Особенности и этапы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Приватизация в России была необходимым элементом перехода от социализма к рыночной экономике и остается значимым элементом экономической политики. Однако очень важно, насколько она выгодна обществу, с какими целями и в какой ситуации проводится.
Оценка итогов прошедшей приватизации очень политизирована и мифологизирована, говорить о них почти не принято. Бизнесом и властью это воспринимается в штыки как попытка пересмотра итогов приватизации. Остается ощущение, что им есть что скрывать.

Файлы: 1 файл

Особенности и этапы приватизации в России.docx

— 112.78 Кб (Скачать файл)

    Массовые рекламные кампании. Активное участие сотен тысяч людей. Три госкомпании собрали 27,4 млрд. дол. Это на виду.

    В итоге государство не получило ни копейки от этих размещений, доход от приватизации полностью ушел самим госкомпаниям, которые фактически приватизировали доходы от приватизации. Формально доля государства в этих компаниях просто «размывается» за счет нового выпуска акций. Идея оказалась заразительной, многие решили пойти этим путем («АЛРОСа», «Россельхозбанк» и др.), и не только в России. Например, в Казахстане появились проекты народных IPO. Но мировой кризис во второй половине 2007 г. заставил изменить эти планы.

    Акции, размещенные в ходе «народных» IPO, в которые сотни тысяч граждан вложили свои деньги, почти сразу же упали в цене, и граждане-инвесторы оказались в убытках. Только «Роснефть» показывала некоторый рост (еще бы, при диком скачке цен на нефть!). Все акции упали в разы в ходе кризиса осенью 2008 г., затем взлетели до докризисных уровней. Как бы то ни было, а никакого скачка цен на эти акции в результате самого IPO население не увидело – госкомпании оказались слишком жадны и разместили акции по наивысшей цене.

     Более того, даже владение этими акциями оказалось недешевым – на плату депозитарию уходят практически все дивиденды. Продать акции, конечно, можно, но это непростая и недешевая процедура (надо идти к брокеру, заключать с ним договор о передаче акций в его депозитарий, выводить их на биржу, потом платить налоги и т.д.), и это мало кто делает. Люди оказались в ловушке.

Выгодность  этих сделок для госкомпаний (которые  по-прежнему в госсобственности) сомнений не вызывает. А вот выгодность для  государства под большим сомнением. Речь не только об упущенных деньгах. Ведь получение огромных свободных  денежных средств госкомпаниями (а  уж тем более – банками) резко  усиливало их позиции в экономике. Эта приватизация усиливала госсектор, а не сокращала его. Это была своеобразная «приватизация наоборот», или «антиприватизация», – потому, что смысл приватизации оказался, вывернут наизнанку.

      К концу 2008 г. очевидным становится если не полное прекращение, то заметное замедление приватизационного процесса. Крупные сделки в этой сфере не были типичными и для нескольких предыдущих лет (хотя и по другим причинам), однако финансовые проблемы потенциальных покупателей, равно как вполне здравое нежелание государства реализовывать те или иные активы совсем за бесценок, в условиях кризиса обусловили спад при приватизации также и средних, и мелких объектов.

По официальным данным Росимущества, в середине января 2009 г. в реестре  федерального имущества числилось 1 293 788 объектов недвижимого и движимого  имущества (в том числе более 1,1 млн. объектов учета, принадлежащих  правообладателям на соответствующем  вещном праве, и около 107 000 объектов государственной казны). В реестре  было также учтено около 3600 пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, и почти 67 000 земельных участков. В собственности Российской Федерации по-прежнему остается и около 5700 ФГУП.

Рассмотрим более подробно изменения, которые произошли внутри основных категорий хозяйствующих субъектов, относящихся к федеральной собственности.

    Федеральные государственные унитарные предприятия: Ниже (в табл.4) представлены динамика и отраслевая структура ФГУПов в 2004-2007 гг. Общее количество унитарных предприятий федеральной собственности за 2007 г. сократилось на 12,6%, составив чуть более 5,7 тыс. ед.

    Основной тенденцией изменений в отраслевой структуре ФГУПов в 2007 г. было резкое увеличение абсолютного количества предприятий, относящихся к группе прочих отраслей, не попавших в базовую классификацию. На начало 2008 г. они стали самой многочисленной группой по сравнению с остальными отраслями (около 30,7% общего количества ФГУПов). Немногим меньше (30,5%) предприятий относилось к промышленности и строительству. Достаточно существенным было представительство блока отраслей непроизводственной сферы (20,2%) и сельского хозяйства (10,8%), 7,2% ФГУПов относилось к транспорту и связи, менее 1% - к лесному хозяйству.

