Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью работы является исследование проявления особенностей инфляции в современной российской экономике и выявление оптимальных путей совершенствования антиинфляционной политики в России.
Цель данной работы определяет необходимость решения следующих задач:
Дать понятие инфляции и раскрыть ее причины;
Рассмотреть типы и виды инфляции;
Проанализировать экономические и социальные последствия инфляции;
Изучить динамику развития инфляции в российской экономике и влияющие на нее факторы;
Проследить взаимосвязь инфляции и экономического роста в России;
Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
Введение………………………………………………………………………….
3
1 Инфляция как макроэкономическая проблема: теоретические аспекты…..
5
1.1 Понятие, показатели и причины инфляции………………………………..
5
1.2 Типы и виды инфляции в современной экономике……………………….
9
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования……………………………………………………………………
12
2 Особенности возникновения и проявления инфляции в российской трансформационной экономике………………………………………………...
17
2.1 Природа, динамика, факторы и механизмы развития инфляции в России…………………………………………………………………………….
17
2.2 Влияние российских инфляционных процессов на экономический рост и поведение экономических субъектов………………………………………...
22
2.3 Регулирование инфляции в России: системный и фундаментальный подходы…………………………………………………………………………...
25
Заключение……………………………………………………………………….
31
Список использованных источников…………………………………………...
33
Приложение А……………………………………………………………………
35
2.3 Регулирование инфляции в России: системный и фундаментальный подходы
Несмотря на тенденцию снижения инфляции в России под влиянием традиционных и новых факторов сохраняется ее значительный уровень. Отрицательные экономические и социальные последствия инфляции определяют необходимость постоянного регулирования ее факторов. Регулирование инфляции необходимо для относительной стабилизации цен, сглаживания их неравномерного роста по товарным группам, выравнивания норм прибыли и уровней оплаты труда по отраслям, снижения имущественного неравенства, сдерживания нерационального перераспределения капиталов и квалифицированных кадров между секторами хозяйства.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. Как уже отмечалось ранее в рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя на экономику.
Инфляция в современной
российской экономике является сложным
социально-экономическим
Для реальной оценки риска усиления инфляции под влиянием денежных факторов и повышения эффективности денежной политики в целях снижения инфляции целесообразна установка на регулирование разных компонентов денежного предложения в соответствии с реальным спросом на деньги в зависимости от макроэкономических показателей. Для определения необходимой денежной массы целесообразно анализировать ее функциональные связи с потребностями хозяйственного оборота путем усовершенствования формулы, основанной на законе денежного обращения:
, (5)
где ДМ – денежная масса;
СЦТ – сумма цен товаров и услуг;
К – сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит;
П – сумма платежей по обязательствам;
ВП – взаимные безналичные платежи;
С – скорость обращения денежной единицы.
Для повышения результативности регулирования денежных факторов инфляции важно воздействовать не только на показатель денежного агрегата, но и на другие компоненты денежного предложения – эмиссию частных денег финансово-кредитными учреждениями, использование иностранных валют, в том числе в наличной форме, во внутреннем денежном обращении России, а также скорость оборота денег.
В условиях финансово-экономического кризиса проявились инфляционные последствия предкризисной кредитной экспансии. Кризис усилил инфляционную составляющую деятельности банков. В начале кризиса произошел резкий отток вкладов (в сентябре–октябре 2008 г. 460 млрд. руб., или 8% вкладов населения), в результате падения доверия к банкам и недобросовестной конкуренции банков, повысивших процентные ставки. Кризис обнажил также связь инфляции с глубинными причинами уязвимости банков, оказавшихся на грани банкротства. В их числе структурные проблемы банковской системы, низкое качество банковских активов и управления рисками. Антикризисная программа Правительства Российской Федерации позволила смягчить последствия мирового финансово-экономического кризиса ценой огромных затрат и усиления инфляции. Активизация функции Банка России как кредитора последней инстанции в нестандартных формах (расширение круга заемщиков, удлинение сроков кредитов) привела к повышению кредитного компонента денежной эмиссии, однако возвратность этих кредитов была не всегда гарантирована. Санирование банков, проводимое Агентством по страхованию вкладов (АСВ), которое в условиях кризиса кроме функций страховщика банковских вкладов и конкурсного управляющего (ликвидатора) стало выполнять функцию предупреждения банкротства банков, входящих в систему страхования вкладов, также свидетельствует об инфляционной составляющей этой деятельности с учетом ее источников. На инфляционный процесс негативно влияло нецелевое использование некоторыми банками государственной антикризисной финансовой поддержки. Они часто предпочитали скупать иностранную валюту за счет этих средств и переводить ее за рубеж вместо кредитования производственных предприятий в целях сдерживания экономического спада и безработицы.
