Особенности и этапы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Приватизация в России была необходимым элементом перехода от социализма к рыночной экономике и остается значимым элементом экономической политики. Однако очень важно, насколько она выгодна обществу, с какими целями и в какой ситуации проводится.
Оценка итогов прошедшей приватизации очень политизирована и мифологизирована, говорить о них почти не принято. Бизнесом и властью это воспринимается в штыки как попытка пересмотра итогов приватизации. Остается ощущение, что им есть что скрывать.

Файлы: 1 файл

Особенности и этапы приватизации в России.docx

— 112.78 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Приватизация в России была  необходимым элементом перехода  от социализма к рыночной экономике  и остается значимым элементом  экономической политики. Однако  очень важно, насколько она  выгодна обществу, с какими целями  и в какой ситуации проводится.

     Оценка итогов прошедшей приватизации  очень политизирована и мифологизирована, говорить о них почти не  принято. Бизнесом и властью  это воспринимается в штыки  как попытка пересмотра итогов  приватизации. Остается ощущение, что  им есть что скрывать. Обсуждение  будущей приватизации покрыто  тайной, и все решения по ней  принимаются правительством кулуарно.

     Следует иметь в виду, что до  сих пор по-разному трактуется  даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями  «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о  месте приватизации в экономической  реформе; об очередности или  одновременности приватизации, либерализации  цен и структурной перестройки;  о целях приватизации; наконец,  о сочетании экономической эффективности  и социальной справедливости, платности  и бесплатности в используемых  моделях приватизации. Самостоятельными  проблемами остаются критерии  выбора способа приватизации, определение  ее темпов, приоритетов.

             Источники, регламентирующие вопросы  приватизации и реализации прав  граждан, возникших в результате  приватизации представлены весьма противоречивым материалом, постижение сущности которого необходимо в повседневной жизни не только практическим работникам, руководителям предприятий, другим специалистам, но и каждому гражданину.

 

 

 

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРИВАТИЗАЦИИ В  РОССИИ  И  ЕЕ ЭТАПЫ.

1.1 Предпосылки приватизации

     В наследство новой реформируемой России досталась практически тотально огосударствленная экономика. Государственный аппарат не желал уступать своих

позиций рыночной системе и осуществлял широкое  административное вмешательство в экономику. В условиях активного перехода к рынку процесс приватизации приобрел особую важность.

    Приватизация (от лат. privatus - частный) - передача имущества, находящегося

в государственной  или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества: предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемые в самостоятельные производства; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и муниципальных органов в капитале акционерных обществ (товариществ), принадлежащих приватизируемым предприятиям, долей (паев акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, жилых и нежилых помещений, зданий, сооружений и т.д.

     Вопрос о развитии децентрализации  управления экономикой поднимался  неоднократно, но оставался ключевым  вплоть до перестроенного периода.  Однако проблема преобразования  форм государственной собственности  не могла быть переведена только  в плоскость приватизации, поскольку  собственность – это не только  обладание, владение и распоряжение  имуществом, но и конкретная совокупность  разнообразных экономических отношений общества. Превращение частной собственности в господствующую форму собственности является центральным элементом всех системных преобразований и экономических реформ в России. Однако в реальности этот процесс идет трудно и непоследовательно, поскольку для его реализации необходим обширный комплекс организационно-правовых норм и отношений, формирование определенного психологического климата в обществе, ответственность власти. После ухода с политической арены открытой непримиримой оппозиции процесс приватизации в России выступил как арена интересов скрытой оппозиции, старой и новой номенклатуры, государственных чиновников, мафиозных структур и международного капитала.

     Обычно приватизацию принято  делить на „малую“ и „большую“.  Первая представляет собой переход  в частные руки предприятий  сферы услуг, мелких и

средних производственных предприятий. Ко второму типу относят  различные формы приватизации крупных производственных государственных предприятии. Реальными участниками приватизационного процесса должны быть не только отдельные граждане и частные организации, но и государственные производственные, финансовые, управленческие и иные организации. Содержание приватизации как передачи собственности в частные руки часто выхолащивается, поскольку административно-бюрократические силы, криминальные и теневые структуры стремятся сохранить и упрочить свое материальное положение и социальный статус в процессе трансформации отношений собственности. Таким образом “большая приватизация“ отделяет рядовых граждан от реальной собственности и сохраняет огромные преимущества представителям старой и новой номенклатуры.

    Главная  цель приватизации в теории  – дать хозяйствующим субъектам  эффективного рыночного собственника, создать эффективную, конкурентно  способную экономику на мировом  и внутреннем рынках, сформировать  многочисленный средний класс  как реальную базу демократии  и политической стабильности.

    Практически разгосударствление включало в себя решение двух взаимосвязанных задач:

– приватизацию в секторах экономики, которые не соответствовали современному уровню развития общественных, в том числе производственных отношений;

– формирование активной политики в выработке наиболее эффективных способов организации управления в государственном секторе экономики.

     Мировой опыт показывает, что приватизация должна отвечать следующим важнейшим требованиям:

– не вести к росту коррупции и воровства;

– не давать чрезмерных преимуществ какой-либо группе и обеспечивать постприватизационный выигрыш государству и обществу;

– способствовать росту эффективности на основе радикализации управления, если это необходимо, и реструктуризации, а в некоторых случаях и закрытия неэффективных предприятий;

– обеспечивать сохранение прежнего руководства предприятий, если оно достаточно компетентно, но не вести к превращению его в фактических владельцев, как это часто происходит, особенно при слишком большом рассеивании выпускаемых акций;

– поощрять инвестиции, особенно иностранные, в  новые наукоемкие компании или конкурирующие предприятия;

– усиливать приоритетность стимулирования создания новых предприятий на местах;

– способствовать развитию рыночной инфраструктуры;

– вносить вклад в укрепление демократических основ управления обществом.            Реально ни одно из перечисленных требований по крупному счету не было достигнуто. Более того, всеобщий развал экономики, разгул коррупции и воровства вступил в новую фазу.

1.2 Государственная программа приватизации

     Приватизация началась в стране с 1988 г. и до 1991 г. осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы и нередко противоречила имевшимся законодательным актам. И только в 1991 г. была начата разработка законодательства по приватизации. Был принят Закон РФ (03.07.91г. № 1531-1) „О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ” (далее Закон о приватизации). Ответственными за проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, использование и распоряжение объектами федеральной собственности, были определены Госкомимущество (ГКИ), Российский Фонд федерального имущества (РФФИ), Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) и их территориальные отделения.

     Наряду с этим были организованы инвестиционные институты, специализирующиеся на услугах по организации первичного размещения ценных бумаг приватизируемых предприятий (консалтинговые и брокерские фирмы, инвестиционные компании и банки), а также инвестиционные институты, выступающие опосредующим звеном, аккумулирующим сбережения для их последующего инвестирования (инвестиционные фонды и фирмы). Созданы разнообразные организации по купле-продаже приватизируемых объектов (аукционы, инвестиционные торги, международные тендеры и др.), а также структуры организованного рынка ценных бумаг (фондовые биржи, фондовые отделы товарных бирж, инвестиционные компании и корпорации).

Целью организации  такого механизма приватизации было создание рынка капитала. Однако законодательная база, регулирующая создание и функционирование частных предприятий и фирм, была слабой, недостаточно проработанной. Тем не менее, к 1994 г. Доля государственного сектора в ВВП страны снизилась до 38%, доля приватизированных предприятий составила 37, а изначально частных предприятий — 25%.

    Приватизация  официально началась лишь в  1992 г., в годы же горбачевской  перестройки о ней, как правило,  не говорилось. Тогда речь шла  о коммерциализации, полном хозрасчете, разгосударствлении, трансформации  государственной собственности  в «коллективную» и т.д. Как  полагали Горбачев и многие  его сподвижники, «народ против приватизации». В декабре 1989 г. Бывший премьер-министр СССР Н. Рыжков заявил, что правительство не согласно с «введением частной собственности, включая частную собственность на землю», с «денационализацией государственной собственности в широком масштабе, включая мелкие и средние предприятия».

     Российская Федерация унаследовала от бывшего Союза ССР огромный имущественный массив. По данным на начало 1990 г., воспроизводимое национальное богатство СССР достигало 2,7 трлн. руб. в «дореформенных» ценах. Более 70% этого богатства приходилось на государственную собственность, которая в то время вообще исключала какие-либо институты республиканской, региональной или муниципальной собственности. Если же в состав национального богатства включить природные ресурсы, то на долю государственной собственности придется не менее 90% всего национального богатства бывшего СССР. Все это говорит об огромных масштабах задачи приватизации этой собственности.

