Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - не только уяснить понятие рынка труда, рассмотреть его функции и механизм функционирования. Главная цель работы – попытаться на основе фактического, статистического материала, экономической литературы, данных из газет и журналов разобраться, что же представляет рынок трудовых ресурсов в нашей стране.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы следующая: в первой части рассмотрены теоретические основы рынка труда: его сущность, структура, функции, также изучен механизм функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; во второй главе будут освещены вопросы по государственному регулированию рынка труда в Республике Беларусь, также будет проанализировано состояние рынка труда, что даст возможность более полно изучить рынок труда непосредственно нашего государства.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы рынка труда
1.1 Сущность, структура, функции рынка труда
1.2 Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
1.3 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь
2.1 Анализ функционирования рынка труда в Республике Беларусь
2.2 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

вся.docx

— 128.10 Кб (Скачать файл)

На одну заявленную в органы по труду, занятости  и социальной защите вакансию на конец  сентября 2012  г.  условно приходилось 0,4  безработных  (на конец сентября 2011  г. – 0,5  безработных).  Из общего числа вакансий 80,5% предназначены  для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2012 г. составил 140,3  тыс.  рублей,  или 16%  от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Все вышеуказанные  процессы, характеризующие современное  состояние рынка труда в Республике Беларусь, обусловлены тем, что страна находится в процессе перехода  к рыночной экономике с социально  ориентированным вектором развития.

 

 

 

2.2 Государственное регулирование  рынка труда в Республике Беларусь

 

 

«Чем меньше государство  занимается экономикой, тем лучше  для экономики» - так говорил Адам Смит. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный  со стремлением к прибыли. Но в  работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась  критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Проводимые  в Республике Беларусь преобразования, направлены на формирование социально  ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное  использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что  предполагает его государственное  регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого  сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности, необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Основными законодательными и нормативно-методическими  документами по регулированию рынка  труда являются: Конституция Республики Беларусь, Закон о занятости населения  РБ, Положение о порядке образования  и использования государственного фонда содействия занятости РБ, Положение  о порядке и условиях выплаты  безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации  профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации  безработных, Положении об организации  оплачиваемых общественных работ и  др.

Государственная политика Республики Беларусь в области содействия занятости  населения направлена на:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
  • ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
  • обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
  • предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;
  • поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  • участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. [14]

 

Для реализации политики занятости и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой  являются:

  • учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;
  • регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
  • организация профессионального обучения и переобучения безработных;
  • регулирование процессов трудовой миграции

Систему государственной службы занятости  населения образуют Комитет по занятости  населения при Министерстве труда  Республики Беларусь, а также подчиненные  ему управления областных служб  занятости населения (Минское городское  управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для  трудоустройства; запрашивать у  нанимателей сведения о наличии  вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или  штата работников; вносить в местные  Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для  приема на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Так как  рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без  государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования  рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и  предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется  создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых  норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового  законодательства, определяет объем  прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных  органов управления рынком труда  и т.д.

Помимо  использования нормативов прямого  действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка  труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также  с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о  решающей роли государства в формировании рынка труда.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить  в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. Это основной блок общегосударственного регулирования. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и систем рабочих мест) в приоритетных отраслях. Государственная поддержка развития индивидуального, малого и среднего бизнеса, постприватизационная поддержка предприятий, организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости также входят в число задач данного блока. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограниченного оттока капиталов и стимулирования их притока должны улучшать инвестиционный климат, создавая предпосылки для развития системы рабочих мест; поддержка экспорта, в первую очередь продукции обрабатывающей промышленности, поддержание курса рубля на уровне, стимулирующем создание новых рабочих мест в экспортноориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке).

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (в том числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения). Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда. Приоритеты деятельности Минтруда определены Государственной  программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год и другими нормативными документами. Среди приоритетов: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, развитие механизмов трудоустройства вообще и, в частности, поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных, временных работ и другие.

Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению  временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных  отпусках, принят Указ Главы государства  от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений.

Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение  получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации  и модернизации этих мест.

В целях содействия занятости населения  было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование  зданий нежилых помещений под  оформленные договором обязательства  по созданию рабочих мест.

Одно из главных направлений  противодействия безработице –  стимулирование развития занятости  в сфере малого бизнеса. В 2009–2012 гг. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.

В целях стимулирования переселения  семей безработных на новое место  жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств  каждому безработному, переселяющемуся  из города в сельскую местность, с  пяти – до семикратной величины бюджета прожиточного минимума.

 

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями республиканского уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты) регулируются также на республиканском уровне. В значительной степени на республиканском уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с республиканскими органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства(и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь