Особенности ценообразования в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими условиями:
все фирмы выпускают абсолютно идентичные, стандартные, равноценные по качеству и потребительским свойствам товары. В результате при равенстве цен на эти товары покупателю безразлично, к какому поставщику обращаться (это допущение во многом соответствует реальному положению вещей на современном рынке, где конкуренция выравнивает качество и цену продукции ведущих поставщиков);
влияние каждой из компаний-поставщиков на данный рынок настолько малы, что увеличение или уменьшение выпуска продукции любой из них или даже ее уход с рынка не способны:
повлиять на хозяйственные решения других компаний;
повлечь изменение цены продукции.

Содержание работы

1. Особенности ценообразования в условиях конкуренции. Расчет цены потребления товара 3
2. Приложение 1 12
3. Охарактеризуйте влияние уровня развития информационных технологий и состояние финансовой системы страны на конкурентоспособность объектов. Как можно проанализировать эти макроэкономические факторы? 20
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Конкурентоспособность»

 

 

на тему (вариант): 14

 

 

 

Исполнитель:

студент группы:

 

Чесноков  В.С.

  (Фамилия, имя, отчество студента)

                                   _____________

                                                                    (подпись)

 

Преподаватель:

 

Худякова  Татьяна Станиславовна

 (Фамилия, имя, отчество преподавателя)

                                   _____________

                                                                  (подпись)

 

 

г. Серов

2013г.

 

Содержание

 

 

1. Особенности ценообразования  в условиях конкуренции. Расчет  цены потребления товара

 

Рынок совершенной конкуренции  характеризуется следующими условиями:

    • все фирмы выпускают абсолютно идентичные, стандартные, равноценные по качеству и потребительским свойствам товары. В результате при равенстве цен на эти товары покупателю безразлично, к какому поставщику обращаться (это допущение во многом соответствует реальному положению вещей на современном рынке, где конкуренция выравнивает качество и цену продукции ведущих поставщиков);
    • влияние каждой из компаний-поставщиков на данный рынок настолько малы, что увеличение или уменьшение выпуска продукции любой из них или даже ее уход с рынка не способны:
    • повлиять на хозяйственные решения других компаний;
    • повлечь изменение цены продукции.

Все производственные ресурсы  абсолютно мобильны: каждая из фирм имеет к ним равный, неограниченный доступ. В долгосрочном периоде нет существенных ограничений, накладываемых на свободу входа фирм на рынок и выхода с него. Ресурсы весьма легко перемещаются из одного вида деятельности в другой.

При возникновении новых  возможностей занятости и получения  большей заработной платы рабочие  желают и способны переезжать из одного региона в другой;

    • все участники сделок на рынке — и продавцы, и покупатели — имеют полную достоверную информацию о рынке, сложившихся на нем ценах, объеме производства данного вида продукции и т. д., таким образом, решения принимаются в условиях определенности;
    • каждый из покупателей обладает равными возможностями для приобретения нужного ему товара. Не существует искусственных ограничений в распределении материальных благ, привилегированных потребителей, получающих их в первую очередь.

Из последнего условия  модели совершенной конкуренции  следует, что следствием дефицита того или иного товара будет его  продажа покупателям, готовым заплатить  за него более высокую цену.

В условиях совершенной  конкуренции цена спроса является для предприятия заданной рынком величиной. Причем любое предприятие сможет (или считает, что сможет) продать по этой цене любое количество товара.

Кривая спроса с точки  зрения предприятия представлена на рис. 1 (а). Любое количество товара может  быть продано по одной и той же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущие. В этом случае цена Р равна средней выручке ATR и предельной выручке MR (см. рис. 1 (б)).

 

Рисунок 1

 

Если изменение объема выпуска продукции данным предприятием приводит к изменению цены товара (что имеет место при несовершенной конкуренции), то равенство MR = ATR — Р не соблюдается. Например, предприятие столкнулось с ситуацией, когда спрос характеризуется отрицательно наклоненной кривой.

