Основные теории инфляции и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании основных тенденций развития инфляционных процессов.
Указанная цель предполагает постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
Определить понятие инфляции, причины и факторы ее возникновения;
Рассмотреть концепции формирования антиинфляционной политики;
Рассмотреть тенденции инфляционных процессов в России ;
Объектом моего исследования являются основные инфляционные тенденции и методы борьбы с ними.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава I Инфляция как сложное макроэкономическое явление…………….......5
1.1 Причины возникновения инфляции в трактовке различных научных школ ...................................................................................................................................5
1.2 Формы проявления инфляции и, ее социально-экономические последствия……………………………………………........................................13
Глава II Антиинфляционная политика…………................................................21
2.1 Формирование антиинфляционной политики ……...……………..............21
2.2 Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях..……………………………………………………………………...….26
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция.docx

— 298.84 Кб (Скачать файл)

-государственный контроль монополистических процессов - появления монополий и монополистического ценообразования в отдельных отраслях;

-регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания паритета цен, то есть рентабельности производства в сельском хозяйстве;

-государственное регулирование внешнеэкономической сферы, прежде всего за счет валютной политики.

Опыт показывает, что наиболее удачные результаты достигаются на основе смешанных программ.При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксальные меры; при умеренной - достаточно ортодоксально-монетаристской политики.

2.2. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях

В российских условиях ускорение инфляции создает больше проблем, чем в развитых странах. У нас инфляция приводит к повышению процентных ставок, хозяйственные субъекты, в ответ на это меньше берут кредиты. Что, в свою очередь, серьезно тормозит экономический рост.[4]

В российской экономике антиинфляционное регулирование осуществляется по двум направлениям:

–приспосабливание хозяйствующих субъектов к особенностям социально-экономической действительности в России;

–антиинфляционное регулирование со стороны государства.

Цель предлагаемой антиинфляционной модели — не подавление инфляции любой  ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального  производства и экономической безопасности народа.

Антиинфляционная стратегия  экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование  инфляции. Необходимо выстроить «дерево  целей» для сдерживания ее основных факторов.

Общеэкономические меры:

Во-первых, следует завершить  начатые реформы в целях формирования цивилизованных рыночных отношений и уменьшения расходной части;

Во-вторых, необходима смена  целевой ориентации экономической  политики - с подавления инфляции любой  ценой на рост ВВП. Без подъема  национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы  должна быть научно обоснованная модель.

В-третьих, первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса  инвестиций путем оживления инвестиционного  процесса, концентрации средств на приоритетных проектах.

В-четвертых, традиционно  делается ставка на привлечение иностранных  инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. Для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции.

Принятые после кризиса  меры, направленные на восстановление доверия зарубежного бизнеса  к России, могут стимулировать  в перспективе привлечение прямых иностранных инвестиций.

Сдерживание финансовых факторов инфляции должно осуществляться следующими методами:

1. Ключевое место в  антиинфляционной стратегии занимает  оздоровление бюджетов всех уровней  и преодоление специфических  форм проявления бюджетного кризиса  в России:

• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов в зависимости  от реального наступления доходов  распространяется на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные  инвестиции, науку, здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

• нецелевое использование  бюджетных средств (например, предвыборная «черная касса»);

• финансирование бюджетных  расходов платежными средствами различной  ликвидности;

• слабый контроль за исполнением  госбюджета. Рыночная экономика требует  строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2. Для сдерживания инфляции  необходима научно обоснованная  налоговая политика, которая не  должна парализовать бизнес и  толкать его в «теневую» экономику.  Налоговая политика в России  должна ориентироваться не только  на фискальные цели, но и на  регулирование развития экономики  Сужение налогооблагаемой суммы  в условиях экономического спада  дополняется низкой собираемостью  налогов. В налоговой системе  России сочетаются карательные  налоговые ставки и обилие  лазеек, позволяющие не платить  налоги.

3. Восстановление денежных отношений субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и рассчитывать денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития. Денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Банковская система должна, на мой взгляд, включать три уровня: центральный банк, коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты. Целесообразно повысить роль региональных банков. Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ России над деятельностью банковской системы в целях ориентации ее на кредитно-расчетное обслуживание реального сектора экономики.

4. Практика России подтвердила,  что рыночное регулирование цен  недостаточно в условиях несовершенной  конкуренции и однозначной зависимости  динамики цен от курса рубля  к доллару в связи с высокой  долей импорта. Даже при снижении  курса доллара к рублю цены  не снижаются. 

5. Состояние фондового  рынка также влияет на инфляционный  процесс. Выход российских правительственных  облигаций на мировой финансовый  рынок позволил привлечь инвалюту  по более низким ставкам. Отсутствие  реальных источников их погашения  может однако усугубить кризис фондового рынка.

