Особенности и этапы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Приватизация в России была необходимым элементом перехода от социализма к рыночной экономике и остается значимым элементом экономической политики. Однако очень важно, насколько она выгодна обществу, с какими целями и в какой ситуации проводится.
Оценка итогов прошедшей приватизации очень политизирована и мифологизирована, говорить о них почти не принято. Бизнесом и властью это воспринимается в штыки как попытка пересмотра итогов приватизации. Остается ощущение, что им есть что скрывать.

Файлы: 1 файл

Особенности и этапы приватизации в России.docx

— 112.78 Кб (Скачать файл)

 

     Государственной программой предусматривалось финансирование процесса приватизации: коммерческие российские и иностранные банки могут кредитовать сделки по приватизации без ограничений; местные программы приватизации могут использовать кредиты на эти цели из местных источников. Однако Центробанк кредитов на приватизацию выделять не может.

     Цели, поставленные в Государственной программе по приватизации:

  • формирование слоя эффективных частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
  • повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации и более активной деятельности собственников;
  • содействие стабилизации финансового положения России;
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в последующие годы.

1.3 Методы и пути приватизации

     На практике в нашей стране использовались несколько путей и методов приватизации. Из всех возможных путей приватизации акцент делался,

  • во-первых, на распродажу мелких предприятий с численностью занятых до 200 человек через аукционы (малая приватизация),
  • во-вторых, акционирование крупных государственных предприятий с числом занятых свыше 1000 человек (большая приватизация),
  • в-третьих, на раздачу всему населению ваучеров с правом их последующего обмена на акции приватизируемых предприятий.

Конечно, использовались и иные пути приватизации, но они  были не столь типичными. Среди главных  методов приватизации отметим следующие  шесть:

  • продажа акций предприятий и фирм;
  • продажа предприятий на аукционах;
  • продажа предприятий на коммерческих конкурсах;
  • продажа предприятий на инвестиционных конкурсах;
  • продажа собственности ликвидируемых предприятий;
  • сдача в аренду.

     При акционировании крупных государственных предприятий на выбор их коллективам предлагалось три варианта приватизации (Табл.2)

Таблица №2.

Варианты  большой приватизации для трудового  коллектива.

Вариант

Механизм осуществления

Применение

1

Право безвозмездного получения 25% привилегированных  акций, покупки 10% обыкновенных акций  на льготных условиях (за чеки). Позже  на основе безвозмездно полученных 10% акций создается фонд акционирования работников предприятия (ФАРП). Администрация  имеет право купить 5% акций. 50% акций  свободно продаются на рынке, по обязательной квоте на чековых аукционах

Примерно 16% акционируемых предприятий  согласились на этот вариант

2

Право покупке 51% обыкновенных акций, по завершении чекового аукциона можно  получить еще 5% из ФАРП.

80% акционированных предприятий выбрали этот вариант. Были приобретены до 71% акций, при освобождении для свободных аукционов не более 10% акций.

3

Заключается договор на реконструкцию  и реорганизацию предприятия. Право  на получение 20% акций и дальнейшее инвестирование. 50% акций поступают  в свободную продажу

 

 

Отметим, что  третий вариант — самый прогрессивный, хотя его избрали лишь 2—3% акционируемых  предприятий. По существу, в нем оказались  заинтересованы лишь окончательно устаревшие заводы, находившиеся на грани банкротства, или не завершенные строительством и, следовательно, не выпускавшие никакой  продукции. Трудовые коллективы акционируемых  предприятий получали огромные льготы, которых не было ни у одной другой социальной группы населения. К сожалению, эта социальная несправедливость заложена в самом механизме приватизации и не может быть компенсирована никакими ваучерами.

     Практически трудовой коллектив в ходе аукциона всегда мог предложить цену большую, чем конкурент, потому что с учетом всех льгот заплатит лишь 2/3 объявленной цены. А в результате главная цель приватизации — получить компетентного, энергичного хозяина, полностью ответственного за эффективность и конкурентоспособность производства, — не достигалась. Она могла быть достигнута лишь после осуществления ряда переходов собственности, ряда ее итераций.

