Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа
Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. И одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. По разным оценкам, на данный момент почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Но малое предпринимательство в экономике страны по-прежнему играет незначительную роль, оставаясь «в тени».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в
различных экономических системах мира
1.1 История развития малого бизнеса………………………………….5
1.2 Исследование малого бизнеса в условиях развитых стран……….9
1.3 Особенности становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой………………………………………………………………14
Глава 2. Современные состояния и проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Состав и структура современного российского малого предпринимательства……………………………………………………18
2.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ…………………………….23
2.3 Основные проблемы и направления их решения……………….....26
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список …………………………………………………….35
Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется по программам безвозвратного субсидирования, в основном, двумя федеральными ведомствами: Администрацией малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Национальным научным фондом (National Science Foundation, NSF). Однако, помимо непосредственного вливания денежных средств власти США активно привлекают частного инвестора в инновационное малое предпринимательство, в основном это венчурный капитал.
Налоговые и амортизационные льготы малому инновационному бизнесу в США предоставляются редко, поскольку для мелких фирм намного важнее предначальная и первоначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался крупный бизнес.
Отсюда можно сделать вывод, что одним из основных факторов успешного развития малого бизнеса в США явилась государственная поддержка (финансовая, материально-техническая, информационная, консультативная)
Япония. Японию можно смело назвать страной частного предпринимательства. Малые фирмы в этой стране это важная часть экономики, без которой крупный бизнес потеряет свое конкурентное преимущество перед корпорациями других стран.
Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм – машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.п. Поэтому японский малый бизнес занимает лидирующее положение в таких отраслях, как швейная промышленность, производство комплектующих изделий и конструкций, строительство, обувная и галантерейная промышленность, сфера услуг и др.
По линии центрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности.
Механизмы стимулирования и
развития малого бизнеса аналогичны
американским: займы, кредитные гарантии,
налоговые льготы, обучение кадров,
облегчение доступа к информации,
безвозвратные субсидии (только на
осуществление научно-
Большую роль в оказании финансовой помощи малым предприятиям в Японии играют следующие структуры национального уровня.
1. Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет таким предприятиям долгосрочные займы (на срок более года) на льготных условиях на увеличение основного и оборотного капитала.
2. Национальная финансовая корпорация Японии, обладающая мощной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 в стране) и выступающая крупнейшим кредитором малых предприятий.
3. Банк Соко-Чукин. Одной из его главных задач является финансирование кооперативов, малых и средних предприятий.7
Европа. К характерным сторонам развития малого бизнеса в Европе можно отнести малый срок регистрации нового предприятия (например, в Испании – 24 часа).
Германия. После Второй мировой войны правительство страны стало активно оказывать поддержку малым предприятиям. В 1948 г. был создан Банк кредитных гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы. В это же время были созданы и региональные кредитные корпорации, которые действуют и сегодня. За период своего существования эта система предоставила мелким предпринимателям огромные суммы, которые вернулись сегодня в качестве сильного малого предпринимательства, поддерживающего немецкую экономику.
Спецификой немецкого малого предпринимательства является функционирование торгово-промышленных палат, которые активно работают с государством в законотворческой сфере, оказывают помощь малому бизнесу (финансовую, консультационную и т.д.) и имеют серьезное влияние на немецкую экономику.
В Германии развиты налоговые льготы для малого бизнеса. Первые два года малое предприятие вообще не уплачивает налогов, что положительно сказывается на развитии предпринимательства.
В Великобритании за поддержку малого предпринимательства отвечают, прежде всего, Служба малого бизнеса и Федерация малого бизнеса.
Служба малого бизнеса (СМБ) предоставляет гарантию возврата средств, выданных банком (до 75%). Особенностью британского опыта является то, что конкретные условия займа определяет банк, а Служба малого бизнеса может только принять решение о возможности его гарантирования.
Федерация малого бизнеса (ФМБ)
- это организация, защищающая и поддерживающая
своих членов, которые уплачивают
для этого взносы. Прежде всего, ФМБ
занимается консультированием
Малые предприятия Великобритании освобождены от уплаты налога на прибыль со средств, направленных на информационные и телекоммуникационные технологии, а также части средств, выделяемых на НИОКР, имеют льготы по уплате НДС и местного налога на имущество.
Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса в Великобритании предусматривает:
- консультации новым и действующим фирмам;
- финансовую помощь;
- поощрение экспортной деятельности малых фирм.
В Польше эффективная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства способствует развитию этих предприятий, предоставляя им дотации на обучение частных предпринимателей. В налоговой политике Польши существует тенденция снижения социального налога. На становление собственного дела в Польше сейчас дается 20-25 лет, в течение которых действуют следующие законы: в течение первых 10 лет малые предприятия освобождаются от налога на прибыль на 100%, в течение же последующих 10 лет уже на 50%8.
