Основы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические аспекты национальной экономики и ее развитие в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру и цели национальной экономики;
2. Проанализировать развитие национальной экономики в Республике Беларусь
3. Рассмотреть государственное регулирование национальной экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1: Понятие национальной экономики…………………………………..6
1.1 Цели и структура национальной экономики………………………………6
1.2 Макроэкономические пропорции…………………………………………11
1.3 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь........................................................................13
1.4 Национальная экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса…………………………………………..16
2. Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции…………………………………19
2.1 Современное состояние национальной экономики……………………....19
2.2 Пути совершенствования национальной экономики……………………..20
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсач- Основы национальной экономики.docx

— 85.18 Кб (Скачать файл)

      Проблемы белорусской экономики связаны с отсутствием структурных реформ, которые позволили бы усовершенствовать функционирование белорусских предприятий, в большинстве своем неэффективных. Устаревшая структура экономики приводит также к тому, что она опирается на экспорте переработанного энергосырья и, следовательно, уязвима к колебаниям цен сырья на мировых рынках и зависима от импорта из России. Кроме того, Беларусь по-прежнему применяет схему перекрестного субсидирования, связанного с передачей прибыли от рентабельных к убыточным предприятиям. Это не только ограничивает реинвестирование прибыли, например, в виде закупки новых технологических линий, но позволяет также работать предприятиям, которые не выжили бы без этих субсидий. Белорусские власти до сих пор не отказались также от финансирования социальных расходов, таких как субсидии на жилье и проезд для многочисленной категории граждан, хотя расходы на эти цели постоянно сокращаются – с 2013 года возрастет оплата за коммунальные услуги, электроэнергию, газ и услуги железнодорожного транспорта. В очередной раз подорожает топливо.

     Ухудшение экономической ситуации приведет к большей зависимости Беларуси от России. Беларусь уже участвует в российских проектах экономической интеграции, таких как Таможенный союз и Единое экономическое пространство (к которым присоединилась после получения снижения цен на газ), а российское влияние усиливает еще тот факт, что с середины 2010 года страна остается наиболее важным кредитором Беларуси. Кроме того, российские предприниматели – это единственные, кто заинтересован в покупке белорусских заводов. Правда, они ограничиваются лишь самыми успешными отраслями белорусской экономики – нефтехимической, пищевой (в основном, молочные продукты) и машиностроительной промышленности. Никто не заинтересован в инвестировании убыточных предприятий, особенно легкой промышленности и колхозов.

      Независимо от растущего влияния России, Европейский Союз продолжает оставаться вторым по важности торговым партнером Беларуси. Только в первом полугодии 2012 года (по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.) торговый баланс вырос на 33,4%, а экспорт белорусских товаров в страны ЕС увеличился на 50,9%.Основными торговыми партнерами Беларуси среди стран ЕС являются: Голландия (10,8%), Латвия (5,3%), Польша (2,3%) и Литва (1,7%).[6,с.12-27]

     Общественное воспроизводство и пропорции в структуре и динамике его стадий: производство, обмен, распределение, потребление. Движение общественного продукта и пропорции между элементами ВВП: расходами на конечное потребление, валовым накоплением и сальдо внешней торговли.

    Важнейшие количественные пропорции, характеризующие специфику текущего этапа развития национальной экономики Беларуси: уровень воспроизводственной открытости экономики; результаты внешней торговли товарами и услугами; взаимосвязи между счетом текущих операций и финансовым счетом платежного баланса; доля ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет.

      Поддержание оптимальных пропорций между ростом экономики и объемом инвестиций в основной капитал, экспортом и импортом, реальным и финансовым секторами, новыми и старыми элементами технологической, региональной, институциональной и др. структур экономики. Пропорции в развитии совокупного спроса и предложения, в расширении производства товаров и услуг (воспроизводственная и отраслевая структура ВВП). Важнейшие межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции как параметры воспроизводственного процесса в стране и составляющие национальной экономики.

     Основные направления дальнейшего совершенствования и использования важнейших макроэкономических пропорций национальной экономики в условиях социально-экономических преобразований в Республике Беларусь, формирования и функционирования белорусской модели экономики. [7,с.78-83]

 

2.2 Пути совершенствования  национальной экономики

     Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». 
     Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.  
     В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек–окружающая среда–экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга. 
     Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. подготовлена НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь совместно со специалистами Минприроды, Минэкономики, МИДа, Минпрома, Минсельхозпрода, Минэнергетики, Минтранса, Минсвязи, Минстройархитектуры, Минздрава, Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минкультуры, Минжилкомхоза, Минфина, Минюста, комитетов по науке и технологиям, по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС, по земельным ресурсам, облисполкомов и Минского горисполкома, Национальной Академии Наук Беларуси, БелНИЦ «Экология», ЦНИИКИВР, Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, а также неправительственных организаций, привлекаемых к разработке НСУР в рамках проекта ПРООН и Минэкономики Республики Беларусь BYE 01/001 «Содействие Правительству Республики Беларусь в формировании и реализации Национальной стратегии устойчивого развития».  
     Проект НСУР-2020 рассмотрен и принят за основу Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 23 марта 2004 г. (протокол №12), одобрен Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь 6 мая 2004 г. (протокол №11/15ПР).

Основные компоненты устойчивого развития. 
     Модель устойчивого развития, определяется в «Повестке дня на ХХI век», НСУР-97 и Концепции НСУР-2020 как система гармоничных отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика», реализующая сбалансированное социально ориентированное, экономически эффективное и природозащитное развитие страны в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы, соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их стабильное и взаимоподдерживающее движение.       Каждый из компонентов базируется на общих принципах устойчивого развития и в то же время имеет свои особенности, цели и императивы функционирования и взаимодействия в рамках интеграционного механизма и единой политики устойчивого развития.

Стратегические  цели и задачи, принципы и этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию.

     Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.  
    Устойчивое развитие нашей страны может рассматриваться лишь как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития (изложенных в «Повестке дня на XXI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН) в конкретных условиях Беларуси.

      Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений. 

      Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества:  
- в области совершенствования государственности – формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;  
- в области общественного развития – постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека – физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям;  
- в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования; 
- в области экологии – снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния, восстановление нарушенного экологического равновесия; 
- в области развития культуры и нравственности – воспитание высокообразованного, творческого человека и создание здорового нравственного климата в обществе. 
    Для достижения конечных целей НСУР необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития. 
     Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.

      Приоритетными направлениями в этот период должны стать: 
· развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; 
· инновационное развитие национальной экономики;  
· наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; 
· развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

     Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.

     На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Неопределенность влияния внешних  и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе  определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР-2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям  и задачам, основным принципам и  критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения  в социальной, экономической и  экологической сферах деятельности.  
      Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации. 
       В качестве важнейших широкомасштабных мер и механизмов, обеспечивающих переход Республики Беларусь к устойчивому развитию, в НСУР-2020 предусматриваются:

· углубление рыночных и  других институциональных преобразований в экономике;

Информация о работе Основы национальной экономики