     Общий стратегический план приватизации готовился еще в 1991 г.: первая программа приватизации Правительства РСФСР появилась на свет в мае 1991 г., задолго до гайдаровских реформ. Затем был принят целый пакет законов и постановлений исполнительной власти по приватизации, в том числе «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.», Закон РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий, Закон РФ об изменениях и дополнениях к Закону о приватизации, постановление Правительства РФ «О порядке введения системы приватизационных чеков в Российской Федерации» и т.п. Наконец, 11 июля 1992 г. Российский парламент во втором чтении принял Государственную программу приватизации, которая предусматривала, что главными объектами приватизации должны стать предприятия легкой и пищевой промышленности, строительства и промышленности стройматериалов, производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, автомобильного транспорта, общественного питания и бытового обслуживания. В каждой из этих отраслей предполагалось приватизировать 50—60% всех предприятий. Однако уже через 3 недели вышел Указ Президента, объявивший форсированное преобразование предприятий большинства отраслей промышленности в акционерные общества открытого типа, утверждавший процедуры такого преобразования и в том числе Типовой устав акционерного общества. Затем были приняты еще законы, указы и постановления. В результате была создана необходимая правовая база для широкой приватизации.

     Необходимо также особо подчеркнуть, что юридический статус указанных государственных структур был разработан крайне недостаточно, создавал большие возможности злоупотреблений, хаоса, коррупции и безответственности, и основные цели деятельности этих структур были не экономические, а скорее политические, что и предопределило глобальные провалы приватизации и резкое ухудшение экономики страны.

     Государственная программа приватизации в соответствии с Законом о приватизации, Правительством РФ должна была ежегодно разрабатываться соответствующая государственная программа, которая утверждалась парламентом страны не позднее, чем за месяц до начала обсуждения Закона о бюджете РФ. Она разрабатывалась на три года и состояла из конкретных заданий на текущий год и прогноза на два последующих.

     Все объекты приватизации разделены в Государственной программе на несколько групп в зависимости от возможности их приватизации (табл.1).

 

Таблица №1

Различные группы объектов, в зависимости от возможности их

приватизации.

Группа

Объект

Возможность приватизации

I

Недра, водные ресурсы, Воздушное пространство, объекты исторического и культурного наследия народов России, золотой запас и Алмазный фонд, Центральный Банк, штатное и резервное имущество Вооруженных сил, министерств безопасности и внутренних дел, теле- и радиопередающие центры, предприятия по производству расщепляющихся и радиоактивных материалов, космических аппаратов, предприятия по производству наркотических и ядовитых веществ, автодороги общего пользования, объекты инженерной инфраструктуры городов и районов, кладбища, крематории и т..д.

Приватизация запрещена

II

Объекты и предприятия по ремонту  систем и элементов любых видов  вооружений, производству боеприпасов, предприятия атомного машиностроения, топливно-энергетического комплекса, добывающей

промышленности, коммерческие банки, информационные и телеграфные  агентства, предприятия и учреждения социально-культурного назначения, полиграфические предприятия и  издательства, государственные санаторно-курортные  хозяйства и т.д.

Приватизация требует решения  правительства РФ или субъектов  Федерации в ее составе. Необходимо разрешение заместителя председателя правительства по представлению

ГКИ и соответствующего министерства. Решение должно быть принято в  месячный срок после поступления  заявки на приватизацию в территориальное  агентство ГКИ

III

Предприятия всех отраслей, занимающие доминирующее положение на федеральном  или местных рынках товаров, работ  и услуг, крупнейшие предприятия  с численностью работников более 10 тыс., предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного  транспорта, высшие и средние учебные  заведения, предприятия медицинской  промышленности, по производству спиртовой, ликероводочной, винной продукции табачных изделий

  Приватизация требует разрешения

ГКИ РФ с учетом мнения отраслевых министерств

  ГКИ на предприятиях II и III группы  может закрепить на срок до 3-х лет в федеральной собственности  контрольные пакеты акций

IV

Городской и пассажирский транспорт, бани, прачечные, аптеки и т.п.

Решение о приватизации принимают  местные комитеты по управлению имуществом

V

Предприятия, в наибольшей степени, влияющие на формирование рыночных отношений, оптовой  и розничной торговли, общественного  питания и бытового обслуживания, строительства, пищевой и легкой промышленности а также убыточные  предприятия всех отраслей. Законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, имущество предприятий, ликвидированных без правопреемства

 Приватизация обязательна

Информация о работе Особенности и этапы приватизации в России