Основы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические аспекты национальной экономики и ее развитие в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру и цели национальной экономики;
2. Проанализировать развитие национальной экономики в Республике Беларусь
3. Рассмотреть государственное регулирование национальной экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1: Понятие национальной экономики…………………………………..6
1.1 Цели и структура национальной экономики………………………………6
1.2 Макроэкономические пропорции…………………………………………11
1.3 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь........................................................................13
1.4 Национальная экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса…………………………………………..16
2. Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции…………………………………19
2.1 Современное состояние национальной экономики……………………....19
2.2 Пути совершенствования национальной экономики……………………..20
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсач- Основы национальной экономики.docx

— 85.18 Кб (Скачать файл)

· расширение предпринимательской  деятельности; развитие научных исследований и разработок;

· разработка программ и  механизмов модернизации производства и реструктуризации предприятий; совершенствование  инвестиционно-структурной политики;

· активизация внешнеэкономической  политики и международного сотрудничества; разработка программ устойчивого развития регионов;

· развитие финансовых и  социально-политических механизмов устойчивого  развития.

      Важным фактором устойчивого развития страны выступает предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет само реализоваться человеку, формирует средний класс - основу социальной стабильности. [8]

      Оптимизация ресурсопотребления и ресурсосбережения требуют проведения соответствующих научных исследований и разработок, которые целесообразно сконцентрировать в крупных блоках, включающих важнейшие долгосрочные программы межотраслевого характера:

· снижение ресурсоемкости и импортоёмкости промышленного производства;

· повышение конкурентоспособности  промышленной продукции экспортной направленности: микроэлектроника, оптика, вакуумная техника;

· средства информации и  связи, измерительные приборы; микро- и нанотехнологии, МЭМС и НЭМС;

· транспортная техника; 

· новые технологии и средства переработки материалов в изделия;

· новые конструкционные  и функциональные материалы (композиционные, интеллектуальные), вещества малотоннажной  химии; технические средства обороны;

· повышение эффективности  и объемов производства конкурентоспособной  сельскохозяйственной продукции;

· научно-техническое обеспечение  развития местной сырьевой базы, охраны здоровья и окружающей среды.

      Для привлечения инвестиций в экономику требуется дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо:

· совершенствование законодательных  актов о свободных экономических  зонах, об иностранных инвестициях  и их защите, о приведении к международным  стандартам бухгалтерского учета;

· привлечение иностранных  инвестиций на основе концессионных  договоров, соглашений о разделе  продукции и инвестиционных соглашений;

· развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных  инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;

· развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;

· привлечение внешних  заимствований с расширением  инвестиционной направленности. [9,c.65-67]

Первоочередными задачами структурной  политики должны стать:

· создание равных и предсказуемых  условий экономической деятельности;

· повышение инновационной  активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;

· стимулирование процессов  реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;

· содействие процессам интеграции и конкуренции на рынках, обеспечение  равного доступа к инфраструктуре;

· содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

· усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий.

     Финансовая политики и ее механизмы являются одним из важнейших средств реализации указанных выше основных направлений и мероприятий по обеспечению устойчивого развития страны.

    Основными целями бюджетно-налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.

      Для этого предусматривается продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и без дефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

     Денежно-кредитная политика должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого социально-экономического развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.

      Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

· снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения  монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей  увязку с темпами повышения эффективности  и конкурентоспособности предприятий  реального сектора экономики. Такой  подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузки производственных мощностей и социальной защиты населения;

· регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал  приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности  товаров отечественного производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста. [10,с.75-78]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для решения поставленных задач изучено законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также периодическая  печать за период 1992 - 2010 гг.

Таким образом, переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения.

Целью преобразований является не только установление эффективной  экономической структуры народного  хозяйства, но и прекращение спада  производства, решение социальных проблем  и в конечном итоге - формирование рыночных отношений. Это достигается  путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных  рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной  продукции, а также огромным вложением  финансовых средств, в т. ч. иностранных инвестиций.

Общей особенностью экономического развития стран возникших после распада СССР, является глобальная несбалансированность

(несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.

Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной  структуры народного хозяйства  адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.

Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать  только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического  прогноза.

На основе выше изложенного можно сделать выводы:

1. Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.

2. Макроэкономические пропорции - это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

3. Экономические предпосылки формирования и функционирования национальной экономики как целостной хозяйственной системы суверенного государства.

4. Мировой финансовый кризис различным образом повлиял на национальные экономики в зависимости от таких факторов, как уровень развития экономики, размер экономики, степень ее открытости, а также ее специфические характеристики. 

5.Стратегическая цель улучшения экономики Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособ. / Б. Т. Кузнецов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси, 3-е изд.- Минск: БГЭУ, 2009.

3. Ковалев М, Пасеко С. Банковский вестник -2009 №1

4. http://www.ru.forsecurity.org.-Центр изучения внешней политики и безопасности)- Дата  доступа- 08.11.2013.

5. Белорусский экономический портал - Дата доступа-08.11.2013.

6. Основные направления социально - экономического развития РБ на период до 2010г.// /Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000.

7.  Мортыненко Э. Юрист РБ 2009 №2

8. www.economy.gv.by (Министерство экономики)- Дата доступа- 08.11.2013

9. Олехнович, Г. И. Мировая экономика: учебно–методический комплекс / Г. И. Олехнович. – Минск: Амалфея, 2009.  
10. Ачаповская, М. З. Экономическая теория / М. З. Ачаповская. – Минск: ФУАинформ, 2010. 
 
 

 

 


Информация о работе Основы национальной экономики