Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические аспекты национальной экономики и ее развитие в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру и цели национальной экономики;
2. Проанализировать развитие национальной экономики в Республике Беларусь
3. Рассмотреть государственное регулирование национальной экономики.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1: Понятие национальной экономики…………………………………..6
1.1 Цели и структура национальной экономики………………………………6
1.2 Макроэкономические пропорции…………………………………………11
1.3 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь........................................................................13
1.4 Национальная экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса…………………………………………..16
2. Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции…………………………………19
2.1 Современное состояние национальной экономики……………………....19
2.2 Пути совершенствования национальной экономики……………………..20
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..30
Системные условия и предпосылки (единство экономического и институционально-правового пространств, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой). Воздействие совокупности системных условий и принципов на эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики. Единая институционально-правовая среда, регулирующая отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного производства.
Внутрисистемные предпосылки (обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования).
Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:
• формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;
• преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;
• глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.
Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя.
Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):
• общесистемные — носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
• системные — включают единство экономического, институционально правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
• внутрисистемные —
обусловливают обеспечение
Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира.
Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.
Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление, в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:
• построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);
• формирование современного гражданского общества;
• создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.
Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности.
Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных ; социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа.
Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах. Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства.
Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.
НК системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов.
[2,с.150-158]
Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты:
- несовершенную структуру воспроизводства;
- физически и морально устаревшие основные фонды и технологии;
- медленные темпы их обновления;
- несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП;
- низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др.
Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.
Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.
Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития — обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.
Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой — постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране. Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.
[3,с.5-12]
1.4 Национальная экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса
Мировой финансовый кризис различным образом повлиял на национальные экономики в зависимости от таких факторов, как уровень развития экономики, размер экономики, степень ее открытости, а также ее специфические характеристики. В зависимости от этого различаются и меры, предпринятые государствами по поддержанию своих экономик и минимизации этих кризисных проявлений. В наиболее развитых странах, как США, Великобритания, Германия, Франция, стабилизационные меры были направлены в сферу финансового рынка (чрезвычайное финансирование в форме кредитов, в форме предоставления государственных гарантий по их обязательствам и др.).
Влияние мирового финансового кризиса
на экономику Республики Беларусь (по
сравнению с другими странами) во многом
носит ограниченный характер. Учитывая
неразвитость фондовых и финансовых рынков
в стране и их слабую интегрированность
в мировую финансовую систему, влияние
мирового финансового кризиса на белорусскую
экономику проявилось с некоторым временным
лагом по сравнению с другими странами.
Стоит отметить, что воздействие происходит
через два основных канала: снижение объемов
(темпов роста) производства в странах-партнерах
и, как следствие, уменьшение спроса на
отдельные позиции белорусского экспорта
(прежде всего нефтепродукты, черные металлы,
калийные удобрения, машиностроительную
продукцию); ограничение возможностей
привлечения иностранного капитала, как
в виде внешнего заимствования, так и прямых
инвестиций. При этом особенностями, осложнившими
ситуацию в Беларуси, выступили: длительно
существовавший дефицит текущего счета
платежного баланса страны; недостаточные
объемы притока в страну прямых иностранных
инвестиций; ограниченность золотовалютных
резервов; относительно высокие инфляционные
и девальвационные ожидания.
Как следствие, с IV квартала
2008 г. начали проявляться негативные тенденции
в развитии белорусской экономики в части
существенного падения экспорта и валютной
выручки, увеличения отрицательного сальдо
внешнеторгового оборота, сокращения
валютных резервов и роста напряженности
на валютном рынке, нарастания государственного
и валового внешнего долга, снижения рентабельности
и прибыли, замедления темпов экономического
роста, сокращения грузоперевозок, роста
сверхнормативных запасов готовой продукции
на складах и дебиторско-кредиторской
задолженности, увеличения вынужденных
отпусков и использования неполной рабочей
недели.
Таким образом, к основным последствиям влияния мирового кризиса на экономику Республики Беларусь можно отнести: рост дефицита платежного баланса (рост дефицита текущего счета платежного баланса); ограничение возможностей финансирования дефицита текущего счета платежного баланса; рост напряженности на внутреннем валютном рынке; уменьшение золотовалютных резервов страны.
Основываясь на изучении причин и
форм проявления глобального кризиса,
анализа характера стабилизационных мер,
предпринятых ведущими экономиками, а
также учитывая специфику положения Республики
Беларусь в сложившихся условиях, определим
рычаги механизма восстановления экономики
страны.
Антикризисные мероприятия, принимаемые
в Республике Беларусь, в целом состоят
из следующих четырех блоков: первоочередные
меры по либерализации условий экономической
деятельности; антикризисные меры в области
монетарной и фискальной политики; меры
по поддержке валообразующих предприятий;
совместный план действий с Российской
Федерацией по минимизации последствий
финансового кризиса. Их реализация осуществляется
по следующим основным направлениям: привлечение
дополнительного внешнего финансирования,
стабилизация ситуации в банковском секторе
и на валютном рынке, поддержка реального
сектора и валообразующих предприятий,
стимулирование экспорта и ограничение
импорта, создание дополнительного внутреннего
потребительского и инвестиционного спроса
на отечественную продукцию, селективная
поддержка уязвимых категорий населения
и др. . [4]
Большое значение для стабилизации
макроэкономической ситуации Республики
Беларусь имеет сотрудничество с международными
финансовыми организациями. МВФ 12 января
2009 г. в рамках реализации программы стэнд-бай
предоставил Республике Беларусь 2,46 млрд.
долл. США сроком на пятнадцать месяцев.
29 июня 2009 г. было принято решение об увеличении
объема финансирования на 1 млрд долл.
США. Реализация программы МВФ в рамках
договоренности о кредите стэнд-бай предусматривает
комплексную работу по достижению установленного
уровня по ряду экономических показателей,
в частности по чистым международным резервам.
В то же время существует
ряд факторов, которые сдерживают выход
белорусской экономики из кризиса. Так,
оживление белорусской экономики, учитывая
ограниченную емкость внутреннего рынка,
прямо зависит от изменения траектории
развития мировой экономики, прежде всего
тех стран, которые в последние годы являлись
основными торговыми партнерами (Российская
Федерация, страны ЕС, отдельные страны
СНГ).
Ситуация для Беларуси усугубляется
не только сжатием внешних рынков сбыта,
но и продолжением увеличения цен на газ,
когда на мировом рынке имеет место тенденция
их существенного сокращения. В результате
разрыв стоимости российского газа для
Беларуси и на мировых рынках существенно
сократился. Чрезмерное увеличение складских
запасов отдельных видов продукции в IV
квартале 2008–2009 гг. в условиях сокращения
спроса на внешних рынках также явилось
сдерживающим фактором оживления производства.
Одновременно мировой кризис обнажил
отдельные недостатки и уязвимости белорусской
экономики, которых удавалось избегать в условиях
относительно благоприятной внешнеэкономической
конъюнктуры на ведущие позиции белорусского
экспорта. Прежде всего это касается высокой
концентрации белорусского экспорта по
отдельным товарным видам, странам и товаропроизводителям,
низкой технологичности экспорта, его
значительной импортоемкости, а также
убыточности ряда экспортных позиций.
Поэтому перспективы развития белорусской
экономики в ближайшие годы по-прежнему
будут определяться благоприятностью
внешнеэкономической конъюнктуры, поскольку
для проведения эффективных структурных
изменений и внедрения современных технологий
требуется время и существенные финансовые
ресурсы, которые в условиях кризиса ограничены.
Проводимая в стране экономическая политика нуждается во внесении дополнительных корректировок: целесообразно отказаться от попыток поддержания темповых показателей развития экономики за счет продолжения наращивания запасов готовой продукции на складах; дополнительное стимулирование внутреннего спроса (особенно инвестиционного), несмотря на его положительное влияние на динамику экономического развития, имеет определенные пределы, связанные как с емкостью внутреннего рынка и возможностями реализации на нем отечественной продукции (к тому же отличающейся высокой импортоёмкостью, что не позволяет мультиплицировать развитие национального производства), так и ограниченностью финансирования, потребности в котором все в большей степени покрываются за счет внешних заимствований; для сохранения макроэкономической стабильности и быстрейшего выхода из кризиса важным представляется дальнейшее сокращение расходов госбюджета и других секторов экономики (прежде всего, не первоочередных), а также повышение эффективности использования ограниченных ресурсов; большое значение имеет ряд мероприятий по совершенствованию банковской системы: созданию конкурентной среды и улучшению механизма управления рисками в банковской деятельности будет способствовать приватизация банков, сопровождающаяся привлечением дополнительного капитала и улучшением эффективности управления финансовым институтом. [5,с.5-15]
2 Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции
2.1 Современное
состояние национальной
Трудная ситуация в белорусской экономике. Уже более двух лет страна борется с финансовыми и экономическими проблемами. Пока они не привели к рецессии, чему способствовали главным образом российские субсидии в виде снижения цен на энергосырье и выделение кредитов российскими банками .
Тем не менее, во второй половине 2012 года проявился явный экономический спад, а белорусскому правительству не удалось реализовать заложенный на 2012 год план экономического роста – он составил чуть более 2% вместо запланированных 5,5%. В середине 2012 года обнаружилось также сокращение темпа промышленного производства и наступило значительное сокращение положительного сальдо внешней торговли. Причиной стало не только прекращение экспорта растворителей и разбавителей, но и снижение экспорта калийных удобрений.
Все это негативно отразилось на финансовом положении государства. Внешний долг Беларуси на 1 января этого года превысил признанный безопасным порог в 60% ВВП. В начале декабря его величина оценивалась в 12,1 млрд. долларов США. Это означает для того, чтобы не превысить лимит, Беларусь может взять в долг еще только 2,2 млрд. долларов США. Постепенно уменьшаются валютные резервы, ослабевает курс белорусского рубля, а инфляция к концу 2012 года составит около 23%.