Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - не только уяснить понятие рынка труда, рассмотреть его функции и механизм функционирования. Главная цель работы – попытаться на основе фактического, статистического материала, экономической литературы, данных из газет и журналов разобраться, что же представляет рынок трудовых ресурсов в нашей стране.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы следующая: в первой части рассмотрены теоретические основы рынка труда: его сущность, структура, функции, также изучен механизм функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; во второй главе будут освещены вопросы по государственному регулированию рынка труда в Республике Беларусь, также будет проанализировано состояние рынка труда, что даст возможность более полно изучить рынок труда непосредственно нашего государства.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы рынка труда
1.1 Сущность, структура, функции рынка труда
1.2 Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
1.3 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
2 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь
2.1 Анализ функционирования рынка труда в Республике Беларусь
2.2 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

вся.docx

— 128.10 Кб (Скачать файл)

Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом  имеет те же задачи, что и на республиканском  уровне. Поскольку задачи данного  блока в значительной степени  выполняются региональными органами по труду (службами занятости) за счет региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

Так, программой занятости населения предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, с целью дальнейшего их трудоустройства на другие рабочие места. При этом затраты нанимателей на это компенсируются за счет средств Фонда социальной защиты населения.

Важной мерой защиты и  сохранения рабочих мест молодежи стал пересмотр системы организации  нанимателями субсидированных рабочих  мест для молодежи на возмездной основе в рамках «Молодежной практики». В целях стимулирования трудоустройства  молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации  затрат по оплате труда и по уплате обязательных страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения.

Немаловажное значение имеет  профессиональное обучение безработных.

 

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями  задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с  занятостью в стране и регионе, так  и рыночная конкурентоспособность  самих предприятий. В конечном счете именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

Поддержание в период кризиса  и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в  послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное  направление регулирование рынка  труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в  дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств  предприятий, за счет кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении следует отметить, что  рынок труда это не только отношения  между наемными работниками как  субъектами предложения труда и  работодателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи  этого труда. Так как рынок  труда испытывает большое влияние  со стороны различных субъектов  трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей  посредством специализированных организаций  и законодательного регулирования  трудовых отношений, и объединения  работодателей, создающиеся в противовес профсоюзам.

Проанализировав рынок труда в  Республике Беларусь, можно сделать  следующие выводы.

Основными характеристиками рыка труда  Республики Беларусь являются устойчивый уровень занятости, невысокий уровень  официально зарегистрированных безработных. При этом существуют абсолютно противоположные  проблемы – трудоизбыточности и  дефицита, основным источником которого является дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы.

Наблюдается постепенное сокращение объема трудовых ресурсов вследствие снижения рождаемости.

Повышаются  требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь  принимаемых на работу. Сокращается  возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников  учебных заведений.

Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска.

Что касается государственного регулирования рынка  труда, то следует отметить, что государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Антипенко О. Рынок труда в Беларуси вернулся в 90-е годы? / О. Антипенко // Комсомольская правда. – 2012.- 16 июля.- С.4.
  2. Бусел Н.Н. Рынок труда Республики Беларусь: современное состояние, особенности формирования и функционирования / Н.Н. Бусел // Экономика и управление.- 2008.- №2.- с 83-87
  3. Бусько С. Болевыя кропкi рынку працы / С. Бусько // Звязда. -2012.- 29 февраля. – С.7.
  4. Ванкевич, Е.В. Рынок труда в Республике Беларусь: тенденции и особенности развития  / Е. В. Ванкевич  // Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики Республики  Беларусь. – 2009. – № 1. – С. 11-27
  5. Горелов Н.А. Экономика труда / Н.А. Горелов. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007. – 208 с.
  6. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. «О занятости населения РБ» (в ред. 15.06.2006 №125-3)
  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005.- 48 с.
  8. Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 204 с.
  9. Микроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  10. Микроэкономика: учеб. пособие // И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389 с.
  11. Минстерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie Дата доступа: 03.10.2012
  12.   Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php Дата доступа: 03.10.2012 
  13. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29
  14. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 125-З
  15. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования  в области оплаты труда: Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 года №181
  16. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда: Учебник. Издательство: М.:Волтерс Клувер, 2011 г.  – 800 с.
  17. Плотницкий. М.И., Лобкович, Э.И. Курс экономической теории: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей ВУЗов / по ред. М.И.Плотницкий, – Мн.: Мисанта, 2003.-496с.
  18. Шлендер П.Э., Кокин Ю.П. Экономика труда: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ). Издательство: Магистр, 2011г. – 686 с.
  19. Экономика / А.С. Булатов [и др]; под общ.ред. А.С. Булатова // Москва: ЮРИСТЪ, 1999 – 603 с.
  20. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 336 с.
  21. Юзвак И. Рынок труда – кадровый голод не за горами / И.Юзвак // Беларускi бiзнэс. – 2012. – 20 февраля. – С. 5.

 

 

 

 


Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь