Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа
Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. И одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. По разным оценкам, на данный момент почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Но малое предпринимательство в экономике страны по-прежнему играет незначительную роль, оставаясь «в тени».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в
различных экономических системах мира
1.1 История развития малого бизнеса………………………………….5
1.2 Исследование малого бизнеса в условиях развитых стран……….9
1.3 Особенности становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой………………………………………………………………14
Глава 2. Современные состояния и проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состав и структура современного российского малого предпринимательства……………………………………………………18
2.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ…………………………….23
2.3 Основные проблемы и направления их решения……………….....26
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список …………………………………………………….35
Следующий слой, уже более широкий – это потихоньку развивающихся предприятия, перспективы которых не столь радужны, но тоже вполне определенны: постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории и в перспективе более или менее продолжительная жизнь, которая зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг. Вполне вероятно, именно в этом сегменте сложатся какие-нибудь семейные предприятия, которые будут гордиться именно тем, что уже несколько столетий производят один и тот же — хотя и постоянно совершенствуемый — продукт, пользующийся заслуженным успехом у потребителя.
Затем идет самый широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых — непрерывная борьба за выживание. Среди них всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.
Наконец, самый нижний слой — это так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд, большинство же — труженики теневой экономики. Что интересно, эти малые предприниматели будут сильно удивлены, если определить их деятельность такими словами. Они просто «крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.11
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем и т.д.
Основная масса предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. При этом посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса. Малые предприятия сферы торговли и общественного питания меньше по размерам других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами, испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара по отношению к рублю.
Иная картина складывается
в строительстве и
В сфере материального
производства малый бизнес преимущественно
действует в пищевой
Возрастает роль малых
предприятий, выпускающих наукоемкую
продукцию. Ежегодно они наращивают
научно-технический и
В настоящее время сложились
две основные группы малых предприятий
в промышленности. Одна ориентирована
на дорогостоящие импортные
Эти предприятия имеют
высокую капиталоемкость и, как
правило, низкую рентабельность. Они
не связаны с отечественными производителями
оборудования и технологий, не участвуют
в субподрядных или иных организационно-правовых
отношениях с отечественным
Другая группа предприятий
сориентирована на промышленное использование
перспективных отечественных
Деятельность малого бизнеса
в сфере услуг значительно
более активна и разнообразна.
Объем платных услуг населению
на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых
частными индивидуальными
Рис. 1 Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности (на 1 июля 2012)
Перспективы малого бизнеса
в научной и инновационной
сфере – острый и противоречивый
предмет. С одной стороны, в России
существует высокий научно-технический
потенциал, заключенный в кадровом
составе различных научно-
Число малых предприятий
по видам экономической
2.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ.
Деятельность юридических и физических лиц, различная по своим целям, регулируется гражданским законодательством. Для обозначения любого вида деятельности, имеющей целью извлечение прибыли, используют понятие "предпринимательская деятельность".
Определение этого понятия содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), в котором указаны наиболее ее значимые юридические признаки. Под предпринимательской деятельностью понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке"13.
Предпринимательская деятельность
осуществляется в строго определенных
законом организационно-
Указанная деятельность является прежде всего самостоятельной. Предприниматель сам планирует рабочее время и время отдыха, только он решает, куда именно вкладывать свой капитал, заключать или не заключать какую-либо сделку.
Предпринимательская деятельность
осуществляется гражданами на свой риск,
т.е. в случае неудачи им придется
нести имущественную
Эта деятельность называется
индивидуальной, поскольку предпринимательской
деятельностью можно заниматься
с образованием юридического лица –
особого субъекта гражданского права.
В этом случае данной деятельностью
будет заниматься новый субъект
– юридическое лицо. Закон предоставляет
возможность заниматься предпринимательской
деятельностью без образования
юридического лица. Именно эта деятельность
и называется индивидуальной. Законом
предусмотрено, что индивидуальной
предпринимательской
В отдельных случаях
Согласно ст.23 ГК РФ к индивидуальной
предпринимательской
В качестве же мер ответственности,
которые могут быть применены
к предпринимателю, следует указать,
что он прежде всего обязан за счет
своего имущества возместить партнеру
убытки, включая упущенную выгоду,
а также уплатить неустойку, если
она была предусмотрена законом
или договором. За просрочку исполнения
денежного обязательства
Индивидуальный
Дело о признании
Кредитор по истечении недельного срока после письменного предупреждения предпринимателя о необходимости исполнения обязательства вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
2.3 Основные проблемы и направления их решения
Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Рассмотрим их подробнее.
В российском предпринимательстве финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет незначительную роль. Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.
По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.
Затрудненный доступ к
финансовым ресурсам, отсутствие государственной
системы гарантирования кредитов для
малых предприятий существенно
снижают предпринимательскую
Информация о работе Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России