Основные способы борьбы с монополизмом в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ антимонопольной политики, антимонопольного законодательства и деятельности Федеральной Антимонопольной Службы, их целей, принципов и направлений.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты деятельности монополий и способов борьбы с ней;
2)изучить направления и инструменты современной антимонопольной политики и других способов борьбы с монополизмом;

Файлы: 1 файл

курсовая......docx

— 520.79 Кб (Скачать файл)

Например, по итогам 2013 года авиакомпаниям гарантировано право приобретать и хранить топливо в недискриминационных условиях, в частности: приняты Правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах; рассмотрено более 20 дел по фактам дискриминации в аэропортах.

В общей сложности количество рассматриваемых дел о фактах нарушения антимонопольного законодательства растет ежегодно. Например, в 2014 году по сравнению с 2008 число дел возросло с 2256 до 6788:

Диаграмма 2.1. Динамика роста возбуждаемых дел с 2008 по 2014 год.

Источник: Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы.

 

Помимо экономического значения деятельности ФАС, значителен и финансовый результат, в частности – доходы от деятельности Федеральнйо монопольной службы.

Доходы бюджета от деятельности ФАС подразделяются на две группы: госпошлина за рассмотрение ходатайств, предусмотренная антимонопольным законодательством; штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов, а также взысканный доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства. Все средства, получаемые по этим двум группам, зачисляются в Федеральный бюджет.

Рассмотрим динамику доходов бюджета, связанных с деятельностью ФАС, по группам, опубликованную в ежегодных официальных Докладах ФАС «О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы»:

 

Таблица 2.1. Доходы от деятельности ФАС РФ за 2006-2014 г.г.

Источник: составлено автором курсовой работы по данным Росстата

 

 Из данных таблицы  отчетливо видно, что соотношение  доходов бюджета по первой  группе платежей и по второй  кардинально изменилось за представленный период. Если в 2006 году отношение средств, полученных в виде госпошлины, к сумме штрафов составило 1:7, то уже в 2011, 2012 годах картина стала обратной, в 2011 отношение составило 18,5:1, а в 2012 - 26:1 и наметилась динамика роста. Это говорит о том, что, несмотря на рост размера госпошлины, ее доля в доходах бюджета от деятельности Службы резко снизилась, т.е., если в начале своей работы ФАС занималась в основном рассмотрением ходатайств и обращений граждан и организаций при очень небольшой сумме результирующих их штрафов, то с 2010 года (с момента принятия основного Закона «О защите конкуренции») ситуация изменилась: стал ярко проявляться финансовый результат целенаправленной деятельности Службы.

Также ФАС ежегодно проводит исследование состояния конкуренции на товарных рынках. Ежегодно анализируется порядка полутора десятков товарных рынков. Из этих рынков были выбраны те, границы которых, с очень большой вероятностью, оказываются внутри субъекта Федерации.

В результате проведенных расчетов был составлен рейтинг состояния конкуренции для всех субъектов Российской Федерации. Приведем первые двадцать регионов в порядке их расположения в рейтинговом списке:

1. Краснодарский край; 2. Белгородская область; 3. Республика  Татарстан; 4. Калужская область; 5. Новосибирская  область; 6. Тюменская область; 7. Воронежская  область; 8. Москва; 9. Рязанская область; 10. Курская область; 11. Смоленская  область; 12. Республика Саха (Якутия); 13. Санкт-Петербург; 14. Республика Коми; 15. Приморский край; 16. Ставропольский  край; 17. Оренбургская область; 18. Московская  область; 19. Самарская область 20. Свердловская область.

Значение деятельности ФАС трудно переоценить. ФАС России контролирует соблюдение законов об оказание услуг для муниципальных и государственных нужд, потоках иностранных инвестиций в России, размещении заказов на поставки товаров и выполнении работ. ФАС является одним из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполнительной власти.