Таблица №4.

Динамика  и отраслевая структура федеральных  государственных унитарных предприятий  в 2004-2008 гг.

    На 1 июня 2004 г.     На 1 июня 2005 г.     На 1 июня 2006 г.    На 1 января 2007 г.    На 1 января 2008 г

 

 

ед.

%

ед.

%

ед.

%

ед.

%

ед.

%

Непроизводственная сфера

4069

44,1

3617

43,6

1817

25,3

1670

25,55

1151

20,2

Промышленность и строительство

3012

33,0

2773

33,45

2376

33,1

2207

33,8

1744

30,5

Сельское хозяйство

1237

13,4

1111

13,4

913

12,7

826

12,65

618

10,8

Транспорт и связь

809

8,8

725

8,75

612

8,55

536

8,2

409

7,2

Лесное хозяйство

65

0,7

67

0,8

53

0,75

49

0,75

37

0,65

Прочие отрасли

-

-

-

-

1407

19,6

1245

19,05

1750

30,65

Всего

9222

100,0

8293

100,0

7178

100,0

6533

100,0

5709

100,0


    При росте доли предприятий, относящихся к группе прочих отраслей, не попавших в базовую классификацию, до 30,7% на начало 2008 г. против чуть более 19% годом ранее удельный вес всех остальных отраслей снизился. Наиболее значительное сокращение имело место по отраслям непроизводственной сферы, доля которых в совокупной структуре ФГУПов уменьшилась почти на 5,5 п.п., на 3,3 п.п. уменьшилась доля предприятий промышленности и строительства.

    Рассмотрим   динамику   количества   акционерных   обществ,    акции   которых находятся в федеральной собственности, в отраслевом разрезе за последние годы более подробно (табл. 5).

Таблица №5.

Динамика  и отраслевая структура акционерных  обществ, акции которых находятся  в федеральной собственности  либо в отношении которых используется специальное право «золотая акция», в 2004-2008 гг.

         На 1 июня 2004 г.     На 1 июня 2005 г.     На 1 июня 2006 г.   На 1 января 2007 г.  На 1 января 2008 г.

 

ед.

%

ед.

%

ед.

%

ед.

%

ед.

%

Непроизводственная сфера

1781

45,6

685

18,1

356

9,6

405

10,1

638

17,4

Промышленность и строительство

1710

43,8

2365

62,5

2152

57,8

2201

55,05

1878

51,1

Транспорт и связь

356

9,1

459

12,1

396

10,6

353

8,9

397

10,8

Сельское хозяйство

43

1,1

229

6,1

363

9,7

534

13,35

761

20,7

Лесное хозяйство

15

0,4

45

1,2

99

2,7

88

2,2

-

-

Прочие отрасли

-

-

-

-

358

9,6

416

10,4

-

-

Всего

3905

100,0

3783

100,0

3724

100,0

3997

100,0

3674

100,0


 

В отраслевой структуре АО, акции  которых находятся в федеральной  собственности, по состоянию на начало 2008 г. наиболее весомо были представлены предприятия промышленности и строительства, составлявшие более 51% всех указанных  АО. Однако необходимо учесть, что эта  совокупная величина помимо собственно промышленных и строительных предприятий  включает еще и АО, относящиеся  к топливно-энергетическому (ТЭК) и  военно-промышленному (ВПК) комплексам. Их объединение в одну группу с  промышленными и строительными предприятиями вызвано необходимостью обеспечить сопоставимость с данными на предшествующий период, когда ТЭК и ВПК в структуре АО с федеральными пакетами акций отдельно не выделялись, в отличие от строительства, которое в данных на начало 2008 г. объединено с промышленностью.

С учетом этих обстоятельств на начало 2008 г. наиболее весомо в отраслевой структуре АО, акции которых находятся  в федеральной собственности, оказалось  представлено сельское хозяйство (20,7%). За ним следуют промышленность и  строительство (18,9%), блок отраслей непроизводственной сферы (17,4%). ТЭК и ВПК, представленные примерно одинаковым количеством предприятий (примерно по 16%), несколько уступают непроизводственной сфере, но заметно  превосходят транспорт и связь (10,8%).

