Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью работы является исследование проявления особенностей инфляции в современной российской экономике и выявление оптимальных путей совершенствования антиинфляционной политики в России.
Цель данной работы определяет необходимость решения следующих задач:
Дать понятие инфляции и раскрыть ее причины;
Рассмотреть типы и виды инфляции;
Проанализировать экономические и социальные последствия инфляции;
Изучить динамику развития инфляции в российской экономике и влияющие на нее факторы;
Проследить взаимосвязь инфляции и экономического роста в России;
Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
Введение………………………………………………………………………….
3
1 Инфляция как макроэкономическая проблема: теоретические аспекты…..
5
1.1 Понятие, показатели и причины инфляции………………………………..
5
1.2 Типы и виды инфляции в современной экономике……………………….
9
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования……………………………………………………………………
12
2 Особенности возникновения и проявления инфляции в российской трансформационной экономике………………………………………………...
17
2.1 Природа, динамика, факторы и механизмы развития инфляции в России…………………………………………………………………………….
17
2.2 Влияние российских инфляционных процессов на экономический рост и поведение экономических субъектов………………………………………...
22
2.3 Регулирование инфляции в России: системный и фундаментальный подходы…………………………………………………………………………...
25
Заключение……………………………………………………………………….
31
Список использованных источников…………………………………………...
33
Приложение А……………………………………………………………………
35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
Особенности инфляции в современной российской экономике
ОГУ 080100.62.5713.118 ОО
Руководитель работы
канд.эконом.наук, доцент
____________О.И. Федорова
“____”_____________2013г.
Исполнитель
студент группы 12Экон(б)-1
____________А.В. Копейкина
“____”_____________2013г.
Оренбург 2013
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Инфляция как |
5 |
1.1 Понятие, показатели
и причины инфляции……………………………… |
5 |
1.2 Типы и виды инфляции
в современной экономике………………… |
9 |
1.3 Социально-экономические
последствия инфляции и методы
ее регулирования…………………………………………… |
12 |
2 Особенности возникновения и проявления инфляции в российской трансформационной экономике………………………………………………... |
17 |
2.1 Природа, динамика,
факторы и механизмы развития
инфляции в России………………………………… |
17 |
2.2 Влияние российских инфляционных процессов на экономический рост и поведение экономических субъектов………………………………………... |
22 |
2.3 Регулирование инфляции
в России: системный и фундаментальный
подходы…………………………………………………………… |
25 |
Заключение…………………………………………………… |
31 |
Список использованных источников…………………………………………... |
33 |
Приложение А……………………………………………… |
35 |
Приложение Б……………………………………………… |
36 |
Инфляция является сложным
социально-экономическим
В современном мире инфляция стала одной из самых актуальных проблем, так как она приобрела явную форму и значительные масштабы.
По проблеме инфляции опубликовано большое количество научных работ. Фундаментальные исследования, определившие общеметодологические подходы к исследованию инфляции как воспроизводственного феномена принадлежат Дж.М. Кейнсу, С. Фишеру, Дж. Хиксу, М.Фридману и др.
Исследование природы
российской инфляции, факторов и
особенностей ее развития, взаимосвязи
инфляции и других
Целью работы является исследование
проявления особенностей инфляции в
современной российской экономике
и выявление оптимальных путей
совершенствования
Цель данной работы
определяет необходимость
Объектом исследования
является инфляция как экономич
Предмет исследования – особенности проявления инфляции в России.
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, периодическая, методическая литература по рассматриваемому вопросу; законодательные акты; статистический и аналитический материал, связанный с процессами, происходящими в экономике, полученный на сайтах правительственных организаций, научных учреждений, учебных заведений, информационных агентств; электронные ресурсы удаленного доступа.
При написании работы применялись методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня (сравнение, анализ, классификация); методы теоретического уровня познания (дедукция, абстрагирование); методы построения и объяснения теории (проблематизация, объяснение); методы диалектики.
