Основы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические аспекты национальной экономики и ее развитие в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру и цели национальной экономики;
2. Проанализировать развитие национальной экономики в Республике Беларусь
3. Рассмотреть государственное регулирование национальной экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1: Понятие национальной экономики…………………………………..6
1.1 Цели и структура национальной экономики………………………………6
1.2 Макроэкономические пропорции…………………………………………11
1.3 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь........................................................................13
1.4 Национальная экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса…………………………………………..16
2. Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции…………………………………19
2.1 Современное состояние национальной экономики……………………....19
2.2 Пути совершенствования национальной экономики……………………..20
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсач- Основы национальной экономики.docx

— 85.18 Кб (Скачать файл)

     Наоборот, национальная экономика предполагает наличие условий для непрерывного возобновления производства, т. е. обеспечения процесса воспроизводства. Поэтому есть основание рассматривать национальную экономику как исторически сложившуюся систему национального воспроизводства определенной страны.

     Такая система складывается под воздействием исторических, национальных и религиозных, географических, политических и экономических факторов, а также технического уровня развития производительных сил.

     Основными фазами воспроизводства выступают производство, обмен, распределение и потребление экономических благ. Нарушение взаимодействия между данными фазами (например, между производством и потреблением, сбережениями и инвестициями) означает возникновение серьезных проблем в обеспечении национального воспроизводства. Сложившаяся воспроизводственная структура национальной экономики отражает взаимодействие между данными фазами.

     Отраслевая структура выступает как устойчивое соотношение между основными отраслями национальной экономики, а внутри наиболее важных отраслей между отдельными под отраслями.

     Отрасль есть группа предприятий, выполняющих одинаковые производственные функции и выпускающих однородную продукцию.

      В рамках промышленности принято выделять легкую и пищевую промышленность, машиностроение и т. д.; внутри машиностроения - тяжелое и легкое машиностроение, тракторостроение, оптическое производство и т. п.

     В макроэкономическом анализе особое внимание уделяется соотношению тех отраслей, которые входят в состав реального сектора экономики. Отрасли выстраиваются по ранжиру с учетом удельного веса в ВВП, в общей численности занятых, с учетом налоговых поступлений в бюджет страны и т. д.

     Анализ отраслевой структуры направлен на выявление состояния производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика). Наличие неблагоприятных показателей отраслевой структуры свидетельствует о необходимости проведения структурных сдвигов.

Региональная  структура национального производства.

     Регион - территориальная подсистема национальной экономики, которая функционирует на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда. В роли региона могут выступить административные и экономические районы.

     С учетом административного деления в условиях Беларуси выделяется 7 административных образований: Минск и соответственно 6 областей.

     Экономический район - это часть территории страны, которая отличается структурой и специализацией производства с учетом имеющихся природных, трудовых ресурсов, а также климатических условий.

     Внутри каждого района складывается своя оригинальная отраслевая структура производства. Часто экономический район функционирует как территориально-производственный комплекс.

     В условиях Беларуси центральным экономическим районом является Минск, а также Восточно - Витебский, Западно - Прибугский и Полесский экономический районы.

     Основная цель региональной экономики - эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение высокого уровня и качества жизни проживающего там населения.

     В силу различных обстоятельств регионы страны развиваются неравномерно. Не всегда обеспечивается рациональное использование имеющихся экономических ресурсов. Это отражается через отставание в экономическом развитии, через низкий уровень доходов местного населения. Особые проблемы региональной экономики - отсутствие комплексного развития, доминирование крупных городов, высокий уровень безработицы, обострение экологической ситуации.

     С макроэкономических позиций исследуются территориальное разделение труда, вопросы дотационной поддержки местных бюджетов. При разработке региональной политики ставится задача обеспечить комплексное развитие территории, создать равные возможности для получения образования, культурного роста, а также свободу выбора трудовой и предпринимательской деятельности.

     Институциональная структура предстает как упорядоченная совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения и добровольно принятого порядка, согласования экономического поведения агрегированных субъектов национальной экономики. Появление нового элемента в институциональной структуре свидетельствует об обогащении опыта хозяйствования, о том, что такой опыт фильтруется с учетом особенностей национального менталитета.

     Наиболее заметные изменения в институциональной структуре всегда приходятся на период проведения радикальных экономических реформ. Очень важно то, что продуманное институциональное строительство прекращает хаос и анархию, повышает степень организованности экономической жизни, формирует «культурную сеть» рыночного хозяйства.

     Структура отношений с внешним миром. Степень включения национальной экономики в международное разделение труда определяет степень ее открытости к внешнему миру.

     Открытая национальная экономика предстает как звено в системе мирового хозяйства, выступает как альтернатива замкнутой экономики.

     Открытая экономика в большей степени зависит от внешней среды, но тем не менее рассматривается в качестве прогрессивной формы.

     В качестве показателей открытости национальной экономики применяются: внешнеторговая квота в ВВП; доля экспорта в объеме национального производства; доля импорта в потреблении; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.

     При оценке степени открытости национальной экономики следует иметь в виду, что малые страны традиционно имеют более высокую степень открытости. Их внешнеторговая квота составляет обычно 55-70% от ВВП (у крупных держав - 40-45%). Поэтому можно различать большую открытую и малую открытую национальную экономику.

     Экономическая структура отражает состояние и динамику экономического строя, условия включения населения страны в трудовой процесс, характер отношений присвоения, доминирование форм собственности и предпринимательства.