Чем больше объем выпуска  продукции на таком предприятии, тем меньше цена единицы товара. При увеличении объема выпуска на одну единицу не только эта последняя, но и все остальные единицы  товара могут быть реализованы лишь по меньшей цене.

В этом случае общая выручка предприятия увеличится на величину выручки от реализации дополнительной единицы товара, но вместе с тем уменьшится на величину снижения цены реализации всех остальных единиц товара.

Таким образом, в этом случае предельная выручка (приращение общей выручки предприятия) будет меньше выручки от реализации дополнительной единицы товара на величину суммарного снижения цены реализации всех остальных единиц товара, вызванного выпуском этой дополнительной единицы, т. е. MR < ATR - Р.

Совместим на одном графике (рис. 2) кривые выручки и издержек предприятия, работающего в условиях совершенной конкуренции.

 

Рисунок 2

 

В соответствии с рис. 2, предприятие максимизирует прибыль  в точке пересечения Е кривых предельной выручки MR и предельных издержек МС. Естественно, речь идет о пересечении кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных издержек.

На рис. 3 кривая MR пересекает кривую МС два раза (в точках К  и Е), но в точке К предельные издержки снижаются (значит, прибыль  возрастает), следовательно, предприятие увеличивает свой выпуск продукции до точки Е.

 

Рисунок 3

 

Это условие максимизации прибыли называется условием второго  порядка. Очевидно, что максимальная прибыль должна быть неотрицательной  величиной. В противном случае (когда  цена меньше средних переменных издержек) предприятие вообще не будет выпускать данный товар. Если цена выше средних переменных издержек AVC, хотя и ниже средних общих издержек АТС, предприятие все же будет выпускать товар. Это объясняется тем, что предприятие не может уменьшить сумму своих постоянных издержек (в рассматриваемом непродолжительном периоде) и вынуждено вести производство, если выручка покрывает, хотя бы переменные издержки и частично обеспечивает тем самым средства, необходимые для покрытия постоянных издержек.

В более продолжительном  периоде такое положение, конечно, невозможно, и некоторые предприятия  вынуждены будут покинуть рынок, что приведет к повышению цены спроса для остальных предприятий. Такое положение будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет, по крайней мере, покрывать средние издержки оставшихся на рынке предприятий, т. е. Р станет равной АТС.

Если же процесс выхода предприятий с рынка будет  продолжаться дальше, дальнейший рост цены приведет к превышению для оставшихся на рынке предприятий цены над средними издержками и, следовательно, к получению этими предприятиями некоторой прибыли. Но эта прибыль послужит сигналом для прихода на рынок новых предприятий, что приведет к увеличению предложения и снижению цены товара, после чего прибыль предприятий на рынке будет снижаться. Процесс притока новых предприятий прекратится тогда, когда цена будет покрывать только средние издержки, т. е. Р = MR — МС = АТС.

В условиях совершенной  конкуренции вход предприятий на рынок и выход с него определит в длительном периоде равенство цены величине средних издержек, т. е. Р = MR = МС = АТС.

 

Этапы определения  цены на основе анализа конкурентного  товара

Оценка конкурентоспособности  товара включает следующие этапы:

1. Анализ рынка и  выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения. В качестве такого образца (или аналога) выбираются товары фирм - конкурентов, имеющих наибольшую долю (доли ) рынка в данном регионе.

2. Определение набора  сравниваемых параметров товаров. Такими параметрами являются те свойства, которые, по мнению покупателей, являются определяющими для выбора покупки. Как правило выделяют две группы показателей:

- качественные 

- экономические (стоимостные  ).

3. Расчет интегрального  показателя.

4. Расчет цены потребления товара, ориентированной на конкурентные условия.