1 Инфляция как макроэкономическая проблема: теоретические аспекты
1.1 Понятие, показатели и причины инфляции
Прежде чем говорить о многочисленных лекарствах, необходимо выяснить, что же это за болезнь, с которой многие годы борются отважные и мужественные правительства. В различных источниках можно столкнуться со следующими определениями инфляции:
Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - переполнение каналов обращения
избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару - золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени. [1]
Инфляция - процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся. [2]
Инфляция - процесс скрытого перераспределения реальных доходов и накоплений между экономическими субъектами, в том числе отраслями, территориями и социальными группами населения. [3]
Суммируя все эти идентичные определения, можно сказать, что сущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения, а также, в общем повышении уровня цен и как следствие обесценении денег. [4]
Как и все показатели макроэкономики инфляцию необходимо измерить в численном выражении. Основные показатели, измеряющие инфляцию:
Эти показатели дают возможность рассмотреть инфляцию с двух сторон – со стороны производства и потребления. Чтобы измерить CPI, вводят такое понятие, как фискальная потребительская корзина. Эта корзина включает и товары, и услуги, на которые существует постоянный спрос. Сюда входят топливо, продукты питания, одежда, транспорт и т.д. Кроме этого CPI включает налоги и импортные товары и услуги. Каждый месяц производиться оценка базовой потребительской корзины. Определить состав потребительской корзины очень сложно, поскольку ее состав зависит от специфики поведения населения в данном государстве. Чтобы рассчитать индекс потребительских цен самостоятельно, потребуется полный перечень входящих в корзину товаров и услуг, их цена базисного года и текущая рыночная стоимость. Формула индекса потребительских цен выглядит следующим образом:
ИПЦ = Σ (Ц(т) × Т(б)) / Σ (Ц(б) × Т(б)), (1)
где Ц(т) и Ц(б) – уровень цен, соответственно, текущего и базисного годов на продукты и услуги потребительской корзины;
Т(б) – перечень товаров и услуг потребительской корзины.
Для расчета инфляции дробь умножается на 100 процентов.
Цены на энергоносители и продукты питания являются наиболее «ранимыми» к колебаниям. Из-за этого вместе с показателем CPI публикуется значение показателя PPI, в составе которого отсутствуют энергоносители и продукты питания. Принято считать, что показатель PPI немного завышает реальный показатель инфляции в государстве, поскольку он рассчитывается на основе фиксированной корзины и при этом не учитывает новые товары и услуги, сезонные скидки, а основывается только на цене, заявленной продавцами. В том случае, если экономика государства развивается стабильными темпами, то повышение индекса CPI говорит о росте инфляции в государстве, а это может привести к ответной реакции центрального банка (ЦБ). Зачастую, в таких условиях ЦБ увеличивает ставку процента, для того, чтобы противостоять уровню инфляции. В свою очередь повышение процентной ставки ведет к тому, что в государстве увеличивается количество иностранного капитала, и как результат растет спрос на ее национальную валюту. PPI показывает, как изменяется средняя цена производителей на всех этапах производства. Продукция PPI состоит из 2 элементов. В PPI учитываются цены на комплектующие, полуфабрикаты и цены на уже готовую продукцию. Показатель PPI включает в себя сельское хозяйство (с/х), энергетику, горнодобывающую, лесную, текстильную промышленности. Следует отметить, сто PPI не включает строительство, сервисные услуги, импорт. Основное отличие PPI и CPI – этот показатель (PPI) включает только товары на оптовом уровне их реализации, но не включает услуги. Рассчитывается PPI так же, как и CPI: совокупная стоимость корзины за базовый период делится на стоимость корзины за отчетный период. Сам результат выражается в %, а его значение может принимать как положительное значение, так и отрицательное. Рост PPI приводит к тому, что начинает проявляться инфляция издержек, которая, как считают финансовые аналитики, очень сильно влияет на экономику государства, в отличие от инфляции спроса, и соответственно отрицательно на ней отражается. PPI чаще всего является опережающим по отношению к CPI, поскольку цены потребителя изменяются позже, чем оптовые цены реализации продукции. [5,6]
Инфляция – одно из самых распространенных явлений в современной экономике. А откуда же она берется? Что является причиной ее возникновения? Выделяют две основные причины инфляции:
В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег. Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализа уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера). Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция всегда и повсеместно есть чисто денежное явление».
Вспомним уравнение количественной теории денег:
МV = PY, (2)
где M – номинальное предложение денег (масса денег в обращении),
V– скорость обращения денег (величина, которая показывает, сколько оборотов в среднем в год делает одна денежная единица или какое количество сделок в среднем в год обслуживает одна денежная единица),
P – уровень цен
Y – реальный выпуск (реальный ВВП).
Произведение уровня цен на величину реального выпуска (P × Y) представляет собой величину номинального выпуска (номинального ВВП). Скорость обращения денег практически не меняется и обычно считается величиной постоянной, поэтому увеличение предложения денег, т.е. рост левой части уравнения ведет к росту правой его части. Рост денежной массы ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис.1 (а)), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис.2 (б)). При этом в краткосрочном периоде инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а в долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне.
Рис. 1. Инфляция спроса
В долгосрочном периоде
проявляется принцип
Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике