Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:51, курсовая работа
Приватизация в России была необходимым элементом перехода от социализма к рыночной экономике и остается значимым элементом экономической политики. Однако очень важно, насколько она выгодна обществу, с какими целями и в какой ситуации проводится.
Оценка итогов прошедшей приватизации очень политизирована и мифологизирована, говорить о них почти не принято. Бизнесом и властью это воспринимается в штыки как попытка пересмотра итогов приватизации. Остается ощущение, что им есть что скрывать.
Массовые рекламные кампании. Активное участие сотен тысяч людей. Три госкомпании собрали 27,4 млрд. дол. Это на виду.
В итоге государство не получило ни копейки от этих размещений, доход от приватизации полностью ушел самим госкомпаниям, которые фактически приватизировали доходы от приватизации. Формально доля государства в этих компаниях просто «размывается» за счет нового выпуска акций. Идея оказалась заразительной, многие решили пойти этим путем («АЛРОСа», «Россельхозбанк» и др.), и не только в России. Например, в Казахстане появились проекты народных IPO. Но мировой кризис во второй половине 2007 г. заставил изменить эти планы.
Акции, размещенные в ходе «народных» IPO, в которые сотни тысяч граждан вложили свои деньги, почти сразу же упали в цене, и граждане-инвесторы оказались в убытках. Только «Роснефть» показывала некоторый рост (еще бы, при диком скачке цен на нефть!). Все акции упали в разы в ходе кризиса осенью 2008 г., затем взлетели до докризисных уровней. Как бы то ни было, а никакого скачка цен на эти акции в результате самого IPO население не увидело – госкомпании оказались слишком жадны и разместили акции по наивысшей цене.
Более того, даже владение этими акциями оказалось недешевым – на плату депозитарию уходят практически все дивиденды. Продать акции, конечно, можно, но это непростая и недешевая процедура (надо идти к брокеру, заключать с ним договор о передаче акций в его депозитарий, выводить их на биржу, потом платить налоги и т.д.), и это мало кто делает. Люди оказались в ловушке.
Выгодность
этих сделок для госкомпаний (которые
по-прежнему в госсобственности) сомнений
не вызывает. А вот выгодность для
государства под большим
К концу 2008 г. очевидным становится если не полное прекращение, то заметное замедление приватизационного процесса. Крупные сделки в этой сфере не были типичными и для нескольких предыдущих лет (хотя и по другим причинам), однако финансовые проблемы потенциальных покупателей, равно как вполне здравое нежелание государства реализовывать те или иные активы совсем за бесценок, в условиях кризиса обусловили спад при приватизации также и средних, и мелких объектов.
По официальным данным Росимущества, в середине января 2009 г. в реестре федерального имущества числилось 1 293 788 объектов недвижимого и движимого имущества (в том числе более 1,1 млн. объектов учета, принадлежащих правообладателям на соответствующем вещном праве, и около 107 000 объектов государственной казны). В реестре было также учтено около 3600 пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, и почти 67 000 земельных участков. В собственности Российской Федерации по-прежнему остается и около 5700 ФГУП.
Рассмотрим более подробно изменения,
которые произошли внутри основных
категорий хозяйствующих
Федеральные государственные унитарные предприятия: Ниже (в табл.4) представлены динамика и отраслевая структура ФГУПов в 2004-2007 гг. Общее количество унитарных предприятий федеральной собственности за 2007 г. сократилось на 12,6%, составив чуть более 5,7 тыс. ед.
Основной тенденцией изменений в отраслевой структуре ФГУПов в 2007 г. было резкое увеличение абсолютного количества предприятий, относящихся к группе прочих отраслей, не попавших в базовую классификацию. На начало 2008 г. они стали самой многочисленной группой по сравнению с остальными отраслями (около 30,7% общего количества ФГУПов). Немногим меньше (30,5%) предприятий относилось к промышленности и строительству. Достаточно существенным было представительство блока отраслей непроизводственной сферы (20,2%) и сельского хозяйства (10,8%), 7,2% ФГУПов относилось к транспорту и связи, менее 1% - к лесному хозяйству.
Таблица №4.
Динамика
и отраслевая структура федеральных
государственных унитарных
На 1 июня 2004 г. На 1 июня 2005 г. На 1 июня 2006 г. На 1 января 2007 г. На 1 января 2008 г
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% | |
Непроизводственная сфера |
4069 |
44,1 |
3617 |
43,6 |
1817 |
25,3 |
1670 |
25,55 |
1151 |
20,2 |
Промышленность и строительство |
3012 |
33,0 |
2773 |
33,45 |
2376 |
33,1 |
2207 |
33,8 |
1744 |
30,5 |
Сельское хозяйство |
1237 |
13,4 |
1111 |
13,4 |
913 |
12,7 |
826 |
12,65 |
618 |
10,8 |
Транспорт и связь |
809 |
8,8 |
725 |
8,75 |
612 |
8,55 |
536 |
8,2 |
409 |
7,2 |
Лесное хозяйство |
65 |
0,7 |
67 |
0,8 |
53 |
0,75 |
49 |
0,75 |
37 |
0,65 |
Прочие отрасли |
- |
- |
- |
- |
1407 |
19,6 |
1245 |
19,05 |
1750 |
30,65 |
Всего |
9222 |
100,0 |
8293 |
100,0 |
7178 |
100,0 |
6533 |
100,0 |
5709 |
100,0 |
При росте доли предприятий, относящихся к группе прочих отраслей, не попавших в базовую классификацию, до 30,7% на начало 2008 г. против чуть более 19% годом ранее удельный вес всех остальных отраслей снизился. Наиболее значительное сокращение имело место по отраслям непроизводственной сферы, доля которых в совокупной структуре ФГУПов уменьшилась почти на 5,5 п.п., на 3,3 п.п. уменьшилась доля предприятий промышленности и строительства.
