Основные способы борьбы с монополизмом в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ антимонопольной политики, антимонопольного законодательства и деятельности Федеральной Антимонопольной Службы, их целей, принципов и направлений.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты деятельности монополий и способов борьбы с ней;
2)изучить направления и инструменты современной антимонопольной политики и других способов борьбы с монополизмом;

Файлы: 1 файл

курсовая......docx

— 520.79 Кб (Скачать файл)

Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления  органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить  злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

В среднесрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

 

 

3.3 Основные направления деятельности ФАС России на среднесрочную перспективу

По основному мероприятию  государственной программы на плановый период 2015-2017 гг. Федеральной антимонопольной службой планируется деятельность по направлениям следующих мероприятий:

1) Процесс совершенствования  нормативно-правовой базы и

информационной среды для эффективного антимонопольного

регулирования.

Предполагается проведение работы по расширению договорно-правовой базы ФАС России, обеспечивающей сотрудничество с зарубежными конкурентными ведомствами (в том числе, Австралии, Аргентины, Великобритании, Дании, Канады, Норвегии); проработка вопроса подписания соглашений о сотрудничестве «нового уровня», предусматривающих новые формы взаимодействия в целях повышения эффективности правоприменения.

Также планируется развитие международного сотрудничества в области защиты конкуренции во всех существующих форматах: двустороннее и

многосторонне сотрудничество, интеграционные объединения (ЕС, АТЭС,

БРИКС, СНГ, ЕЭП), международные организации (ОЭСР, ВТО, МКС, ЕЭК,

ЮНКТАД) на основе имеющейся договорно-правовой базы ФАС России.

Внести в Правительство Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования торговой деятельности).

Помимо всего, ФАС считает целесообразным завершить (совместно с Минздравом России, Минпромторгом России, Росздравнадзором) разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность подкомиссии по вопросам обращения лекарственных средств Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан в целях реализации порядка формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями.

2) Осуществление контроля  и пресечение нарушений в сфере

недобросовестной конкуренции и в сфере рекламной деятельности.

Планируется:

- стимулирование развития  саморегулирования на рынке рекламы  с целью повышения эффективности  при соблюдении участниками рынка  положений законодательства о  рекламе;

- по обеспечению надлежащего  исполнения хозяйствующими

субъектами, органами власти, органами местного самоуправления, их

должностными лицами антимонопольного законодательства в части

недобрососветной конкуренции;

- по усилению контроля за исполнением хозяйствующими субъектами,

органами власти, органами местного самоуправления, их должностными

лицами предписаний по устранению нарушений антимонопольного

законодательстваи законодательства о рекламе, а также сроками исполнения

постановлений по делам об административных правонарушениях в рамках

компетенции Управления;

3) Пресечение и предупреждение  ограничивающих конкуренцию

действий (бездействия) со стороны органов государственной власти и

местного самоуправления, а также исполняющих их функции органов или

организаций.

В рамках реализации мероприятий по исполнению дорожной карты

«Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»,

Стратегии развития антимонопольного регулирования до 2024 года, решений

Коллегии ФАС России перспективными направлениями деятельности

являются:

-совершенствование инструментов  и практики антимонопольного

контроля деятельности органов власти, в том числе при предоставлении

платных государственных услуг.

-создание прозрачной  системы предоставления и контроля  за

предоставлением государственных и (или) муниципальных преференций, в

том числе путем создания единого реестра ГМП с последующей его

интеграцией в федеральную систему «Электронный бюджет».

-антимонопольный контроль  в сфере производства и оборота

алкогольной продукции, в том числе при введении региональных

ограничительных мер и поддержке местных производителей, а также участие

в экспертизе проектов нормативно-правовых актов Таможенного союза.

-антимонопольный контроль  в сфере таможенного дела, в  том числе

инициирование изменений в дорожную карту «Совершенствование

таможенного администрирования». Заключение нового соглашения о

взаимодействии с ФТС России.

4)Осуществление контроля  закупок для обеспечения государственных

и муниципальных нужд.

01.01.2014 г. вступил в силу  Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

"О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о КС).

В связи с принятием Закона о КС, в рамках реализации поручения

Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 № ДМ-П13-3339 в 2014

году планируется продолжать участвовать в разработке подзаконных

нормативных правовых актов в сфере закупок, рассмотрении

представляемых на согласование проектов подзаконных нормативных

5) Предотвращение действий, ограничивающих доступ к товарам

(работам, услугам), реализуемым  субъектами естественных монополий, и

развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах деятельности

субъектов естественных монополи.

