Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:51, курсовая работа
Приватизация в России была необходимым элементом перехода от социализма к рыночной экономике и остается значимым элементом экономической политики. Однако очень важно, насколько она выгодна обществу, с какими целями и в какой ситуации проводится.
Оценка итогов прошедшей приватизации очень политизирована и мифологизирована, говорить о них почти не принято. Бизнесом и властью это воспринимается в штыки как попытка пересмотра итогов приватизации. Остается ощущение, что им есть что скрывать.
Введение.
Приватизация в России была
необходимым элементом
Оценка итогов прошедшей
Следует иметь в виду, что до
сих пор по-разному трактуется
даже само понятие «
Источники, регламентирующие
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ И ЕЕ ЭТАПЫ.
1.1 Предпосылки приватизации
В наследство новой реформируемой России досталась практически тотально огосударствленная экономика. Государственный аппарат не желал уступать своих
позиций рыночной системе и осуществлял широкое административное вмешательство в экономику. В условиях активного перехода к рынку процесс приватизации приобрел особую важность.
Приватизация (от лат. privatus - частный) - передача имущества, находящегося
в государственной
или муниципальной
Вопрос о развитии
Обычно приватизацию принято
делить на „малую“ и „большую“.
средних производственных
предприятий. Ко второму типу относят
различные формы приватизации крупных
производственных государственных предприятии.
Реальными участниками приватизационного
процесса должны быть не только отдельные
граждане и частные организации, но и государственные
производственные, финансовые, управленческие
и иные организации. Содержание приватизации
как передачи собственности в частные
руки часто выхолащивается, поскольку
административно-
Главная
цель приватизации в теории
– дать хозяйствующим
Практически разгосударствление включало в себя решение двух взаимосвязанных задач:
– приватизацию в секторах экономики, которые не соответствовали современному уровню развития общественных, в том числе производственных отношений;
– формирование активной политики в выработке наиболее эффективных способов организации управления в государственном секторе экономики.
Мировой опыт показывает, что приватизация должна отвечать следующим важнейшим требованиям:
– не вести к росту коррупции и воровства;
– не давать чрезмерных преимуществ какой-либо группе и обеспечивать постприватизационный выигрыш государству и обществу;
– способствовать росту эффективности на основе радикализации управления, если это необходимо, и реструктуризации, а в некоторых случаях и закрытия неэффективных предприятий;
– обеспечивать сохранение прежнего руководства предприятий, если оно достаточно компетентно, но не вести к превращению его в фактических владельцев, как это часто происходит, особенно при слишком большом рассеивании выпускаемых акций;
– поощрять инвестиции, особенно иностранные, в новые наукоемкие компании или конкурирующие предприятия;
– усиливать приоритетность стимулирования создания новых предприятий на местах;
– способствовать развитию рыночной инфраструктуры;
– вносить вклад в укрепление демократических основ управления обществом. Реально ни одно из перечисленных требований по крупному счету не было достигнуто. Более того, всеобщий развал экономики, разгул коррупции и воровства вступил в новую фазу.
1.2 Государственная программа приватизации
Приватизация началась в стране с 1988 г. и до 1991 г. осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы и нередко противоречила имевшимся законодательным актам. И только в 1991 г. была начата разработка законодательства по приватизации. Был принят Закон РФ (03.07.91г. № 1531-1) „О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ” (далее Закон о приватизации). Ответственными за проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, использование и распоряжение объектами федеральной собственности, были определены Госкомимущество (ГКИ), Российский Фонд федерального имущества (РФФИ), Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) и их территориальные отделения.
Наряду с этим были организованы инвестиционные институты, специализирующиеся на услугах по организации первичного размещения ценных бумаг приватизируемых предприятий (консалтинговые и брокерские фирмы, инвестиционные компании и банки), а также инвестиционные институты, выступающие опосредующим звеном, аккумулирующим сбережения для их последующего инвестирования (инвестиционные фонды и фирмы). Созданы разнообразные организации по купле-продаже приватизируемых объектов (аукционы, инвестиционные торги, международные тендеры и др.), а также структуры организованного рынка ценных бумаг (фондовые биржи, фондовые отделы товарных бирж, инвестиционные компании и корпорации).
Целью организации такого механизма приватизации было создание рынка капитала. Однако законодательная база, регулирующая создание и функционирование частных предприятий и фирм, была слабой, недостаточно проработанной. Тем не менее, к 1994 г. Доля государственного сектора в ВВП страны снизилась до 38%, доля приватизированных предприятий составила 37, а изначально частных предприятий — 25%.
Приватизация
официально началась лишь в
1992 г., в годы же горбачевской
перестройки о ней, как
Российская Федерация унаследовала от бывшего Союза ССР огромный имущественный массив. По данным на начало 1990 г., воспроизводимое национальное богатство СССР достигало 2,7 трлн. руб. в «дореформенных» ценах. Более 70% этого богатства приходилось на государственную собственность, которая в то время вообще исключала какие-либо институты республиканской, региональной или муниципальной собственности. Если же в состав национального богатства включить природные ресурсы, то на долю государственной собственности придется не менее 90% всего национального богатства бывшего СССР. Все это говорит об огромных масштабах задачи приватизации этой собственности.
Общий стратегический план приватизации готовился еще в 1991 г.: первая программа приватизации Правительства РСФСР появилась на свет в мае 1991 г., задолго до гайдаровских реформ. Затем был принят целый пакет законов и постановлений исполнительной власти по приватизации, в том числе «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.», Закон РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий, Закон РФ об изменениях и дополнениях к Закону о приватизации, постановление Правительства РФ «О порядке введения системы приватизационных чеков в Российской Федерации» и т.п. Наконец, 11 июля 1992 г. Российский парламент во втором чтении принял Государственную программу приватизации, которая предусматривала, что главными объектами приватизации должны стать предприятия легкой и пищевой промышленности, строительства и промышленности стройматериалов, производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, автомобильного транспорта, общественного питания и бытового обслуживания. В каждой из этих отраслей предполагалось приватизировать 50—60% всех предприятий. Однако уже через 3 недели вышел Указ Президента, объявивший форсированное преобразование предприятий большинства отраслей промышленности в акционерные общества открытого типа, утверждавший процедуры такого преобразования и в том числе Типовой устав акционерного общества. Затем были приняты еще законы, указы и постановления. В результате была создана необходимая правовая база для широкой приватизации.
Необходимо также особо подчеркнуть, что юридический статус указанных государственных структур был разработан крайне недостаточно, создавал большие возможности злоупотреблений, хаоса, коррупции и безответственности, и основные цели деятельности этих структур были не экономические, а скорее политические, что и предопределило глобальные провалы приватизации и резкое ухудшение экономики страны.
Государственная программа приватизации в соответствии с Законом о приватизации, Правительством РФ должна была ежегодно разрабатываться соответствующая государственная программа, которая утверждалась парламентом страны не позднее, чем за месяц до начала обсуждения Закона о бюджете РФ. Она разрабатывалась на три года и состояла из конкретных заданий на текущий год и прогноза на два последующих.
Все объекты приватизации разделены в Государственной программе на несколько групп в зависимости от возможности их приватизации (табл.1).
Таблица №1
Различные группы объектов, в зависимости от возможности их
приватизации.
Группа |
Объект |
Возможность приватизации |
I |
Недра, водные ресурсы, Воздушное пространство, объекты исторического и культурного наследия народов России, золотой запас и Алмазный фонд, Центральный Банк, штатное и резервное имущество Вооруженных сил, министерств безопасности и внутренних дел, теле- и радиопередающие центры, предприятия по производству расщепляющихся и радиоактивных материалов, космических аппаратов, предприятия по производству наркотических и ядовитых веществ, автодороги общего пользования, объекты инженерной инфраструктуры городов и районов, кладбища, крематории и т..д. |
Приватизация запрещена |
II |
Объекты и предприятия по ремонту
систем и элементов любых видов
вооружений, производству боеприпасов,
предприятия атомного машиностроения,
топливно-энергетического промышленности, коммерческие
банки, информационные и телеграфные
агентства, предприятия и учреждения
социально-культурного |
Приватизация требует решения правительства РФ или субъектов Федерации в ее составе. Необходимо разрешение заместителя председателя правительства по представлению ГКИ и соответствующего министерства. Решение должно быть принято в месячный срок после поступления заявки на приватизацию в территориальное агентство ГКИ |
III |
Предприятия всех отраслей, занимающие доминирующее положение на федеральном или местных рынках товаров, работ и услуг, крупнейшие предприятия с численностью работников более 10 тыс., предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта, высшие и средние учебные заведения, предприятия медицинской промышленности, по производству спиртовой, ликероводочной, винной продукции табачных изделий |
Приватизация требует ГКИ РФ с учетом мнения отраслевых министерств |
ГКИ на предприятиях II и III группы
может закрепить на срок до
3-х лет в федеральной | ||
IV |
Городской и пассажирский транспорт, бани, прачечные, аптеки и т.п. |
Решение о приватизации принимают местные комитеты по управлению имуществом |
V |
Предприятия, в наибольшей степени, влияющие
на формирование рыночных отношений, оптовой
и розничной торговли, общественного
питания и бытового обслуживания,
строительства, пищевой и легкой
промышленности а также убыточные
предприятия всех отраслей. Законсервированные
объекты и объекты |
Приватизация обязательна |
Информация о работе Особенности и этапы приватизации в России