6. Для регулирования инфляционного  процесса необходимо нейтрализовать  и его внешние факторы. Снижение  курса рубля к доллару стало  активным фактором инфляционного  роста цен, так как импортные  товары составляют половину потребительского  рынка в России. Вместо фиксации  цен в условных единицах надо  применять цивилизованные методы  страхования инфляционного и  валютного риска.

7. Для сдерживания внешних  факторов инфляции необходимо  более эффективное регулирование  внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного  и валютного контроля, меры против  «долларизации» экономики.

Основной причиной инфляционных процессов в России выступает  не избыток денежной массы, а отсутствие реальных способов трансформации средств, поступающих в экономику, в реальный сектор – в виде инвестиций. Более  того борьба с инфляцией путем  сдерживания роста денежной массы  ведет к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в  свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг  в отношении денежной массы, поступающей  на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета [7].

Для снижения инфляции уже  принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков:

снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров;

временно вводились ограничения  на рост цен на ряд социально значимых товаров и др.

На снижение инфляции в  среднесрочной перспективе нацелена комплексная программа, реализуемая Правительством РФ, включающая в себя две группы мер:

Меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях дерегулирования.

Меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции и стимулирование сбережений населения, а тем самым и ограничение избыточного спроса населения [4].

Кредитование банков. В условиях сжавшейся ликвидности первым задействованным инструментом стало выборочное вливание денег в экономику:

-предоставление ряду крупнейших банков (в первую очередь государственным – Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку и ряду других) оборотных средств на погашение долгов по краткосрочным обязательствам перед другими финансовыми институтами;

-предоставление финансовой помощи крупным промышленным, строительным, добывающим компаниям;

-предоставление кредитов крупным игрокам продовольственной розницы.

- ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;

Во всех развитых странах  ставки центральных банков сейчас находятся  в диапазоне от 0 до 2 процентов (США - 0,25%, Канада - 1%, Великобритания - 1,5%, Европейский  центральный банк - 2%, Япония - 0,3%), что  призвано подкреплять потребительский  спрос и снижать выплаты по кредитам.

- продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. Т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. Т зерна (из них 100 тыс. фуражного), проводились они до конца июня 2012 года);

- повышение с 1 февраля 2011г. нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

- ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

- регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

- снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

- заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

- расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);

- повышение ставки рефинансирования;

- сокращение государственных расходов на оборону и МВД;

- сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юридическим лицам и ипотечным программам)

Завершившийся 2012 год ознаменовался  нестабильной продовольственной ситуацией  в мире, что, тем не менее, не привело  к существенному ускорению инфляции в России, поскольку замедлилась  непродовольственная инфляция (до 5,2% в 2012 г. с 6,7% в 2011 г.) и услуги (до 7,3 с 8,7. Согласно оценкам Росстата, инфляция за 2012 г. составила 6,6%, что несколько выше 6,1%, полученных по итогам 2011 г. Накопленные за 11 месяцев номинальные доходы населения в 2012 г. выросли на 9,6% против 10,2% годом ранее на фоне ускорения инфляции. Увеличении цен на продовольственные продукты, снизило реальную покупательскую способность потребителей и отрицательно повлияло на динамику реального ВВП. Инфляция по итогам года составила 6,6%,а прирост ВВП составил 3,4%. Средняя заработная плата в России выросла на 8,8%.Однако, в реальном соотношении эти цифры могут намного ниже.[2] Такой показатель как материнский капитал вырос, и составил  387,6 тыс. руб (в 2010г -365,7).Уровень безработицы за этот год уменьшился почти на 15% по сравнению с 2011. Одним из главных последствий инфляции является  потеря доходности. В 2012 году эксперты констатировали ухудшение рубля.

От инфляции пострадали  предприниматели  малого и среднего бизнеса, так как  цены на их продукцию повышались медленнее  и позднее цен на продукцию  крупных предприятий, в связи  с чем реальные доходы предпринимателей малого и среднего бизнеса снизились.

И те слои населения (учителя общеобразовательных школ, преподаватели средних и высших учебных заведений, врачи, служащие), которые имели фиксированные денежные доходы.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что российское правительство в создавшейся ситуации делает правильные шаги. Нельзя наполнять экономику деньгами, если они все равно большей частью будут утекать либо в валютные активы внутри страны, либо за рубеж. Во-первых, правительство демонстрирует контроль над процентными ставками и инфляцией. Во-вторых, России необходимо укрепление надежности банковской системы, склонной к «коммерческому освоению» государственных средств.

Пути совершенствования  антиинфляционной политики Российской Федерации следующие:

- снижение ставок таможенных пошлин;

- изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов );

- регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

- ужесточение контроля над ценами;

- дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

- создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;

- в планах принятие закона "о торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

- ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

- для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. Тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

Информация о работе Основные теории инфляции и методы борьбы с ней