Особенности и этапы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Приватизация в России была необходимым элементом перехода от социализма к рыночной экономике и остается значимым элементом экономической политики. Однако очень важно, насколько она выгодна обществу, с какими целями и в какой ситуации проводится.
Оценка итогов прошедшей приватизации очень политизирована и мифологизирована, говорить о них почти не принято. Бизнесом и властью это воспринимается в штыки как попытка пересмотра итогов приватизации. Остается ощущение, что им есть что скрывать.

Файлы: 1 файл

Особенности и этапы приватизации в России.docx

— 112.78 Кб (Скачать файл)

    Одновременно с процессом реорганизации колхозов и совхозов в стране шло дальнейшее развитие семейных ферм, их переход от арендной формы к частному хозяйству. К началу 1995 года их количество составило 279 тыс. Впрочем, происходил и процесс сокращения числа семейных ферм: ежегодно примерно от 5 до 14 тыс. хозяйств распадалось. Становление фермерских хозяйств шло с большим трудом. Причин здесь много, в том числе и нерешенность вопросов о

продаже земли, об ипотеке (залоге), о кредитах и  пр.

     Немаловажную роль сыграла и психология людей, за долгие годы отвыкших брать на себя ответственность. Вдобавок общественное мнение на селе зачастую было враждебным по отношению к новоиспеченным фермерам. Как и в годы столыпинской реформы, люди с неприязнью относились к тем, кто начал самостоятельное хозяйствование. Многие фермеры ощутили на себе зависть соседей, которая нередко выражалась в поджогах, угонах скота, уничтожении посевов, хищении имущества и т.п.

    Третьим направлением в продвижении земельной реформы явилось дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств, рост числа земельных участков в садовых товариществах и др. Если в 1990 году них долю приходилось 2% пахотных земель, где производилось 24% сельскохозяйственной продукции, то уже в 1993 году их площадь увеличилась до 5%, но зато производство продукции выросло до 36% всего объема сельскохозяйственной продукции по стране. В эти же годы произошла массовая приватизация этих земельных участков, т.е. увеличилось количество частных собственников.

    Следует обратить внимание, что реформа в сельском хозяйстве продвигалась гораздо медленнее, чем в других секторах экономики.

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ 1993-2012

2.1  Залоговые  аукционы – афера века.

    В 1995 г. приватизация вдруг резко закончилась. Не потому, что стало нечего приватизировать, а из-за отсутствия в стране достаточных капиталов для денежной приватизации и недовольства народа итогами приватизации и вообще реформ. Власть взяла паузу для общественного успокоения. Единственным исключением стали залоговые аукционы перед избранием Б.Н. Ельцина на второй срок в конце 1995 г. Но исключением скандальным.

    Маятник общественных настроений в России качнулся в сторону ностальгии по прошлому. Выборы в Госдуму 1993 г. и 1995 г. это однозначно подтвердили – партия власти проигрывает, большинство получают левые силы. В 1996 г. предстояли выборы президента России. Было принято решение: сохранение власти в обмен на собственность. Отсюда и родилась идея залоговых аукционов, с помощью которых убивалось много «зайцев». Главное, что крупнейшие банковские структуры становились заложниками победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах. Ведь при победе коммунистов государство могло получить назад госсобственность, вернув полученные деньги. Кроме того, бюджет получал перед выборами неплохую подпитку для погашения долгов по зарплате и пенсиям. Были и технические преимущества: заниженность цен при приватизации получала дополнительное основание. Наконец, нарочито сложная схема проскальзывала мимо общественного сознания.

    С 4 ноября по 28 декабря 1995 г. Министерство финансов заключило 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров кредита.

    Хорошо известны скандалы, сопровождавшие большинство сделок. Контрольные пакеты «ЮКОСа» и «Сибнефти» приобрел (формально – выступил кредитором) банк «Менатеп», 38% «Норникеля» и 51% «Сиданко» – «ОНЭКСИМбанк» и т.д. Пожалуй, наиболее бесконфликтно прошли продажи заложенных пакетов акций «Сургутнефтегаза» и «ЛУКойла», представлявшие тривиальный самовыкуп акций компаниями-эмитентами через посредничество управляющих компаний их пенсионных фондов.