Фактором инфляции стала стагнация банковской системы России. Это проявляется в медленном росте кредитного портфеля, особенно в сфере кредитования экономики. Регулирование кредитных факторов инфляции должно осуществляться с учетом двоякой роли кредита: С одной стороны, для сдерживания кредитной экспансии, перекредитования клиентов, нарушения принципов кредитования необходима жесткая кредитная политика, усиление банковского надзора и контроля. Об этом свидетельствуют уроки мирового кризиса. С другой стороны, расширение кредитования производства и обращения товаров и услуг, которые служат обеспечением стабильности денег, способствует снижению инфляции.
С учетом кредитного фактора инфляции требуется больше внимания уделять кредитной политике при разработке основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Регулирование кредитного фактора инфляции, направленное на увеличение кредитного компонента эмиссии денег и источника формирования денежной базы, повысит качество рубля как национальной валюты.
Специфика инфляции в России проявляется в ее развитии в условиях как профицита, так и дефицита государственного бюджета. Установка бюджетной политики на снижение инфляции под влиянием монетаристской концепции ограничилась сдерживанием лишь ее денежных факторов путем изъятия («стерилизации») излишней денежной массы в государственные финансовые фонды. Такое направление бюджетной политики не учитывало немонетарные факторы инфляции, хотя доказало правильность накопления государственных финансовых резервов, в том числе международных, с точки зрения экономической безопасности страны. Эти фонды позволили провести масштабные антикризисные меры и не допустить критического ухудшения социально-экономической ситуации в России. Сохранение значительного темпа инфляции связано с активизацией долговой политики государства. Предусмотренный Бюджетным кодексом лимит привлечения иных внутренних источников финансирования бюджетного дефицита в пределах 1% ВВП был превышен (до 2,64%), и его действие приостановлено до 2013 г. Инфляционным фактором стало погашение внешних долгов полугосударственных корпораций и банков за счет государственных финансовых фондов и валютных резервов в рамках антикризисных мер. Инфляционная составляющая бюджетной политики России обусловлена неэффективностью финансового контроля за доходами и расходами бюджетов всех уровней.
В целях регулирования финансовых факторов инфляции целесообразно: восстановить лимитрование бюджетного дефицита; перейти от консервативной к активной бюджетной политике в целях финансирования модернизации и инноваций экономики в соответствии с бюджетной реформой (2011 – 2012 гг.). Для снижения темпа инфляции необходимо повысить результативность финансового контроля за исполнением бюджета, разработать его показатели и ввести ведомственную ответственность за его выполнение и, наконец, принять соответствующий закон. Для снижения инфляционной составляющей налоговой политики целесообразно проанализировать эффективность использования налоговых льгот и активнее противодействовать уклонению от налоговых платежей, контролировать достоверность налоговых деклараций, теневую заработную плату, доходы нелегальных мигрантов и несанкционированный отток капитала за рубеж.
Значительное влияние этого фактора на инфляцию в России обусловлено следующими причинами:
- Либерализация цен и отсутствие ценовой политики в условиях, когда еще не сформировалась рыночная конкуренция. Товаропроизводители и торговые посредники возвели в принцип зависимость ценообразования только от спроса без учета предложения товаров и услуг и реальных издержек их производства.
- Ежегодное повышение цен и тарифов естественных монополий, а также ЖКХ. Это обусловлено либерализацией рынка и потенциальным дефицитом этих товаров и услуг с ростом потребления газа, электроэнергии, воды, а главное, низким качеством управления естественными монополиями и ЖКХ и неэффективностью их государственного регулирования.