Можно сделать вывод, что малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. Малое предпринимательство стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
1.3 Особенности становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой
Далее перейдем к анализу особенностей малого бизнеса в странах с переходной экономикой. Рассмотрим малое предпринимательство на примере таких развивающихся стран как Китай и Вьетнам.
Китай. С 2003 года в стране произошло стремительное развитие малого бизнеса. Оно было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого бизнеса. Малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий страны (на малых предприятиях занято около 60% ее трудоспособного населения). Малый бизнес в стране составляет серьезную конкуренцию крупным компаниям ещё и благодаря низкой стоимости рабочей силы. Малое предпринимательство можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что такие предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений.
В настоящее время малый
бизнес в стране развивается очень
успешно. Правительство Китая несколько
лет назад приняло решение
переориентировать экономику
Правительство страны стимулирует, прежде всего, развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит ее малым предприятиям. Также на долю малого бизнеса приходится около половины налоговых поступлений и около 60 % объема экспорта. Малый бизнес в стране также ориентирован на сферу услуг. По мнению китайских экономистов, в 2020 году доля индустрии услуг в общем объеме ВВП должна составлять до 60 %.9
Правительство Китая осознает значение малого бизнеса для экономики страны и поэтому всячески способствует его развитию. На сегодняшний день малое предпринимательство в стране действует в соответствии с Законом «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства», принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых и крупных предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны.
В стране активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого предпринимательства. Коммунистическая партия Китая разработала и утвердила положение о создании «Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства», который был финансирован за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов малого предпринимательства по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает для малого предпринимательства определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. Кроме того, поддержкой малого бизнеса в стране занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса. Активно привлекаются зарубежные инвесторы.
Результат активной поддержки малого бизнеса со стороны государства на лицо: сегодня буквально в каждом большом и малом населенном пункте можно без труда приобрести китайскую продукцию.
Вьетнам. Переход Вьетнама от командной к социалистической рыночной экономике начался в 1986 году после 6-го съезда КПВ. Наряду с партийными установками по легализации деятельности частного предпринимательства формировалась законодательная основа его поддержки.
Вьетнам, как все постсоциалистические страны и Китай, уделяет большое внимание развитию малых форм предпринимательства, хотя в этой стране не принят Закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Но это не мешает частному сектору играть активную роль в развитии национальной экономики, в создании новых рабочих мест. В 2000 г. удельный вес занятых в этом хозяйственном укладе составлял 56% общего количества постоянно занятых в народном хозяйстве, а удельный вес в ВВП достиг 42,3%, (рост в 4,5 раза по сравнению с 1996 г.). На долю частного сектора приходилось 20,3% акций всех акционерных госпредприятий. Растет вклад частной экономики в накопление. В 2000 г. налоги, поступившие от частного сектора, составили 16,1% доходов госбюджета.10
Во Вьетнаме существует постоянный недобор налогов от частного сектора (примерно 30-50%), что связано с утаиванием части доходов малого бизнеса, что впрочем не является каким-то отклонением или исключением из правил. Это мировая практика, хоть она и является нелегальной.
Характерной особенностью экономики Вьетнама является то, что из-за ограниченной приватизации крупный бизнес не получил широкого распространения. Поэтому частный сектор представлен преимущественно малым предпринимательством (на малых и средних предприятиях производится 30% промышленной продукции).
Сложно сказать, что экономика Вьетнама ориентирована на малое предпринимательство, но, учитывая что это социалистическая страна, то частный сектор ограничен по определению. Но малый бизнес, особенно в современном меняющемся мире позволяет быстрее приспособиться к рыночной конъюнктуре, особенно в кризисных или предкризисных условиях. Правительство страны это прекрасно понимает и поддерживает данный сектор экономики.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Состав и структура
современного российского
Несмотря на то, что российский малый бизнес уступает по уровню развития малому предпринимательству других стран, которые были рассмотрены выше, это не мешает ему быть многоликим и включать в себя разные типы и формы предпринимательства.
Российское малое
Самый верхний и самый тонкий слой – это немногочисленные, малые по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных делающие успешные шаги на международном рынке фирмы. К их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий (сложившиеся как малые предприятия, но уже относящиеся к среднему бизнесу), хорошо известные ныне фирмы, как производящая бухгалтерскую программу «1C» фирма Б. Нуралиева, специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и «Консультант-Плюс» или на антивирусных программах — «Лаборатория Касперского». Они начинали свою деятельность буквально с нуля, имея лишь хорошую бизнес-идею. Есть также примеры, правда, весьма немногочисленные, успеха в области продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий. Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и, как следствие, ухода из сферы малого предпринимательства.
Информация о работе Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России