Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические аспекты национальной экономики и ее развитие в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру и цели национальной экономики;
2. Проанализировать развитие национальной экономики в Республике Беларусь
3. Рассмотреть государственное регулирование национальной экономики.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1: Понятие национальной экономики…………………………………..6
1.1 Цели и структура национальной экономики………………………………6
1.2 Макроэкономические пропорции…………………………………………11
1.3 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь........................................................................13
1.4 Национальная экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса…………………………………………..16
2. Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции…………………………………19
2.1 Современное состояние национальной экономики……………………....19
2.2 Пути совершенствования национальной экономики……………………..20
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..30
· расширение предпринимательской деятельности; развитие научных исследований и разработок;
· разработка программ и
механизмов модернизации производства
и реструктуризации предприятий; совершенствование
инвестиционно-структурной
· активизация
· развитие финансовых и социально-политических механизмов устойчивого развития.
Важным фактором устойчивого развития страны выступает предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет само реализоваться человеку, формирует средний класс - основу социальной стабильности. [8]
Оптимизация ресурсопотребления и ресурсосбережения требуют проведения соответствующих научных исследований и разработок, которые целесообразно сконцентрировать в крупных блоках, включающих важнейшие долгосрочные программы межотраслевого характера:
· снижение ресурсоемкости и импортоёмкости промышленного производства;
· повышение
· средства информации и связи, измерительные приборы; микро- и нанотехнологии, МЭМС и НЭМС;
· транспортная техника;
· новые технологии и средства переработки материалов в изделия;
· новые конструкционные и функциональные материалы (композиционные, интеллектуальные), вещества малотоннажной химии; технические средства обороны;
· повышение эффективности и объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;
· научно-техническое
Для привлечения инвестиций в экономику требуется дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо:
· совершенствование
· привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
· развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
· развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;
· привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности. [9,c.65-67]
Первоочередными задачами структурной политики должны стать:
· создание равных и предсказуемых
условий экономической
· повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;
· стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;
· содействие процессам интеграции
и конкуренции на рынках, обеспечение
равного доступа к
· содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
· усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий.
Финансовая политики и ее механизмы являются одним из важнейших средств реализации указанных выше основных направлений и мероприятий по обеспечению устойчивого развития страны.
Основными целями бюджетно-налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.
Для этого предусматривается продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и без дефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
Денежно-кредитная политика должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого социально-экономического развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.
Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:
· снижение темпов инфляции
на основе постепенного ужесточения
монетарной политики. Оно должно осуществляться
в рамках плавной траектории, предусматривающей
увязку с темпами повышения
· регулирование номинального
обменного курса таким образом,
чтобы реальный обменный курс обеспечивал
приемлемый уровень ценовой
Заключение
Для решения поставленных задач изучено законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также периодическая печать за период 1992 - 2010 гг.
Таким образом, переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения.
Целью преобразований является
не только установление эффективной
экономической структуры
Общей особенностью экономического развития стран возникших после распада СССР, является глобальная несбалансированность
(несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.
Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.
Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.
На основе выше изложенного можно сделать выводы:
1. Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.
2. Макроэкономические пропорции
- это количественные соотношения между
различными подразделениями и сферами
общественного производства, отраслями,
территориально-
3. Экономические предпосылки формирования и функционирования национальной экономики как целостной хозяйственной системы суверенного государства.
4. Мировой финансовый кризис различным образом повлиял на национальные экономики в зависимости от таких факторов, как уровень развития экономики, размер экономики, степень ее открытости, а также ее специфические характеристики.
5.Стратегическая цель улучшения экономики Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Список используемой литературы:
1. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособ. / Б. Т. Кузнецов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси, 3-е изд.- Минск: БГЭУ, 2009.
3. Ковалев М, Пасеко С. Банковский вестник -2009 №1
4. http://www.ru.forsecurity.org.
5. Белорусский экономический портал - Дата доступа-08.11.2013.
6. Основные направления социально - экономического развития РБ на период до 2010г.// /Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000.
7. Мортыненко Э. Юрист РБ 2009 №2
8. www.economy.gv.by (Министерство экономики)- Дата доступа- 08.11.2013
9. Олехнович, Г. И. Мировая экономика:
учебно–методический комплекс / Г. И. Олехнович.
– Минск: Амалфея, 2009.
10. Ачаповская, М. З. Экономическая
теория / М. З. Ачаповская. – Минск: ФУАинформ,
2010.