6) Обеспечение деятельности  ФАС России

В сфере обеспечения финансово-хозяйственной деятельности ФАС России приоритетными являются задачи, связанные с переходом на современные информационно-аналитические системы финансово-хозяйственной деятельности. Переход на современные методы планирования и бюджетирования позволит максимально улучшить обеспечение финансово-хозяйственной деятельности ФАС России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе был проведен анализ как научно-теоретических, так и практических аспектов регулирования и борьбы с монополизмом в экономике. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Во – первых, монополизация экономики имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Но так как деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства, и основным способами борьбы с монополией являются антимонопольное законодательство и антимонопольная политика, а также развитие конкуренции.

Во – вторых, анализируя деятельность ФАС и Федеральных исполнительных органов, современное состояние антимонопольного регулирования в России в сравнении с зарубежными странами, можно сказать, что ФАС является одним из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполнительной власти. Развитие конкуренции является неотъемлемой частью антимонопольного регулирования, поэтому ему должно уделяться большое внимание со стороны властей. В российской системе антимонопольного регулирования много недостатков. В их числе в разы превышающее зарубежные количество возбужденных дел(в 2014 году   - 6778), причем по большей части не против иностранных фирм, а против отечественных; слабая развитость конкурентной среды. Исследование показало, что решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

В – третьих, намечены перспективы совершенствования антимонопольного регулирования:

- изменения статуса  антимонопольного органа, придание  ему финансовой и политической  независимости;

- совершенствование  правового регулирования использования  государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

-  пресечение и предупреждение ограничивающих конкуренцию

действий (бездействия) со стороны органов государственной власти и

местного самоуправления, а также исполняющих их функции органов или организаций.

В ходе написания курсовой работы были реализованы следующие цели и задачи:

- изучены направления  антимонопольной политики;

- исследованы статистические  данные по деятельности ФАС  и Федеральных округов;

- проанализирована развитость  конкуренции в различных областях  экономики России;

- исследованы пути совершенствования государственного регулирования монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1 Доклад о результатах  и основных направлениях деятельности  Федеральной антимонопольной службы  на 2015-2017 годы// Федеральная антимонопольная  служба. [Электронный ресурс]. Режим  доступа: fas.gov.ru

2 Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ кол.авт.; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006. С.374

3 Южанов И.А. Десять лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы// Материалы Междунар. конфер. «10 лет антимонопольным органам Российской федерации. Итоги и перспективы».- М.: МАП России, 2000. С.11

4 Князева И.В. Антимонопольная  политика в России: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2007. – С.444

5 С. Адашев, А. Шастико Модернизация антимонопольной политики в России//Вопросы экономики. – 2005. - №5. – С.116

6 Оводов А.А. Теория  и практика публично-правового  регулирования антимонопольной  деятельности в России // Актуальные  проблемы Российского права. - 2010. - №4. - С.95-101.

7  Постановление  Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о  проверке конституционности статьи 3 Федерального Закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" // Собрание  законодательства РФ. 17.03.97, ст.1372

8 Е. Балацкий – Недостатки антимонопольного регулирования //Экономист. – 2003. - №5 – С.48

9 . Базылев Н.И., Базылева  М.Н. Экономическая теория: Учебник  для студентов экономических  специальностей / Под ред. Н.И. Базылева., М.Н. Базылева. – Мн.: Книжный дом, 2006. – 607 с.

10 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Экономика в 2 т., Т.2. – СПб.: «Экономическая школа», 2006. – 497 с.

11 С. Адашев, А. Шастико Модернизация антимонопольной политики в России//Вопросы экономики. – 2005. - №5. – С.116

12 Лемешевский И.М. Экономическая теория. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2006. – 672 с.

13 Борисов Е. Ф., Б 82 Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт. – 1999. – С. 152 – 384

14 Санько Г.Г. Монополизм  и конкурентная политика в  трансформируемой экономике/ Бел. эконом. журнал. - №2. - с.100-111

15 Волконский В.А. О роли монополизма в современной  экономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.

16 О государственном регулировании естественных монополий / Астапов К // Общество и экономика 2003 -№4-5 с. 274-287

17 Качалин В.В. Международные  аспекты антимонопольного регулирования / Владимир Викторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные  отношения. - 2006. - N 2. - С. 49-56

Информация о работе Основные способы борьбы с монополизмом в экономике