Более детально

Определение конкурентоспособного товара

Выбор анализируемого и  базового товаров-конкурентов обусловлен принципом относительности и  строиться на основе экспертного  заключения, на котором и основан расчет показателей конкурентоспособности. В качестве критериев выбора анализируемого товара могут применяться:

  • новизна товара, необходимость его выхода на рынок с сильной конкурентной средой;
  • позиционирование товара на определенном сегменте рынка;
  • выход на новый сегмент рынка с уже известным то­варом.

В первом случае определяется прогнозируемая конкурентоспособность, в остальных — реальная.

В качестве критериев  выбора базового товара-конкурента могут  применяться:

  • товар, занимающий лидирующее место на определенном сегменте рынка;
  • товар известных фирм или пользующиеся популярностью у потребителей товарные марки;
  • товар - единственный конкурент анализируемому товару;
  • товар, имеющий значительные конкурентные преимущества по сравнению с анализируемыми товарами;
  • товар, в отношении которого установлена самая вы­сокая степень удовлетворения потребностей.

Выбор базовых товаров-конкурентов  целесообразно, как и отмечалось, осуществлять экспертным методом. Основанием для его применения служат условия неопределенности, обусловленные недостаточной информацией. Однако возможно применение и аналитического метода, если в распоряжении маркетологов-аналитиков есть достаточная информация о базовом товаре - конкуренте.

Отбор показателей конкурентоспособности.

Тут все просто, необходимо учета все наиболее значимые показатели для товара.

При выборе таких показателей  можно ориентироваться на технические  требования к качеству, требования стандартов, ТУ. Однако, еслиб покупатель знал все стандарты... многие из этих показателей конечным потребителям неизвестны. Зачастую у потребителя есть набор сових критериев по выбору товара. Однако, ориентация только на показатели потребительской оценки, не позволит достаточно полно определить качество товаров. Более того, заниженная в некоторых случаях потребительская оценка может привести к ошибках при выборе и показателей и, собственно, самого конкурентоспособного товара.

Эксперты принимают  следующие решения:

  • включить в номенклатуру все потребительские и эко­номические показатели;
  • ограничить номенклатуру показателей конкуренто­способности:

а) перечнем показателей  качества, предусмотренных нор­мативными  документами;

б) перечнем показателей, наиболее значимых для потребительской  оценки.

Выбор показателей потребительской оценки должен базироваться на результатах социологических опросов и/или групповой оценке экспертов.

Определение коэффициентов  весомости

Итак набор критериев  определен и, пожалуй самое главное  выполнено, но не все показатели равнозначны  и весово долны учитываться в равной мере при подсчете цены. Необходимо для каждого показателя определить его долю (вес) в общей формуле подсчета цены.

Коэффициент веса - показатель, характеризующий степень значимости отдельного показателя в общей сумме. Коэффициенты весомости должны учитываться для всех показателей качества, ассортиментной характеристики и цены. Достоверные коэффициенты весомости по каждому из указанных показателей должны определяться экспертным методом, в частности групповым опросом экспертов.

Порядок расчета цены

Расчет интегрального  конкурентного показателя осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе производится расчет совокупной оценки качественных характеристик (полезных свойства) товара.

Pi = (X1*Kв + X2*Kв+ .... + Xn*Kв  )/ n

где: Х1, Х2, Хn - оценка характеристик показателей конкурентоспособности;

n - число таких характеристик.

Считаем по аналогичным  характеристикам своего и конкурентного  товара.

Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  нашего товара и товара конкурента по формуле:

 

Кi=Рi/Сi,

 

где Кi - интегральный показатель конкурентоспособности i-товара;

Рi - совокупная оценка качественных характеристик (полезные свойства) i -товара,

Сi - затраты на приобретение и использование i-товара ( цена потребления ).

Чем больше показатель нашего товара (К1), тем больше показатель конкурентоспособности.

Последующий расчет цены потребления товара, ориентированной  на конкурентные условияпроизводится  исходя из полученных выше показателей  конкурентоспособности по формуле:

Р1

— x С2 = Ск1

Информация о работе Особенности ценообразования в условиях конкуренции