     Помимо приватизации промышленных и иных предприятий с течением времени серьезно продвинулось решение вопроса о приватизации земли. Президент России еще в октябре 1993 г. Подписал Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в соответствии с которым государство гарантировало неприкосновенность и защиту прав собственников земли. Указ разрешал всем российским юридическим и физическим лицам, владеющим земельными участками, распоряжаться ими по собственному усмотрению: продавать и покупать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, передавать земельный участок или часть его в качестве взноса в уставные фонды различных предприятий.

1.4   Этапы приватизации

    Чековой приватизацией по существу закончился первый этап приватизации в России. После 1 июля 1994 г. начался ее второй этап. Суть этого этапа состоит в том, что предприятия теперь стали приватизироваться непосредственно за деньги. В «Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после

1 июля 1994 года»,  опубликованных летом 1994 г., названы  основные цели приватизации государственных и муниципальных предприятий на данном этапе:

  • повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;
  • формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников;
  • привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;
  • социальная защита населения, и в том числе прав частных собственников (акционеров).

     Предусматривались следующие виды конкурсов по проведению денежных торгов (продажа акций акционерных обществ): инвестиционные, коммерческие, аукционные. Предприятие продавалось тому, кто предлагал за него самую высокую цену. Все предприятия, подлежащие продаже, распределялись по группам исходя из их экономического состояния и условий приватизации. Судьба объектов федеральной собственности определялась решением Правительства или Госкомимущества. Предприятия, отнесенные к разряду муниципальной собственности, продавались по решению органов власти. Местные комитеты Госкомимущества и РФФИ обязаны были детально разбираться в обстановке, оказывать квалифицированную помощь местным властям.

     Результатом второго этапа приватизации явилось дальнейшее сокращение доли государственного сектора в ВВП страны. В 1996 г. Она снизилась до 23%, доля приватизированных предприятий возросла до 39%, а изначально частных — до 38%. Однако задача получения значительных доходов от приватизации, равно как и задача привлечения инвестиций и реструктурирования предприятий, как и на первом этапе, решены не были. Решалась иная задача: перейти от социализма

к капитализму  при минимуме социальных конфликтов в обществе, т.е. прежде всего политическая задача. Таким образом, процесс приватизации определялся в первую очередь политическими, а не экономическими мотивами.

     После 1996 г. приватизация в России вступила в третий этап своего развития. В отличие от первых двух этапов (безденежного и денежного) этот этап получил название остаточной, или выборочной (селективной), приватизации, когда приватизации подвергаются крупные, дорогостоящие предприятия по специальному решению правительственных органов.

    Темпы приватизации по мере ее продвижения вширь стали сокращаться. Более того, приватизация как составная часть экономических реформ вообще стала терять свое значение, поскольку практически оказалась в существенной мере выполненной. На передний план выдвинулись другие задачи, а именно совершенствование корпоративного управления, реструктурирование приватизированных предприятий, контроль со стороны государства за приватизированными предприятиями, как на федеральном, так и на региональном уровнях и т.д. Но при этом хронически не решались задачи пополнения бюджета за счет приватизации и наращивания инвестиций.

1.5 Малая приватизация

     В 1993 г. малой приватизацией было охвачено 63% всех имеющихся объектов по данному приватизационному блоку. Здесь процесс приватизации уже вышел практически на финишную прямую.

     Начнем с итогов 1992 г., потому что именно тогда, по существу, и развернулась малая приватизация. На конкурсах и аукционах было продано предприятий розничной торговли 38%, объектов оптовой торговли — 34,5%, предприятий общественного питания — 21,7%, бытового обслуживания — 39,8%. Всего в 1992 г. в рамках малой приватизации было продано более 28 тыс. объектов. Эти цифры ниже тех, которые намечались Госкомимуществом. Однако в результате этой приватизации было получено больше денег, чем рассчитывалось.

