Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:35, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании основных тенденций развития инфляционных процессов.
Указанная цель предполагает постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
Определить понятие инфляции, причины и факторы ее возникновения;
Рассмотреть концепции формирования антиинфляционной политики;
Рассмотреть тенденции инфляционных процессов в России ;
Объектом моего исследования являются основные инфляционные тенденции и методы борьбы с ними.
Введение...................................................................................................................3
Глава I Инфляция как сложное макроэкономическое явление…………….......5
1.1 Причины возникновения инфляции в трактовке различных научных школ ...................................................................................................................................5
1.2 Формы проявления инфляции и, ее социально-экономические последствия……………………………………………........................................13
Глава II Антиинфляционная политика…………................................................21
2.1 Формирование антиинфляционной политики ……...……………..............21
2.2 Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях..……………………………………………………………………...….26
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример - энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%.
Товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка .
Рост цен, связанный с циклическими колебаниями коньюктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной” растянутости, заметно будет меняться и динамика цен.
Повышение производительности труда приводит к снижению цен. В некоторых случаях к повышению заработной платы, которая вызывает повышение цен.
Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.
Внешние факторы обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банками иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами.
К внешним причинам относятся:
1. Интернационализация
2. Мировые экономические кризисы.
Внутренние причины
1. Дефицит госбюджета. Если
он покрывается займами
2. Расходы на военные
цели. Они увеличивают расходную
часть бюджета, являясь
3. Расход на
социальные цели
неадекватные
эффективности национальной
4. Инфляционные ожидания,
являющиеся одним из основных
факторов инфляции. Когда начинается
инфляция, население планирует свое
поведение в ожидании
5. Чрезмерные инвестиции
в отдельные отрасли экономики,
6. Структурные нарушения
в экономике – диспропорции
между накоплением и
Рассмотрим подробнее важнейшие инфляционные причины роста цен:
1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции– преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.[2]
3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита. Ограничивая приток новых производителей в отрасль, олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
4. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Если крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты, они могут установить новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. Уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен.
5. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.[2]
6. Инфляционные ожидания, возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера.Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции.
Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точкой зрения, Л. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег.
1.2 Формы проявления инфляции и, ее социально-экономические последствия
В экономической теории под инфляцией понимается обесценение бумажных денег, вызванное ростом цен. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно- денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. А в XX веке инфляция стала неразлучной спутницей развития всех стран с рыночной экономикой.
Классификация форм инфляции базируется прежде всего на масштабах роста цен. По этому критерию выделяют ползучую инфляцию, при которой среднегодовое повышение цен составляет 5-10%; галопирующую - от 10 до 100% и гиперинфляцию - более 100% в год. В рамках последней существует супергиперинфляция, или суперинфляция, когда цены всего за один месяц подскакивают на 50% и более; при таком приросте за год они увеличиваются более чем в 130 раз.
Рекорд последних десятилетий - 330-разовое повышение цен в Никарагуа в 1988 г. В истории зафиксированы и более “выдающиеся” случаи. Например, после Первой мировой войны в Германии в последний год инфляции (1923 г.) в отдельные месяцы цены увеличивались в 100 раз и более. В конечном итоге бумажные марки стали принимать не по номиналу, а по весу. В рамках конфискационной денежной реформы, проведенной в 1923 г., за одну новую рейхсмарку требовали 1 трлн. старых. [6]
Также инфляцию различают в зависимости от темпов, характера протекания, ожиданий и масштаба охвата.
1. По признаку ожидаемости можно выделить:
-ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется правительством и населением;
-неожиданную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен, оказывает неоднозначное влияние на поведение населения в зависимости от состояния инфляционных ожиданий;
2. По масштабу охвата можно выделить:
-локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах;
-мировую, охватывающую группу стран или целые регионы;
4. По характеру протекания различают:
-открытую инфляцию, отличающуюся продолжительным ростом цен;
-подавленную, возникающую при твердых “замороженных” розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на “черном рынке”.[8]
Нормальное развитие рыночной экономики возможно только при ползучей форме инфляции, которая обеспечивает мягкую корректировку соотношения спроса и предложения на денежном и товарном рынках. В результате национальные деньги продолжают без ограничений выполнять все надлежащие функции. Поэтому подобная инфляция обычно не вызывает волнений государства и населения, если не считать опасений о возможности ее перерастания в более масштабную.
Наряду с масштабом используется и другая классификация, связанная с факторами, определяющими инфляцию. Если в ее возникновении и протекании решающую роль играют денежные факторы, увеличивающие спрос выше товарного предложения (при данном уровне цен), то говорят об инфляции спроса. Когда же основными факторами являются неденежные - со стороны производства и рыночных условий, речь идет об инфляции издержек.
Инфляция спроса.
Это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.
Инфляция спроса имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса (рис. 1).
Рисунок 1. Инфляция спроса[7]
Из графика мы видим, что сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения.
Инфляция предложения (издержек).
Повышение издержек на единицу
продукции в экономике
В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен.
Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки
Рисунок 2. Инфляция предложения (издержек)[10]
Из графика видно, что увеличение издержек производства приводит к смещению кривой совокупного предложения влево от AS1 к AS2. В результате увеличиваются издержки на единицу продукции, возрастают цены, и сокращается объем реального валового национального продукта.
Среди факторов, порождающих инфляцию издержек выделяют:
-усиление давления на цены тех или иных издержек производства, повышение которых превышает средний рост цен (например, тарифов на электроэнергию и газ);
-сильные монополистические элементы в рыночной структуре экономики, приводящие к монополистической практике повышения цен;
-дефицит определенных товаров и ресурсов;
-удорожание импорта в результате роста цен на мировом рынке или девальвации (обесценения) национальной валюты и пр.
Факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют одновременно, что значительно затрудняет проведение успешной борьбы с ней.[6]
Разделить эти два процесса в реальной действительности невозможно, и споры о том, что было сначала «спрос» или «издержки» - зачастую не имеют смысла. Оба процесса взаимосвязаны. Если допустить увеличение номинального(денежного) спроса и положить «чистый случай» роста цен на некоторые промежуточные продукты, то легко убедиться, что последующее повышение общего уровня цен всегда результат взаимодействия инфляции спроса и инфляции издержек. Подобное взаимодействие спроса и издержек, выливающееся в непрерывное повышение цен, обычно называют «инфляционной спиралью».[7]
Рисунок 3. Модель сочетания инфляций спроса и инфляций издержек – инфляционная спираль [9]
Вслед за ростом спроса (сдвиг кривойAD0 в AD1) наблюдается повышение уровня цен, что обусловливает требование рабочих увеличения заработной платы. Рост заработной платы, в свою очередь, означает рост издержек производства, а значит, сдвиг кривой AS0 в AS1 и повышение уровня цен до p1. В дальнейшем процесс идет по спирали: ответом профсоюзов на рост цен являются новые требования индексации заработной платы, и в случае ее проведения в экономике снова возрастает совокупный спрос и цены. И так до бесконечности.
Информация о работе Основные теории инфляции и методы борьбы с ней