Основные способы борьбы с монополизмом в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ антимонопольной политики, антимонопольного законодательства и деятельности Федеральной Антимонопольной Службы, их целей, принципов и направлений.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты деятельности монополий и способов борьбы с ней;
2)изучить направления и инструменты современной антимонопольной политики и других способов борьбы с монополизмом;

Файлы: 1 файл

курсовая......docx

— 520.79 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно - конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture – «рискнуть») компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы, такие как, например, Microsoft.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаемые.

В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.[]

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 1.1) и таблично (табл. 1.1).

 

Рисунок 1. 1. Последствия монополизации рынка

Источник: Пигу А. «Экономическая теория благосостояния»

 

 

Показатели

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Выручка от реализации(P*Q)

OPeEQe

OPmMQm

Издержки производства

OCEQe

OCNQm

Прибыль(1-2)

CPeE

CPmMN

Излишек потребителя

PeDE

PmDM

Общий эффект(3+4)

CDE

CDMN


 

      

       Таблица 1.1. Последствия монополизации рынка

        Источник: Пигу А. «Экономическая теория благосостояния»

 

Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.

Таким образом, из Рисунка 1.1. можно сделать вывод, что монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства, и основным способами борьбы с монополией являются антимонопольное законодательство и антимонопольная политика.

 

 

 

1.3 Основные способы борьбы с монополией: антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, антимонопольные службы.

Антимонопольная политика - комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущения недобросовестной конкуренции.

Основные меры антимонопольной политики:

1) Mеры, запрещающие антиконкурентные действия. Подрывающие конкуренцию действия: соглашения о фиксировании цен и разделе рынков; соглашения об исключительном праве поставки или распределения продукции, которые навязываются доминирующими компаниями своим партнерам, демпинговые цены, разоряющие конкурентов.

2) Cтруктурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли. Например, разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм, запрещение слияния двух крупных фирм, чреватое получением доминирующего положения на рынке.

3) Предельное упрощение процедуры создания фирм-конкурентов для монополиста.

4) Снятие всех барьеров для проникновения на монопольный национальный рынок иностранных производителей.

5) Введение государственного контроля над процедурой слияния и поглощения фирм, иногда правительство должно дать согласие или запретить эти действия.

6) Прямой государственный контроль над естественными монополиями, что проявляется в контроле над ценами и заработной платой.

Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.

В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка. В настоящее время антимонопольным законодательством запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.

Кроме запрещения и ограничения определенных форм поведения фирмы, антимонопольное законодательство ограничивает существование или образование определенной структуры рынка, при которой наиболее вероятно злоупотребление монопольной силой. Рыночная структура отрасли определяется количеством фирм в данной отрасли и их объемами продаж. При этом обобщающим понятием является уровень концентрации производства в отрасли. Существует несколько способов измерения концентрации, из которых в практике антимонопольного законодательства применяются два – степень концентрации и Н-индекс. Степень концентрации измеряется суммарной долей продаж четырех наиболее крупных фирм в данной отрасли. Отрасли, в которых степень концентрации (по 4 фирмам) составляет 75% и более, считаются сильно концентрированными, менее 75% – средне- и малоконцентрированными. Степень концентрации является весьма простым и удобным измерителем уровня монополизации, но не всегда достаточно точным. Например, как для монополии, так для олигополии, включающей 4 фирмы с одинаковыми долями, 25% рынка, степень концентрации будет 100%. Более точным измерителем уровня концентрации является так называемый Н-индекс или Herfindahl Index.

Еще одним способом борьбы с монополизмом является разивтие конкуренции. Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Достижение целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач:

- общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

- повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;

- реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях согласно приложению путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

В России роль антимонопольного органа выполняет Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС). ФАС образовалась в 1990 году. Она выполняет следующие функции:

1) Контроль за соблюдением свода законов антимонопольного комитета во всех коммерческих сферах;

2) Контроль соблюдения законодательства о рекламе;

3) Контролирование сферы размещения тендеров на поставки услуг, товаров, выполнения работ, а также сферы оказания услуг для государственных и муниципальных нужд;

4) Контроль за потоком иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегическое значение для государств, сферы её обороны и безопасности;

5) Защита прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ антимонопольного регулирования в России и за рубежом

 

2.1 Деятельность Федеральной антимонопольной службы

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «О рекламе».

С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

Деятельность ФАС России направлена на пресечение анти конкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Рассмотрим деятельность ФАС РФ на примере результатов её деятельности в 2014 году по развитию конкуренции на рынках труб большого диаметра.

          В 2014 году завершено рассмотрение  дела № 1 11/197-11 в отношении

компаний-производителей труб большого диаметра (ТБД) и дела № 1-10-

121/00-05-13 в отношении группы  лиц ОАО «Газпром».

В результате рассмотрения антимонопольных дел в отношении

компаний-производителей ТБД (далее – Трубные компании) и группы лиц

ОАО «Газпром» установлено, что практика организации закупок ТБД

группой лиц ОАО «Газпром» фактически устранила возможность для

Трубных компаний поставлять ТБД напрямую, минуя посредника, тем самым

ограничила их возможности активно конкурировать между собой.

        В  результате деятельности ФАС  «Газпром» осуществила комплекс  мер, направленный на совершенствование  системы закупок ТБД, что привело  к созданию условий для развития конкуренции на рынках ТБД в Российской Федерации:

       - с 2013 года  доля конкурентных закупок ТБД  в общем объеме закупок

ТБД группой лиц ОАО «Газпром» значительно увеличилась (в 2012 гг.

доля конкурентных закупок составляла от 26,4% до 50,4%, в 2013 году -

78,3%, в I-III кварталах 2014 года - 96,3%);

      - с 2014 года  состав лотов на поставку ТБД  при осуществлении

конкурентных закупок стал формироваться с учетом производственных и

технологических возможностей Трубных компаний.

         В результате Трубные компании  получили возможность участвовать  в

конкурентных закупках ТБД, проводимых группой лиц ОАО «Газпром», и были признаны победителями по ряду запросов предложений.

Помимо развития конкурентной среды ФАС рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства и борется с нарушениями.

Информация о работе Основные способы борьбы с монополизмом в экономике