    В 1993 г. частными стали 59,4% предприятий бытового обслуживания и 57,2% — торговли. Вплотную к ним подошла приватизация малых предприятий в легкой, пищевой промышленности и промышленности стройматериалов — соответственно 56,5; 55,5; 50,8%.

     К 1996 г. малая приватизация в России практически состоялась. Она охватила предприятия с численностью работников до 200 человек и стоимостью основных фондов до 1 млн. руб. (в старых ценах).

    Открытая продажа таких предприятий на аукционах и конкурсах, во-первых, позволяла сразу же определить их реальную рыночную стоимость, во-вторых, дала возможность покупателям конкурировать друг с другом. Но главное заключалась в том, что малая приватизация достаточно определенно создавала реального собственника, т.е. именно физическое лицо, купившее данное малое предприятие.

     После продажи предприятия частному владельцу все его работники получают 10% дохода, вырученного от продажи. Принцип продажи закладывается как основной принцип всей малой приватизации вообще.

     Сначала предполагалось, что малая приватизация завершится к концу 1992 г. Однако она не завершилась практически до 1996 г.

     В целом малая приватизация, несмотря на пролонгацию, первоначально намеченных сроков ее реализации, осуществлялась сравнительно легко, и особых разногласий среди партий и политических движений не возникало (не считая сопротивления принципиальных противников частной собственности, сторонников возврата к старой, распределительной системе, основанной на государственной собственности). Она не затрагивала интересов ВПК или «директорского корпуса». Поскольку купля-продажа, как правило, проходила на торгах, то проблема оценки имущества и назначения стартовой цены серьезно упрощалась. При этом фактор нехватки или даже отсутствия денег для нормального выкупа не был главным. Практически почти всегда удавалось собрать нужную сумму. Конфликты обычно возникали по социальному вопросу: кто будет покупателем — «свой» или «чужой»? кто станет инвестором приватизированного малого предприятия?

     Развернувшаяся в печати пропаганда неплодотворной идеи узурпации государственной собственности трудовым коллективом за символическую цену, а также приоритета прав собственности коллектива лишь усугубила эти конфликты.

Тем не менее, и в малой приватизации имело место акционирование, а не купля-продажа. Более того, трудовые коллективы, используя аренду с выкупом и все более адаптируясь к процедуре конкурсов и акционирования, постепенно расширяли свою долю среди приватизированных предприятий. По данным на 1 апреля 1993 г., покупателями более чем 2/3 приватизированных малых предприятий являлись трудовые коллективы. Особенно заметен был сдвиг в пользу трудовых коллективов в торговле и общественном питании, т.е. в тех отраслях, где аренда стала наиболее активным способом приватизации.

     Необходимо отметить стремление властных структур на местах вести малую приватизацию с учетом своих интересов и удерживать под своим управлением значительную часть акционированных малых предприятий. По мере же расширения прав регионов, что предусмотрено в Государственной программе приватизации, эта тенденция усиливалась. Действующие принципы формирования совета директоров вновь создаваемых акционерных обществ давали возможность реального захвата контроля в них местными властями.

     До 20% голосующих акций находились у местного фонда имущества, представитель которого вместе с представителем местных властей входил в совет директоров наравне с генеральным директором и представителем трудового коллектива.

    По данным на начало 1998 г., в частный сектор перешло около 86% всех предприятий, подпадающих под программу малой приватизации, в том числе в торговле — 87%, в общественном питании и бытовом обслуживании — 85%. В 2001 г. в России действовало около 1 млн. малых предприятий с числом занятых порядка 8 млн. человек.

Доля  малых предприятий с учетом теневого сектора в общем объеме промышленного  производства составила 5—6%, в общем  объеме ВВП — около 10%.

1.6 Большая приватизация

    Начало большой приватизации было положено Указом Президента России от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Поскольку малая приватизация уже продвинулась довольно далеко, вопрос о большой приватизации встал на передний план приватизационного процесса в России. Большая приватизация является главным рычагом необходимых изменений в структуре собственности в процессе производства, а следовательно, и в структуре самого производства.

Информация о работе Особенности и этапы приватизации в России