Рассмотрим динамику количества акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, в отраслевом разрезе за последние годы более подробно (табл. 5).
Таблица №5.
Динамика
и отраслевая структура акционерных
обществ, акции которых находятся
в федеральной собственности
либо в отношении которых
На 1 июня 2004 г. На 1 июня 2005 г. На 1 июня 2006 г. На 1 января 2007 г. На 1 января 2008 г.
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% | |
Непроизводственная сфера |
1781 |
45,6 |
685 |
18,1 |
356 |
9,6 |
405 |
10,1 |
638 |
17,4 |
Промышленность и строительство |
1710 |
43,8 |
2365 |
62,5 |
2152 |
57,8 |
2201 |
55,05 |
1878 |
51,1 |
Транспорт и связь |
356 |
9,1 |
459 |
12,1 |
396 |
10,6 |
353 |
8,9 |
397 |
10,8 |
Сельское хозяйство |
43 |
1,1 |
229 |
6,1 |
363 |
9,7 |
534 |
13,35 |
761 |
20,7 |
Лесное хозяйство |
15 |
0,4 |
45 |
1,2 |
99 |
2,7 |
88 |
2,2 |
- |
- |
Прочие отрасли |
- |
- |
- |
- |
358 |
9,6 |
416 |
10,4 |
- |
- |
Всего |
3905 |
100,0 |
3783 |
100,0 |
3724 |
100,0 |
3997 |
100,0 |
3674 |
100,0 |
В отраслевой структуре АО, акции
которых находятся в
С учетом этих обстоятельств на начало 2008 г. наиболее весомо в отраслевой структуре АО, акции которых находятся в федеральной собственности, оказалось представлено сельское хозяйство (20,7%). За ним следуют промышленность и строительство (18,9%), блок отраслей непроизводственной сферы (17,4%). ТЭК и ВПК, представленные примерно одинаковым количеством предприятий (примерно по 16%), несколько уступают непроизводственной сфере, но заметно превосходят транспорт и связь (10,8%).
Если говорить о сдвигах в 2007
г. в отраслевой структуре АО, акции
которых находятся в
Не менее важной характеристикой
акционерных обществ с участием
государства в капитале является
их распределение в зависимости
от размера принадлежащей
К началу 2008 г. общее количество этих АО составило 3674 ед., что не только меньше аналогичной величины в 1999 г., но и является минимальным значением за весь период 1999-2007 гг., за исключением начала 2001 г., когда такие данные, возможно, не были полными. По сравнению с началом 2007 г. число АО, акции которых находятся в федеральной собственности, сократилось более чем на 8%.
Разумеется, состав и структура федерального имущества не исчерпываются ФГУПами и федеральными пакетами акций.
По данным Росимущества, по состоянию на середину января 2009 г. в реестре федерального имущества числилось 1 293 788 объектов недвижимого и движимого имущества (в том числе более 1,1 млн. объектов учета, принадлежащих правообладателям на соответствующем вещном праве, и около 107 тыс. объектов государственной казны). В реестре учтено более 3500 пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, и почти 67 тыс. земельных участков.
2.4 2011–2013 и далее: приватизация без приватизации.
После кризиса 2008–2009 гг. российский бюджет оказался в дефиците. И правительство решило поправить положение дел с помощью приватизации. Теперь приватизация планируется именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета.
На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации – до 9–10 млрд. дол. ежегодно. В октябре 2010 г. состоялось заседание правительства, на котором, судя по заявлениям первого вице-премьера И.Б. Шувалова, обсуждалась программа приватизации до 2015 г., и на 2014–2015 гг. запланирована не пауза, а дальнейший рост приватизации – до 15 млрд. дол. в год.
Всего
за 5 лет правительство выставит
на продажу акции 900 государственных
предприятий, рассчитывая
Часть вырученных денег власти обещают вернуть в виде инвестиций в приватизированные компании. Это заявление совершенно непонятно. Идея бесплатных инвестиций возвращает нас лет на 15 назад, в эпоху залоговых аукционов и инвестконкурсов. Обмен же инвестиций на долю в собственности (в уставном капитале) предполагает «ползучую национализацию». Оба варианта плохи.
Но главная проблема в том, что почти во всех этих предприятиях государство по-прежнему оставляет за собой контрольные пакеты, то есть разгосударствления не происходит, и в частные компании они не превращаются.
В собственности государства после 5 лет этой приватизации останутся:
Что же реально приватизируется? Названо только одно предприятие – Объединенная зерновая компания (100%). Что удивительно, так как она выполняет госфункции и управляет государственным интервенционным фондом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия объемом до 10 млн. т зерна общей стоимостью под 50 млрд. руб. Приватизировать компанию без этой функции – сразу снизится ее стоимость. А идея приватизации самой этой госфункции – очень странная. Похоже, кому-то хочется управлять госфондом зерна в личных интересах. Но времена столь простых и циничных рецептов приватизации, будем надеяться, миновали.
Информация о работе Особенности и этапы приватизации в России