Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - не только уяснить понятие рынка труда, рассмотреть его функции и механизм функционирования. Главная цель работы – попытаться на основе фактического, статистического материала, экономической литературы, данных из газет и журналов разобраться, что же представляет рынок трудовых ресурсов в нашей стране.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы следующая: в первой части рассмотрены теоретические основы рынка труда: его сущность, структура, функции, также изучен механизм функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; во второй главе будут освещены вопросы по государственному регулированию рынка труда в Республике Беларусь, также будет проанализировано состояние рынка труда, что даст возможность более полно изучить рынок труда непосредственно нашего государства.
Введение
1 Теоретические основы рынка труда
1.1 Сущность, структура, функции рынка труда
1.2 Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
1.3 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь
2.1 Анализ функционирования рынка труда в Республике Беларусь
2.2 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец сентября 2012 г. условно приходилось 0,4 безработных (на конец сентября 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 80,5% предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2012 г. составил 140,3 тыс. рублей, или 16% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Все вышеуказанные
процессы, характеризующие современное
состояние рынка труда в
2.2 Государственное регулирование
рынка труда в Республике
«Чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики» - так говорил Адам Смит. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Проводимые
в Республике Беларусь преобразования,
направлены на формирование социально
ориентированной рыночной экономики.
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих
достижение этой цели является эффективное
использование трудового
Основными
законодательными и нормативно-методическими
документами по регулированию рынка
труда являются: Конституция Республики
Беларусь, Закон о занятости населения
РБ, Положение о порядке
Государственная политика Республики Беларусь в области содействия занятости населения направлена на:
Для реализации
политики занятости и обеспечения
гражданам соответствующих
Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.
Государственная
служба занятости наделена широкими
полномочиями. Она имеет право
заключать договоры с нанимателями
о направлении к ним граждан
(при наличии свободных мест) для
трудоустройства; запрашивать у
нанимателей сведения о наличии
вакансий, а также получать информацию
о высвобождении рабочей силы
в связи с ликвидацией
Так как
рынок труда еще только формируется,
его функционирование невозможно без
государственного регулирования. Главные,
социально значимые цели регулирования
рынка труда - это снижение уровня
безработицы, поддержание оптимального
соотношения между спросом и
предложением рабочей силы (а значит,
и косвенное установление ее цены).
Для достижения всех этих целей требуется
создание эффективно работающей инфраструктуры
рынка труда. Ее основными элементами
на государственном уровне является:
определение минимально необходимых
норм и нормативов функционирования
рынка труда, его общих границ.
Государство обеспечивает унификацию
системы социального и
Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.
Государственное регулирование
рынка труда целесообразно
1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. Это основной блок общегосударственного регулирования. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и систем рабочих мест) в приоритетных отраслях. Государственная поддержка развития индивидуального, малого и среднего бизнеса, постприватизационная поддержка предприятий, организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости также входят в число задач данного блока. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограниченного оттока капиталов и стимулирования их притока должны улучшать инвестиционный климат, создавая предпосылки для развития системы рабочих мест; поддержка экспорта, в первую очередь продукции обрабатывающей промышленности, поддержание курса рубля на уровне, стимулирующем создание новых рабочих мест в экспортноориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке).
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (в том числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения). Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда. Приоритеты деятельности Минтруда определены Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год и другими нормативными документами. Среди приоритетов: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, развитие механизмов трудоустройства вообще и, в частности, поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных, временных работ и другие.
Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.
Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений.
Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест.
В целях содействия занятости населения
было принято решение о
Одно из главных направлений противодействия безработице – стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009–2012 гг. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.
В целях стимулирования переселения семей безработных на новое место жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому безработному, переселяющемуся из города в сельскую местность, с пяти – до семикратной величины бюджета прожиточного минимума.
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями республиканского уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты) регулируются также на республиканском уровне. В значительной степени на республиканском уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с республиканскими органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства(и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь