проблема.

Решение этой проблемы  - прямая обязанность таких органов  как Федеральная антимонопольная  служба, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации и т.д.

Недооценка государством значения малого предпринимательства  вызывает седьмую проблему малого бизнеса в России - недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, что приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.

Предприниматели в целом  считают заинтересованность органов  власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем  это требуется в настоящее  время. Выраженное представителями  малого предпринимательства отношение  к позиции властей переносится  и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону. Однако предприниматели в большинстве своем не видят позитивных изменений, обусловленных реализацией Федеральных программ поддержки, а весьма значительная их часть вообще не видит связи между изменениями во внешней среде малого предпринимательства и мерами государственной поддержки предпринимательства.

Государственная политика должна быть развернута в сторону малого предпринимательства, что предполагает проведение комплекса мер по его  поддержке, включающего:

  • разработку государственных программ развития малого бизнеса;
  • создание государственного банка гарантий и развития по поддержке инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства;
  • целевую поддержку отдельных общественно значимых видов предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • стимулирование научно-технического и инновационного потенциала малых предприятий;
  • включение предприятий малого бизнеса в систему производственных кооперационных связей с крупными предприятиями;
  • организация сети интеграционных объединений взаимосвязанных предприятий;
  • поддержку экспортно-ориентированных малых предприятий;
  • создание льготных условий для кредитования и инвестирования в малый бизнес;
  • предоставление малым предприятиям субсидий на создание новых рабочих мест;
  • оказание информационно-консультационной поддержки предприятиям малого бизнеса.

 

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

  • нормативно-правовое;
  • финансово-кредитное;
  • обеспечение безопасности;
  • информационно-техническое;
  • организационное;
  • кадровое и консультационное обеспечение;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий  в развитии предпринимательской  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого бизнеса, проанализировать основные и наиболее острые его проблемы и найти пути выхода из них.

Подводя итог, следует еще  раз отметить, что малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное значение. Именно поэтому в последнее время вопрос поддержки малого бизнеса вышел на первый план в государственной политике правительства.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на начальной стадии.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно  заметить, что здесь происходит преимущественно монолог со стороны государства, которое только начинает слышать малый бизнес и выводить взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Итак, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Информация о работе Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России