 

 

 

2.2 Деятельность федеральных органов исполнительной власти по развитию конкуренции

 

Развитием конкуренции занимаются следующие министерства:

- Министерство здравоохранения Российской Федерации;

- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;     

- Министерство транспорта Российской Федерации;

- Министерство энергетики Российской Федерации;

- Федеральная служба по тарифам;

- Федеральная таможенная служба;

- Министерство спорта  РФ.

Рассмотреть деятельность всех министерств не представляется возможным в рамках данной работы, поэтому будут рассмотрены Министерство здравоохранения РФ, Министерство транспорта Российской Федерации,  Министерство энергетики Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона № 326-ФЗ), вступивший в силу с 2011 года, повысил мотивацию негосударственных медицинских организаций к работе в сфере обязательного медицинского страхования, и их число стало постоянно увеличиваться: в 2011 году – 733 (9,0% от общего числа медицинских организаций); в 2012 году – 1029 (12,7%); в 2013 году – 1333 (16,2%); в 2014 году – 1840 (21,5%). В настоящее время законодательные ограничения доступа негосударственных медицинских организаций к участию в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования отсутствуют.

Порядок включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (Реестр), носит уведомительный характер и территориальный фонд обязательного медицинского страхования не вправе отказать во включении в Реестр медицинской организации, имеющей право на осуществление медицинской деятельности и представившей необходимые документы в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования.

При этом в субъектах Российской Федерации интеграция частных медицинских организаций в сферу обязательного медицинского страхования происходит по-разному. В 2014 году высокая доля этих организаций в следующих субъектах Российской Федерации: Санкт-Петербург – 36% от общего числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (128 медицинских организаций), Самарская область – 36% (64 медицинские организации), Томская область – 36% (37 медицинских организаций). В Москве этот показатель близок к среднему по Российской Федерации и составляет 21% (78 медицинских организаций), в Московской области – 15% (52 медицинские организации). В ряде субъектов Российской Федерации - Ненецкий АО, Республика Тыва, Чукотский АО, город Байконур - медицинские организации негосударственной формы собственности деятельность в сфере обязательного медицинского страхования не осуществляют.

В рамках деятельности Рабочей группы в 2015 году планируется проработка вопроса совершенствования законодательства, регулирующего участие негосударственных медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

В рамках повышения конкуренции, а также поддержки малого и среднего бизнеса Минприроды России совместно с Рослесхозом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства».

Доля объема заготовки древесины по договорам аренды в общем объеме заготовки за 2013 год составила 76 % (за 2009 год — 60 %). Пять тысяч из восьми тысяч лиц, арендующих лесные участки, имеют годовой объем заготовки древесины менее 20 тыс. куб. метров (финансово-организационные показатели в зависимости от степени переработки соответствуют малому или среднему бизнесу). При этом доля заготовки древесины данными субъектами в общем объеме заготовки по договорам аренды лесных участков за 2013 год составляет менее 20%.

Показатели объема заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и в исключительных случаях, снижаются: 2011 год - 35,7 млн куб. метров; 2012 год -29,9 млн куб. метров; 2013 год- 26,3 млн куб. метров.

Уменьшение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в лесном секторе экономики отмечается в большинстве субъектов Российской Федерации.

Законопроектом вводится новая редакция части 8 статьи 29 Лесного кодекса, в соответствии с которой допускается осуществление заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Министерство транспорта Российской Федерации

Наиболее интересным является рынок услуг железнодорожного транспорта. В настоящее время он характеризуется наличием двух основных сегментов.

1. Естественно-монопольный  сегмент - перевозки грузов и пассажиров  в дальнем следовании и пригородном  сообщении железнодорожным транспортом. Единственным общесетевым грузовым  перевозчиком в масштабе всей  сети российских железных дорог  является ОАО «РЖД», в сфере  перевозок пассажиров в пассажирском  сообщении дальнего следования  крупнейшим перевозчиком является  ОАО «ФПК», в сфере перевозок  пассажиров в пригородном сообщении  перевозчиками являются 26 пригородных  пассажирских компаний.

2. Конкурентный сегмент - данный сегмент рынка в основном  представлен услугами по предоставлению  железнодорожного подвижного состава  для грузовых железнодорожных  перевозок, которые оказывают операторы  железнодорожного подвижного состава (по состоянию на февраль 2015 года - более 2 тыс.), а также услугами  вагоноремонтных компаний.