- Усиление диктата производителей и торговых посредников, которые бесконтрольно повышают цены по любому поводу и без него. Это обусловлено огромной сетью этих посредников, отсутствием рыночной конкуренции, регулирующей цены, засильем на рынках группировок, вступающих в ценовой сговор, а также коррупцией.
- Засуха, неурожай, продуктовый ажиотаж (особенно в августе 2010 г.), увеличение спроса на хлеб, муку (в Московской области на 12 – 15% и 30%), молоко и особенно на гречневую крупу. Положительным явлением стала активизация деятельности ФАС, которая возбудила ряд дел в отношении производителей продовольствия в связи с выявленными фактами ценового сговора. Однако одно ведомство не может справиться с ценовым беспределом.
Для регулирования тарифно-ценового фактора инфляции целесообразны следующие меры:
- разработать государственную политику в области цен и тарифов на основе сочетания рыночного и государственного регулирования цен (должен быть не прямой запрет повышения цен, а их регулирование)
- повысить качество ежегодного госрегулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и ЖКХ с учетом не только их интересов, но и потребителей воды, тепла, света, газа.;
- провести инвентаризацию и сократить огромную сеть торговых посредников в России с учетом мирового опыта;
- вести контроль за реализацией программы развития рыночной конкуренции и выполнением Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в частности, в целях ограничения выплат поставщиков торговым сетям;
- проводить санацию потребительских рынков;
- провести замораживания цен, эта крайняя мера применима для пресечения ажиотажа на рынке и при условии эффективного контроля за ее соблюдением.
В России существует традиционная опережающая динамика заработной платы и доходов по сравнению с производительностью труда в экономике. Этот негативный потенциал продолжает стимулировать инфляцию издержек и инфляцию спроса. Экономический спад и рост безработицы (9,2% в январе 2010 г.) способствовали уменьшению совокупного фонда заработной платы, но не привели к снижению темпа инфляции вопреки теории Филипса об инфляционной спирали заработной платы и цен. В связи с проведением Правительством Российской Федерации последовательной социальной политики и неуклонной реализацией решения об увеличении доходов населения на 270 млрд. руб. первоочередной задачей в условиях кризиса стало выполнение государственных социальных обязательств. Повышен минимальный размер оплаты труда, проведена индексация бюджетной заработной платы и пенсий (с апреля 2010 г. на 6,3%; с февраля 2011 г. – на 8,8%). Поставлена задача увеличить размер всех пенсий до уровня прожиточного минимума. Однако непосредственное влияние повышения бюджетной заработной платы и пенсий на инфляционный процесс незначительно в связи с относительно низким их уровнем по сравнению с частным сектором. Специфика инфляционных последствий роста бюджетной заработной платы и пенсий, а также антикризисной социальной поддержки населения проявляется в том, что производители и торговые посредники мгновенно и часто заранее реагируют даже на заявления об этом повышением оптовых и розничных цен, антиципируя увеличение спроса без учета объема предложения и качества товаров и услуг.
Инфляционная составляющая повышения заработной платы и доходов в наибольшей степени относится к их росту в корпорациях, в том числе государственных, где особенно увеличиваются доходы руководства и менеджеров.
Для снижения инфляционных
последствий повышения
- повышение заработной платы в бюджетной сфере должно осуществляться дифференцированно в целях стимулирования наиболее производительного и качественного труда, роста профессионализма работающего населения и с учетом состояния госбюджета;
- учитывая неизбежный рост бюджетных расходов на выплату пенсий, целесообразно проанализировать обоснованность некоторых пенсионных привилегий, в частности госслужащих, а также увеличить доходность пенсионных накоплений;
- поскольку неизбежно привлечение мигрантов в связи с уменьшением количества трудоспособных россиян, необходима ориентация миграционной политики на повышение вклада мигрантов в ВВП России с 8–9% до 20%, что важно для производства товаров и услуг и ценовой стабильности;
Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике