Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 00:11, дипломная работа
В сфере государственного управления использованием и охраной водного фонда этот принцип трансформируется в принцип устойчивого водопользования, т.е. такого водопользования, при котором постоянно сохраняются и поддерживаются условия, позволяющие в настоящем и будущем удовлетворять общественные потребности в воде, отвечающей санитарно-гигиеническим, экологическим, техническим и иным требованиям применительно к целям водопользования. Нелишне отметить, что названный принцип управления скорее является целью, т.е. тем конечным результатом, которого стремятся достичь органы государственного управления в процессе регулирования водных отношений.
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления водоснабжением и водоотведением в городском коммунальном хозяйстве
1.1 Понятие водоснабжения и водоотведения
1.2 Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России
1.3 Место водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном комплексе РФ
Глава 2. Основные проблемы организации и управления системой водоснабжения в городе Кемерово
2.1 Эколого-географическая характеристика города Кемерово
2.2 Современное состояние системы водоснабжения г. Кемерово
2.3 Инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения в г. Кемерово на 2006-2009 гг.
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы водоснабжения г. Кемерово
3.1 Тарифное регулирование водопроводно-канализационного хозяйства
3.2 Техническое регулирование в области водоснабжения и водоотведения
Заключение
Список использованных источников
В-третьих, приборный учет позволит сократить расходы на водоснабжение, так как подсознательно потребитель, или как уже отмечалось выше - покупатель, станет более экономно относиться к потреблению коммунальных услуг.
В-четвертых, сократятся расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, что достаточно важно. Снизятся затраты консолидированного бюджета города для обеспечения социальных гарантий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг[27].
Решение проблем регулирования тарифов на услуги предприятий ВКХ на наш взгляд необходимо развивать по двум направлениям. Первое - это принципы установления тарифов, а второе - процедура их утверждения.
На наш взгляд, неэффективен метод установления тарифа, исходя из затрат предприятия. Экономический метод регулирования должен исходить не из формальных, а из экономически обоснованных данных. В этой связи мы согласны с авторами, которые высказываются против применения метода установления индексов роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на федеральном уровне на основе плановых показателей экономического развития.
Регулирование тарифа на услуги предприятия ВКХ является неотъемлемым и во многих случаях определяющим элементом при взаимодействии публичного собственника инфраструктуры и предпринимателя, претендующего на управление данной инфраструктурой. Поэтому совершенно логично и обоснованно передать функцию государственного регулирования тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения на муниципальный уровень, оставив возможность мелким муниципальным образованиям, не располагающим самостоятельными системами водоснабжения и канализации, передавать указанные полномочия субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию более высокого уровня. Тем самым публичный собственник будет наделен таким публичным правомочием, которое позволит ему стать полноценным участником правоотношений, лежащих в частноправовой плоскости.
В целях внедрения экономически обоснованных методов регулирования тарифов на услуги предприятий ВКХ предлагается оценивать экономические показатели деятельности предприятий не по данным бухгалтерского и уж тем более не налогового учета, а по данным учета, которое предприятие ведет в целях обоснования его финансовых потребностей для оказания услуг в определенном объеме и установленного качества.
В настоящее время источником таких показателей является бухгалтерский баланс, который не отражает реального состояния вещей и не позволяет принимать обоснованные решения. Альтернативой созданию специальной системы учета в целях обоснования тарифа мы видим в скорейшем внедрении международных стандартов учета и отчетности.
3.2 Техническое регулирование в области водоснабжения и водоотведения
Вопросы законодательного обеспечения технического регулирования качества питьевой воды, питьевого водоснабжения и водоотведения актуализируются необходимостью решения задач в области социально-экономического развития. Успешное решение этих задач во многом зависит от возможностей надежного и безопасного функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) за счет применения комплекса правовых, организационных и экономических методов и средств.
В связи с этим значительная роль отводится техническому регулированию, включающему в себя нормативно-правовые и научно-технические подходы к повышению эффективности основной деятельности предприятий и инженерных систем ЖКХ, обеспечению населения качественной питьевой водой и соблюдению требований экологической и санитарно-технической безопасности при отведении сточных вод.
Техническое регулирование является одним из важных элементов воздействия государства на общественно-экономическую жизнь общества, особенно в тех ее областях, где деятельность субъектов предпринимательской деятельности несет в себе потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, экологии и безопасности государства либо направлена на их обеспечение.