 Относительно конфигурации  рынка услуг вагоноремонтных  компаний следует иметь в виду, что в результате продажи 17 вагоноремонтных  компаний в 2008-2009 годах, завершения  процедур продажи вагоноремонтных  компаний (ВРК-1, ВРК-2, ВРК-3) создана  полноценная конкурентная среда  в данном сегменте рынка.

В 2015 году планируется подготовка внесения изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в части установления основ правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава, контейнеров и принятия федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», основная идея которого заключается в формировании новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом.

Министерство энергетики Российской Федерации

Рассмотрим деятельность Министерства энергетики в области нефти и нефтепродуктов.

По состоянию на 1 января 2015 г. добычу нефти и газового конденсата (нефтяного сырья) на территории Российской Федерации осуществляли организации, входящие в структуру девяти вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК), на долю которых в 2014 г. прошлось 86,9 % всей национальной нефтедобычи и независимые добывающие компании, не входящие в структуру ВИНК, доля которых составила 13,1 %. Объем переработки нефти за указанный период составил 288,9 млн тонн, из которого доля крупных НПЗ ВИНК (мощностью по первичной переработки нефти более 1 млн тонн в год) составила 85,9 %, независимых НПЗ – 11,1 %, мини-НПЗ – 3,0 %.

Необходимо отметить, что сложившийся в результате последовательной государственной политики производственный потенциал и структура добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов на базе крупных конкурентоспособных нефтяных компаний с государственным участием в целом надежно обеспечивает глобальные интересы России на мировых энергетических рынках и потребности внутреннего спроса, о чем свидетельствует высокая устойчивость нефтяного комплекса страны в период мирового финансового кризиса.

По итогам 2014 года доля биржевых торгов нефтепродуктами в общем объеме производства составила: по автобензину – 16 %, по дизельному топливу – 7,6 %, по топочному мазуту – 3,2%, по авиакеросину – 22,6%, при этом доля биржевых торгов нефтепродуктами в объѐме отгрузок на внутренний рынок в 2014 году составила: по автобензину – 17,9 %, по дизельному топливу – 18,5 %, по топочному мазуту – 12,8%.

Таблица 2.2. Объем торгов нефтепродуктами в 2014 году(в тоннах)

Источник: Доклад ФАС  о состоянии конкуренции в РФ в 2014 году

 

Вместе с тем, совершенствование рыночных отношений и развитие конкуренции, в том числе между ВИНК, содержат потенциал повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования отрасли. Несмотря на значимое влияние крупнейших ВИНК и недостаточную прозрачность взаимоотношений на рынке, цена на нефть и нефтепродукты формируются в результате определяющего влияния рыночных факторов (мировые цены, баланс внутреннего спроса и предложения) и мер тарифно-таможенного и налогового регулирования. Отдельные факты нарушения антимонопольного законодательства доминирующими компаниями не меняют фундаментальной картины рыночного ценообразования, как в оптовом, так и в розничном сегментах.

 Надо сказать, что состояние  конкурентной среды экономики  страны является важным показателем  результатов деятельности антимонопольных  органов и федеральных исполнительных  органов.

 

 

2.3 Сравнительная характеристика антимонопольной политики в России и развитых странах: выявление недостатков

 

Около 100 государств мира в настоящее время создали антимонопольные органы. В подавляющем большинстве случаев к их компетенции относится:

1) контроль экономической  концентрации (контроль за слияниями и поглощениями);

2) пресечение монополистической  деятельности (злоупотреблений доминирующим  положением и антиконкурентных соглашений, в т.ч. картелей);

3) пресечение недобросовестной  конкуренции;

4) адвокатирование конкуренции (популяризация идей конкуренции, разработка и проведение совместно с другими органами государственной власти программ демонополизации и развития конкуренции в отдельных секторах экономики).

Информация о работе Основные способы борьбы с монополизмом в экономике