     С учетом форм собственности выделяются частный и государственный сектор экономики. Их соотношение свидетельствует о качественном состоянии экономической системы, о наличии или об отсутствии в стране своеобразного рыночного потенциала. Поправка на отраслевую структуру окончательно позволяет определить, в чьих руках находятся «командные высоты».

     Определяя экономическую структуру, следует установить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, присутствие в национальном производстве иностранного капитала.

     Социальная структура. По сути дела в данном случае речь идет о классах, странах, группах и т. п. Но в первую очередь предстоит выявить удельный вес армии наемного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним и определение удельного веса зарплаты в структуре доходов населения страны, удельный вес безработных.

     При определении социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчета для анализа такого рода выступают прожиточный (физиологический) минимум, минимальный прожиточный бюджет, уровень средней заработной платы и пенсий, минимальная заработная плата, тарифная ставка работника 1-го разряда и др.

     Таким образом, структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, «отношение с внешним миром», территориальную, институциональную, экономическую структуры и инфраструктуру национальной экономики. Устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры. [1,с.43-69]

 

1.2 Макроэкономические пропорции

  Существенная    черта    национальной     экономики     —     сложившиеся  макроэкономические пропорции.

   Макроэкономические  пропорции  — это количественные  соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои  особенности  формирования  пропорций. Регулирование  в  национальной   экономике устанавливаются централизованно, в рыночных—на основе спроса и предложения, в  смешанных  — рынком с учетом регулирующего воздействия государства.

    Пропорции   меняются   под   влиянием   НТП,    избранного    направления экономического   роста   (экстенсивного   или   интенсивного),    изменений потребностей  народного  хозяйства,  складывающихся  экономических  условий развития общественного производства и других факторов.

      Макроэкономические пропорции  образуют  систему.  В  ней  можно  выделить следующие виды пропорций:

   общеэкономические  — между наиболее   крупными   сферами   национальной экономики,  например,  производством   и   потреблением,   потреблением   и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;

  межотраслевые — между отраслями промышленности,  сельского хозяйства и др.;

  внутриотраслевые— между взаимосвязанными  производствами   внутри   одной отрасли, например выпуском  чугуна  и  стали  в  металлургии,  тракторов  и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. п.;

   территориальные—    общеэкономические,    меж-    и     внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;

   межгосударственные   —   между   отдельными   государствами   на   основе международного разделения труда.

      Макроэкономические  пропорции  можно  также  классифицировать  по   форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные,  распределения  трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных  видов  продукции,  например,  между производством и потреблением стали, проката  тракторов,  сахарной  свеклы.

     Анализ   натурально-вещественных   пропорций   осуществляется   с   помощью материальных балансов.

     Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными  элементами стоимости  ВНП:  денежной  выручкой,  доходами  в  сферах  материального   и нематериального   производства,   доходами   предприятий,   государства    и населения.   Пропорции   распределения   трудовых   ресурсов   характеризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной  и  непроизводственной сферами, городом и деревней,  отдельными  отраслями  и  регионами  и  т.  п.

   К главным пропорциям в национальной экономике можно отнести:

     во-первых,  пропорции между I  и   II   подразделениями   материального производства. Они характеризуются соотношением объемов производства, средств производства и предметов  потребления  в  ВНП,  численностью  работающих  в каждом из  этих  подразделений,  стоимостью  их  основных  производственных фондов.

    во-вторых,  пропорции между   фондами   накопления   и   потребления   в национальном  доходе.  От  этих  пропорций   зависят   темпы   расширенного воспроизводства, решение социальных и производственных задач. [1,с.69-89]

      Каждая  национальная  экономика  стремится  к  установлению   оптимальных пропорций, обеспечивающих  наиболее  полное  удовлетворение   общественных  потребностей при наименьших затратах  живого  и  овеществленного  труда.  С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное  и количественное соответствие между структурой общественного  производства  и структурой общественных потребностей.

   Можно  выделить  следующие  устойчивые  тенденции  изменения   пропорций, присущие большинству национальных экономик:

  1) повышение технического  уровня  производства,  проявляющееся   в  росте фондовооруженности   труда,    количестве    сырья    и    материалов, перерабатываемых  работниками,  что   ведет   к   опережению   объемов производственных фондов по отношению к численности работающих;

  2) опережающее развитие  электроэнергетики,  машино-  и приборостроения, химической промышленности и других наукоемких отраслей;

  3) увеличение доли  непроизводственной  сферы  по  сравнению  с  отраслями материального производства;

 4) опережающее развитие  обрабатывающей  промышленности  по  отношению к добывающей;

 5)  расширение  участия в международном   разделении   труда,   которое выражается в  более  быстром  увеличении  внешнеторгового  оборота  по сравнению с ростом производства в стране. [2,с.20-34]

 

1.3 Предпосылки  становления, функционирования и  развития национальной экономики  Республики Беларусь

     Экономические предпосылки формирования и функционирования национальной экономики как целостной хозяйственной системы суверенного государства.

     Общесистемные предпосылки и условия конституционно-правового, мировоззренческого, идеологического, политического характера (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого общества и государства). Общесистемные условия стратегического характера: построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь); формирование современного гражданского общества; создание социально ориентированной рыночной экономики.

Информация о работе Основы национальной экономики