Водоснабжение и водоотведение представляют собой именно такой вид деятельности, который, с одной стороны, направлен на обеспечение населения и предприятий жизненно необходимым ресурсом, поддержание санитарного состояния в местах проживания и деятельности людей, а с другой, связан с использованием сложных инженерных сооружений и конструкций и несет в себе риск причинения вреда здоровью граждан, экологии региона и, в конечном итоге, спокойствию и стабильности в обществе.
Следует отметить ряд государственных стандартов качества питьевой воды. Перечислим лишь некоторые из них: ГОСТ 3351-74 Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности; ГОСТ 4011-72 Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа; ГОСТ 4151-72 Вода питьевая. Метод определения общей жесткости; ГОСТ 4152-89 Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации мышьяка; ГОСТ 4192-82 Вода питьевая. Методы определения минеральных азотсодержащих веществ; ГОСТ 4245-72 Вода питьевая. Методы определения содержания хлоридов; ГОСТ 4386-89 Вода питьевая. Методы определения массовой концентрации фторидов; ГОСТ 4388-72 Вода питьевая. Методы определения массовой концентрации меди; ГОСТ 4389-72 Вода питьевая. Методы определения содержания сульфатов; ГОСТ 4974-72 Вода питьевая. Методы определения содержания марганца; ГОСТ 4979-49 Вода хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения. Методы химического анализа. Отбор, хранение и транспортирование проб; ГОСТ 18164-72 Вода питьевая. Метод определения содержания сухого остатка; ГОСТ 18165-89 Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации алюминия; ГОСТ 18826-73 Вода питьевая. Методы определения содержания нитратов; ГОСТ 18963-73 Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа; ГОСТ 24481-80 Вода питьевая. Отбор проб; ГОСТ 27384-87 Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств и другие.
Госты «Питьевая вода» распространяются на питьевую воду, производимую и подаваемую централизованными системами питьевого водоснабжения, и устанавливают общие требования к организации и методам контроля качества питьевой воды. Стандарт распространяется в части требований к методам контроля и на воду питьевую нецентрализованных и автономных систем водоснабжения. Стандарт применяют и при проведении работ по сертификации.
Определение социального статуса систем водоснабжения в технических регламентах[28] и детализация его в нормативно-правовых документах (Водный кодекс, Закон о питьевой воде, Положения, Методики…, ГОСТ, СНиП, СП) позволяют создать единый государственный поход к этой системе жизнеобеспечения.
К сожалению, в существующих нормативах на проектирование и эксплуатацию систем водоснабжения требования к ним сформулированы недостаточно полно, разбросаны по многочисленным документам и не содержат требований по ресурсосбережению. Требования по надежности сформулированы в общем виде и не позволяют рассчитывать надежность подачи воды отдельным потребителям и группам потребителей.
В настоящее время в области технического регулирования водопроводно-канализационного хозяйства действует множество различных нормативных актов, принятых в различное время и различными органами власти.
В области водоснабжения и водоотведения следует отметить СНиПы:
СНиП 2.04.02-84) по проектированию автоматизации и диспетчеризации систем водоснабжения.
СНиП 2.04.02-84 по проектированию сооружений для очистки и подготовки воды.
СНиП 2.04.02-84 Проектирование автоматизации и диспетчеризации систем водоснабжения (к).
СНиП 2.04.01-85* от 01.01.1986 г. Внутренний водопровод и канализация зданий.
СНиП 2.04.01-85. Внутренний водопровод и канализация зданий. Системы внутреннего холодного и горячего водоснабжения.
СНиП 2.04.03-85 от 01.01.1986 г. Канализация. Наружные сети и сооружения.
СНиП 3.05.01-85 от 1986-07-01 Внутренние санитарно-технические системы.
СНиП 3.05.04-85. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации.
На основании комплекса показателей качества продукции строительства[29] систематизированы и сформулированы требования к системам хозяйственно-питьевого водоснабжения (технический регламент)[30].
В настоящее время разработаны проекты технических регламентов «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О водоснабжении» и «О водоотведении».
Внесение в Государственную Думу четвертого созыва выше упомянутых законопроектов состоялось до принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».
Это обстоятельство обусловило возникновение концептуального несоответствия внесенных законопроектов базовому закону в области технического регулирования. В связи с этим в соответствии с Регламентом Государственной Думы по решению профильного комитета, которым в Госдуме четвертого созыва являлся Комитет по экологии, авторам законодательной инициативы было предложено изменить тексты законопроектов. Авторами законодательной инициативы тексты технических регламентов в измененной редакции в Государственную Думу не внесены.