Если говорить о сдвигах в 2007 г. в отраслевой структуре АО, акции  которых находятся в федеральной  собственности, то с уверенностью можно  отметить заметное возрастание удельного  веса сельского хозяйства - почти  на 7,5 п.п. (менее чем с 13,4% на начало 2007 г. до 20,7% к началу 2008 г.). Несколько  увеличилась доля АО транспорта и  связи: на 2 п.п. - до 10,8%. В наибольшей же степени (на 7,3 п.п. - до 17,4%) возрос удельный вес блока отраслей непроизводственной сферы. Однако при этом в отраслевой структуре АО с федеральными пакетами акций на начало 2008 г. отсутствует  группа прочих отраслей, не попавших в  базовую классификацию, что позволяет  предположить их отнесение к отраслям непроизводственной сферы, а возможно, и к ТЭК, и к ВПК. Данное обстоятельство затрудняет корректное сравнение долей  непроизводственной сферы, промышленности и строительства по состоянию  на начало 2007 и 2008 гг.

Не менее важной характеристикой  акционерных обществ с участием государства в капитале является их распределение в зависимости  от размера принадлежащей государству  доли.

        К началу 2008 г. общее количество  этих АО составило 3674 ед., что  не только меньше аналогичной  величины в 1999 г., но и является  минимальным значением за весь период 1999-2007 гг., за исключением начала 2001 г., когда такие данные, возможно, не были полными. По сравнению с началом 2007 г. число АО, акции которых находятся в федеральной собственности, сократилось более чем на 8%.

Разумеется, состав и структура федерального имущества не исчерпываются ФГУПами и федеральными пакетами акций.

По данным Росимущества, по состоянию  на середину января 2009 г. в реестре  федерального имущества числилось 1 293 788 объектов недвижимого и движимого  имущества (в том числе более 1,1 млн. объектов учета, принадлежащих правообладателям на соответствующем вещном праве, и около 107 тыс. объектов государственной казны). В реестре учтено более 3500 пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, и почти 67 тыс. земельных участков.

2.4   2011–2013 и далее: приватизация без приватизации.

    После кризиса 2008–2009 гг. российский бюджет оказался в дефиците. И правительство решило поправить положение дел с помощью приватизации. Теперь приватизация планируется именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета.

    На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации – до 9–10 млрд. дол. ежегодно. В октябре 2010 г. состоялось  заседание правительства, на котором, судя по заявлениям первого вице-премьера И.Б. Шувалова, обсуждалась программа приватизации до 2015 г., и на 2014–2015 гг. запланирована не пауза, а дальнейший рост приватизации – до 15 млрд. дол. в год.

  Всего  за 5 лет правительство выставит  на продажу акции 900 государственных  предприятий, рассчитывая выручить 60 млрд. дол. Россия продаст доли таких гигантов, как «Роснефть», «РусГидро», Сбербанк, «ВТБ», «Российские железные дороги» (РЖД), «Совкомфлот», «Аэрофлот» и аэропорт «Шереметьево». Выглядит как амбициозный план. Безусловно, правительство можно было бы только поддержать в его намерениях. Если бы не две проблемы.

    Часть вырученных денег власти обещают вернуть в виде инвестиций в приватизированные компании. Это заявление совершенно непонятно. Идея бесплатных инвестиций возвращает нас лет на 15 назад, в эпоху залоговых аукционов и инвестконкурсов. Обмен же инвестиций на долю в собственности (в уставном капитале) предполагает «ползучую национализацию». Оба варианта плохи.

    Но главная проблема в том, что почти во всех этих предприятиях государство по-прежнему оставляет за собой контрольные пакеты, то есть разгосударствления не происходит, и в частные компании они не превращаются.

    В собственности государства после 5 лет этой приватизации останутся:

  • 100% «Транснефти» и «Зарубежнефти» (по ним решения о приватизации вообще не приняты, также непонятна судьба «Аэрофлота» и государственных аэропортов – «Шереметьево» и «Внуково»);
  • 75%+1 акция РЖД;
  • 75% «Россельхозбанка» и Федеральной сетевой компании;
  • 60,5–65,5% «ВТБ»;
  • 60% «Роснефти»;
  • 51% «Сбербанка» и «РусГидро»;
  • 50%+1 акция в «Совкомфлоте» и «Росагролизинге».

     Что же реально приватизируется? Названо только одно предприятие – Объединенная зерновая компания (100%). Что удивительно, так как она выполняет госфункции и управляет государственным интервенционным фондом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия объемом до 10 млн. т зерна общей стоимостью под 50 млрд. руб. Приватизировать компанию без этой функции – сразу снизится ее стоимость. А идея приватизации самой этой госфункции – очень странная. Похоже, кому-то хочется управлять госфондом зерна в личных интересах. Но времена столь простых и циничных рецептов приватизации, будем надеяться, миновали.

Информация о работе Особенности и этапы приватизации в России