     Реальной конкуренции практически не было, из 12 аукционов лишь в четырех сумма кредита существенно превысила начальную цену. В остальных случаях начальная цена была превышена чисто символически, при этом или оба участника имели одного и того же гаранта, или один из участников был гарантом остальных, или оба участника являлись гарантами друг друга.

     Но гораздо больше возмутила общественное мнение не заниженность цен (которую трудно доказать при отсутствии ликвидного фондового рынка). Счетная палата в конце 1995 г. по итогам комплексной проверки деятельности органов приватизации отметила, что сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в залоговых аукционах. Так, например, временно свободные средства Минфина были размещены: в АБ «Империал» – в размере 80 млн. дол. при общей сумме в двух договорах кредита в 48,3 млн. дол., в «Столичном банке сбережений» – 137,1 млн. дол. при сумме кредита в 100,3 млн. дол., в банке «Менатеп» – 120 млн. дол. при сумме двух договоров кредита в 163 и 125 млн. дол.

     Даже обычно спокойная Счетная палата сделала радикальный вывод: «…сделки кредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятий могут считаться притворными, поскольку банки фактически “кредитовали” государство государственными же деньгами».

     Впрочем, победители аукционов должны были вернуть депозиты Минфину. Они и возвращали – часто за счет средств полученных компаний. Бюджет в конце концов получал доход, пусть не от покупателя, а от продаваемого. Состоявшиеся 12 аукционов в совокупности принесли в бюджет 3,6 трлн. руб., а также 1,5 трлн. руб. погашенной задолженности проданных предприятий государству.

Акции приватизируемых  предприятий тогда не котировались на бирже и не имели рыночной цены. Сравнивать их с ценами, которые  они получили 5–7 лет спустя на бирже  – некорректно. И все же сам  способ проведения сделок и скандалы вокруг них, очевидно, показывают, что акции уходили по дешёвке.

     В бюджете - 96 деньги на выкуп заложенных акций не были предусмотрены. В сентябре 1996 г. правительство и Совет безопасности приняли совместное решение, подтвердившее право банков продавать заложенные пакеты акций. Право выбора было предоставлено самим банкам-победителям. Они окончательно приобрели заложенные госпакеты акций в свою пользу через аффилированных лиц опять-таки по неконкурентным процедурам. Так закончилась залоговая приватизация.

2.2   Приватизация за деньги.

     Приватизация возобновилась только летом 1997 г. по новому закону о приватизации. Он упразднял инвестиционные конкурсы, существенно затруднял коммерческие и фактически ориентировал на продажу госимущества через аукционы. Целью приватизации было объявлено увеличение доходов бюджета. Это, конечно, большой шаг вперед по сравнению с периодом массовой приватизации и залоговыми аукционами. И заслуга в этом принадлежит, несомненно, правительству «молодых реформаторов» – А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова. Сам факт проведения хотя бы нескольких конкурентных крупных приватизационных сделок со сравнительно честными правилами игры – уже большое достижение. Впрочем, близость к власти по-прежнему предопределяла высокие скидки при приватизации.

    Вот крупнейшие приватизационные сделки этого периода:

– 40% ОАО  «ТНК» куплено на инвестконкурсе за 25 млн. дол. с обязательством выполнить  инвестпрограмму в 810 млн. дол. (1997 г.) Сделка сопровождалась беспрецедентным  скандалом из-за сходства способа  размещения акций «ТНК» с залоговыми аукционами. Дважды ее проверяла Счетная  палата РФ и даже было возбуждено уголовное  дело по статье «мошенничество» (впоследствии закрытое). Возможно, этот скандал и  привел к отмене инвестиционных конкурсов  в законе;  
– 25%+1 акцию «Связьинвеста» за 1,87 млрд. дол. (1997 г.). Первая действительно доходная сделка – она одна принесла бюджету вдвое больше денег, чем все залоговые аукционы. Б.А Березовский, проигравший эту сделку и не пожелавший платить столь большие деньги, в отместку начал информационную атаку на «молодых реформаторов», которая во многом способствовала их последующей отставке;  
– 45% ОАО «ВНК» за 0,8 млрд. дол. в пользу «ЮКОСа» (1997 г.);  
– 2,5% акций «Газпрома» в пользу Ruhrgas AG за 660 млн. дол. (1998 г.);  
– 85% акций НК «ОНАКО» в пользу «ТНК» за 1,08 млрд. дол. (2000 г.),  
– 75% «Славнефти» за 1,9 млрд. дол. (декабрь 2002 г.). Считается, что если бы эта сделка прошла не в пользу «Сибнефти» Р.А. Абрамовича, а на рыночных условиях, то она принесла бы не менее 4 млрд. дол. доходов бюджету;  
– размещение 6% акций «ЛУКойла» на Лондонской фондовой бирже в конце 2002 г., за 800 млн. дол.;  
– продажа 7,6% акций «ЛУКойла» Conoco за 2 млрд. дол. в сентябре 2004 г. Самый крупный доход бюджета от одной приватизационной сделки в России.

    Были и анекдотичные ситуации. Так, в 2003 г. затраты на организацию и проведение приватизации в Республике Ингушетия в 270 раз превысили поступления от нее, составившие всего 2,6 млн. руб.

 

2.3  Остановка  приватизации

    Конец приватизации положило, несомненно, дело «ЮКОСа», а точнее, изменение отношения власти к приватизации. Она перестала видеть в ней смысл.

Для доходов  бюджета приватизация была уже не нужна – бюджет в «тучные годы»  сводился с огромным профицитом. Сокращать  присутствие государства в экономике  власть не хотела, наоборот, ей нравилось  расширение возможностей «ручного управления»  и засылки «докторов» к крупному бизнесу.

В «тучные» годы бюджетного профицита планы  приватизации в стране были не особенно амбициозными, да и выполнялись лишь наполовину, так как на торги выставлялись в основном неликвидные активы. Так  и не были проданы «СГ-Транс», «КамАЗ», «Центральный телеграф», которые «кочевали» из одной программы приватизации в другую.

    А в кризисные годы, когда акции значительно упали, приватизировать оказалось невыгодно. Приватизация с середины нулевых годов по настоящее время фактически приостановлена, и даже начался обратный процесс – национализация формальная (доля в собственности) и фактическая (определяющее влияние на управление). С кризисом 2008–2009 гг. масштаб процессов национализации резко усилился – в ходе «мероприятий по спасению из кризиса» доля государства в госбанках значительно выросла (за счет докапитализации в разных формах, которую на десятки миллиардов долларов получали именно государственные банки). А сами госбанки существенно нарастили свое влияние на экономику. Под контроль госбанков переходят огромные куски ранее частной собственности.

    Ползучая национализация продолжается до сих пор. Из последних примеров: покупка инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Сбербанком означает, в числе прочего, что «АвтоВАЗ» вновь становится государственным – доля госсобственности в нем превышает 50%.

    Периодизация приватизации. В таблице №3 и на рис.1 приведены данные по доходам консолидированного бюджета от приватизации. По ним легко периодизировать приватизацию в России.

Таблица №3

Доходы консолидированного бюджета  РФ от приватизации.

Год

Фактическое поступление, млрд. руб.

Среднегодовой курс, руб./дол.

Фактическое поступление, млрд. дол.

ВВП в текущих ценах, млрд. руб.

% к ВВП

Доходы консолидированного бюджета РФ

% к доходам консолидированного бюджета

1992

0,06

0,28

0,21

19,01

0,32

5,3

1,13

1993

0,45

0,9

0,50

171,5

0,26

49,5

0,91

1994

1,1

2,2

0,50

610,8

0,18

172,4

0,64

1995

3,8

4,6

0,83

1429

0,27

437

0,87

1996

3,2

5,1

0,63

2008

0,16

559

0,57

1997

26,2

5,8

4,52

2343

1,12

712

3,68

1998

17,5

10,1

1,73

2630

0,67

687

2,55

1999

12,2

24,9

0,49

4823

0,25

1214

1,00

2000

41,6

28,2

1,48

7306

0,57

2098

1,98

2001

16,8

29,2

0,58

8944

0,19

2684

0,63

2002

22,9

31,4

0,73

10819

0,21

3619

0,63

2003

121,2

30,7

3,95

13208

0,92

4139

2,93

2004

102,0

28,8

3,54

17027

0,60

5430

1,88

2005

54,6

28,3

1,93

21610

0,10

8580

0,64

2006

22,3

27,2

0,82

26917

0,08

10626

0,21

2007

21,6

25,6

0,84

33248

0,06

13368

0,16

2008

18,3

24,9

0,73

41277

0,03

16004

0,11

2009

12,9

31,7

0,41

38786

0,03

13600

0,09

2010

26,1

30,4

0,86

44939

0,06

15716

0,17

2011

298,0

30,5

9,77

50389

0,59

17520

1,70

2012

276,0

30,7

8,99

55950

0,49

19025

1,45

2013

309,0

31,0

9,97

61920

0,50

20538

1,50


   Источники. Данные по доходам бюджета от приватизации, приводимые Росстатом, Госкомимуществом и бюджетной статистикой различаются, иногда весьма значительно. Более того, они не сходятся даже внутри одного Росстата. По очевидным причинам  используются в качестве основы данные Федерального казначейства, где их нет – Росстата, для 2011–2013 гг. – закон о бюджете.  
Примечание: данные до 1998 г. – трлн. руб.

Рис. 1. Доля доходов от приватизации в ВПП и консолидированном  бюджете в 1993–2013, %

1993–1994гг. – массовая приватизация.

1995–1996 гг. – явная пауза (за исключением залоговых аукционов).

1997–2005 гг. – низкие темпы приватизации для повышения доходов бюджета, изредка и случайно происходящие крупные приватизационные сделки, как правило, с иностранцами. По существу выделяются только 1997-й, 2000-й и 2003–2004 гг.

2006 г. –  сегодняшний день – фактическое прекращение приватизации (за 5 лет – менее 1 млрд. дол. в год), поворот приватизации вспять, к решительному усилению госсектора.

    На этих графиках не нашли своего отражения крупнейшие приватизационные сделки 2006–2007 гг. на общую сумму в 27 млрд. дол., что больше, чем принесла бюджету приватизация за предыдущие 15 лет реформ – 1992–2006 гг. (21,3 млрд. дол.). Фактически это был пик приватизации. Однако он не попал на график, поскольку эти доходы бюджет не получил.

2006–2007: «народные  IPO» – приватизированная приватизация

После кризиса 1998 г. и девальвации рубля бизнес пошел вверх. Госкомпании из объекта для продажи превращались уже в субъекта, который все больше влияет на процесс приватизации. Наконец, госбизнес нашел способ, как обратить приватизацию в свою пользу.

И вот идея с «народными IPO»: госкомпании выходят  на биржу и к населению и  продают свои акции.

  • Июль 2006 г. – IPO «Роснефти», участвуют 115 тыс. чел., покупая по 203 руб./акция на общую сумму около 750 млн. дол. Всего размещено акций на 10,4 млрд. дол. «Роснефти» это IPO очень нужно еще и чтобы подправить изрядно подмоченную репутацию в связи с недружественным поглощением «ЮКОСа».
  • Март 2007 г. – SPO (вторичное размещение акций) Сбербанка, 45 тыс. заявок физических лиц по 89 тыс. руб./акция на сумму 800 млн. дол. (меньше людей, потому что слишком высока стоимость акции). Общая сумма размещения – 9 млрд. дол.
  • • Май 2007 г. – IPO «ВТБ», рекордные показатели: 124 тыс. заявок физических лиц по 13,6 коп./акция на сумму 1,6 млрд. дол. Общая сумма размещения – 8 млрд. дол.

Информация о работе Особенности и этапы приватизации в России