Некоторые положения, понятия и определения внесенных законопроектов не согласуются и даже противоречат также положениям, понятиям и определениям Водного кодекса РФ и закона «Об охране окружающей среды». Правительство РФ не поддерживает вышеуказанные законопроекты.
На наш взгляд, вопросы технического регулирования в области питьевой воды, питьевого водоснабжения и водоотведения относятся исключительно к сфере муниципального строительства и эксплуатации водопроводно-канализационных инженерных сетей и жилищно-коммунального хозяйства.
В части экологического оздоровления и технико-технологической модернизации сферы ЖКХ одним из вопросов, требующих решения в системе государственного регулирования питьевого водоснабжения и водоотведения, является создание в России национальной системы сертификации технологий и проектов, обеспечивающих сокращение промышленного водопотребления, а также уменьшение количества сбросов сточных вод в системы канализации и водные объекты.
Назрела необходимость принятия конкретных решений по созданию и реализации действенных механизмов частно-государственного партнерства для эффективного развития сферы водоснабжения и водоотведения и поддержания баланса интересов бизнеса, государства и граждан России в области обеспечения питьевой водой.
Очевидно, что при рассмотрении вопросов питьевого водоснабжения и водоотведения необходимо учитывать глобальную ситуацию с пресной водой. Из всех вод Земли только 3 % составляют пресные воды, при этом три четверти их запасов в настоящее время интенсивно эксплуатируются. Главной причиной истощения потенциала пресных вод России является сброс сточных вод и смывание загрязняющих веществ с территорий в водные объекты.
По нашему мнению, проблемы питьевого водоснабжения и водоотведения следует решать программно-целевыми методами, основанными на системном подходе к состоянию водных объектов как источников питьевой воды. В этой связи следует признать необходимой разработку и реализацию соответствующей федеральной целевой программы в качестве инструмента для решения проблем экологии и охраны и окружающей среды, в состав которой входят водопроводно-канализационные сети, от состояния которых, в свою очередь, зависит благополучие и здоровье населения.
Из содержания пояснительной записки к законопроекту «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» следует, что он «разработан в соответствии с общим техническим регламентом «Об экологической безопасности». Однако технического регламента по вопросу экологической безопасности в настоящее время не имеется. Поэтому оценить соответствие предлагаемого законопроектом соответствующему техническому регламенту возможно только после принятия последнего.
В представленных текстах законопроектов содержатся правовые нормы, которые не согласованны с нормами действующих законодательных актами, а, зачастую и нормы, которые не должны содержаться в технических регламентах в виду наличия специальных (действующих) законов - «Водный кодекс», Законы «О недрах», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Например, в соответствии с Водным кодексом РФ в целях защиты водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В то же время законопроект «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» вводит понятие «поясов», не предусмотренное ни водным законодательством, ни законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Даже идеальные законодательные нормы не смогут изменить ситуацию в области водоснабжения без технического перевооружения. До тех пор, пока вода поступает в дома по ржавым трубам, о ее высоком качестве и чистоте говорить не приходится.
Очевидно, что вода должна отвечать всем санитарно-эпидемиологическим характеристикам не только в точке забора, но и при выходе из крана. В противном случае все попытки ее очистки напрасны. В то же время далеко не каждый российский регион по экономическим причинам может себе позволить современные инженерные коммуникации.
В ситуации, когда в стране есть доноры и дотационные субъекты Федерации нельзя всю ответственность перекладывать только на местные власти. Без федерального финансирования экономическое неравенство, в частности в сфере обновления коммуникаций для питьевой воды, не преодолеть. Поэтому мы согласны с авторами, которые считают необходимыми следующие меры по преобразованию водо-канального хозяйства: создание федеральной целевой программы «Чистая вода» на период до 2020 года, обеспечение ее финансирования и внесение соответствующих изменений в федеральный бюджет на среднесрочный период с 2008 по 2010 годы.
На основе изучения практики деятельности ОАО «КемВод», а также принципов, внедряемых в области технического регулирования, мы пришли к выводу о недопустимости подмены в нормативных актах и технических регламентах понятия «питьевая вода» понятием «контроля качества» питьевой воды.
Питьевая вода должна соответствовать ограниченному количеству показателей, которые с учетом уровня развития национальной экономики и научно-технического прогресса, выполнимы водоканалами. При этом в процессе развития технологии и экономики, количество показателей может поэтапно увеличиваться.