Особенности инфляции в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проявления особенностей инфляции в современной российской экономике и выявление оптимальных путей совершенствования антиинфляционной политики в России.
Цель данной работы определяет необходимость решения следующих задач:
Дать понятие инфляции и раскрыть ее причины;
Рассмотреть типы и виды инфляции;
Проанализировать экономические и социальные последствия инфляции;
Изучить динамику развития инфляции в российской экономике и влияющие на нее факторы;
Проследить взаимосвязь инфляции и экономического роста в России;
Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
3
1 Инфляция как макроэкономическая проблема: теоретические аспекты…..
5
1.1 Понятие, показатели и причины инфляции………………………………..
5
1.2 Типы и виды инфляции в современной экономике……………………….
9
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования……………………………………………………………………
12
2 Особенности возникновения и проявления инфляции в российской трансформационной экономике………………………………………………...
17
2.1 Природа, динамика, факторы и механизмы развития инфляции в России…………………………………………………………………………….
17
2.2 Влияние российских инфляционных процессов на экономический рост и поведение экономических субъектов………………………………………...
22
2.3 Регулирование инфляции в России: системный и фундаментальный подходы…………………………………………………………………………...
25
Заключение……………………………………………………………………….
31
Список использованных источников…………………………………………...
33
Приложение А……………………………………………………………………
35

Файлы: 1 файл

Прежде чем говорить о многочисленных лекарствах.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)
  1. Влияние инфляции на платежный баланс

Ухудшение платежного баланса  страны (чистого экспорта, который представляет собой разницу между импортом и экспортом) - это еще одно негативное последствие инфляции. Если в стране с изначально равными объемами импорта и экспорта начинается постепенный постоянный рост цен, то экспорт из этой страны станет сокращаться, а импорт – расти, что приведет к отрицательности платежного баланса. В этих условиях образуется дефицит.

  1. Влияние на экономическую информацию.

Цены - это главный  индикатор рыночной экономики. Ценовая  информация - главная для бизнеса. Недостаточность и нестабильность экономической информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы, и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса. [13]

Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она  подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Производитель  теряет заинтересованность в создании качественных товаров. Ухудшаются условия жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета). Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны в первую очередь быть:

  1. сокращение инфляционного потенциала;
  2. предсказуемость динамики инфляции;
  3. снижение темпов инфляции;
  4. стабилизация цен

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

 Оценивая характер  антиинфляционной политики, можно  выделить в ней два общих  подхода. 

В рамках первого (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Второй подход рекомендуется  сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия).  В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов,  причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными промежутками, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

  1. операции на открытом рынке ценных бумаг;
  2. норма обязательного резервирования;
  3. валютная политика (валютное регулирование);
  4. таргетирование инфляции

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам  борьбы с инфляцией предлагают так  называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей), и, таким образом, уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции. [14]

Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства, и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении. Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной  социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания. [15,16]       

 

2 Особенности возникновения и проявления инфляции в российской трансформационной экономике

2.1 Природа,  динамика, факторы и механизмы  развития инфляции в России

 

Инфляция в Российской Федерации уже давно стала  хронической экономической проблемой. Хотя в РФ темпы обесценения денег находятся в интервале умеренной инфляции, но факт того, что фактическая инфляция выше планируемой, а население воспринимает рост цен как само собой разумеющееся явление, заставляет насторожиться. Инфляция в экономике РФ возникла еще в 1950 –начале 1960-х гг. и была связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких – на все виды сырья. С 1960 по 1988г. стоимость рубля снижалась и составила 40 коп. к уровню 1960 г.

Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были отпущены все цены, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие. С этого момента инфляционный процесс стал неотъемлемой чертой российской денежной системы. К ее основным, по большей части специфическим причинам следует отнести:

          - катастрофический спад производства;

- глубокие структурные диспропорции в экономике, проявляющиеся в преобладании тяжелой промышленности и сложном положении в сельском хозяйстве;

          - быстро растущие цены высокомонополизированных хозяйствующих субъектов (топливно-энергетический комплекс и транспорт);

          - масштабный разрыв хозяйственных связей внутри бывшего СССР и внутри РФ;

          - долларизацию денежного обращения, значительный приток инвалют способствовал росту цен;

          - экономическую и социальную нестабильность;

          -   огромный отток материальных и валютных ресурсов заграницу;

          -   вытеснение импортом отечественных товаров;

          -  огромный внутренний и внешний долг;

          - финансовые противоречия между центром и регионами;

          -либерализацию валютного законодательства, внутреннюю конвертируемость рубля, которые вызвали мощную спекуляцию на валютном рынке и быстрое падение курса рубля. [17]

Пик инфляции в РФ пришелся именно на 1992 г., когда цены за год  выросли в среднем на 2508%. В 1993 г.цены на потребительские товары увеличились  в годовом исчислении на 884%, и  по этому показателю в мире РФ уступала лишь Бразилии (2830%) [18].

Гиперинфляция потребовала  денежные знаки более высокого достоинства  для обеспечения роста цен  денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. руб. В 1994-м и 1995гг. продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

В период с 1992 по 1996 гг. основной задачей стабилизации обстановки в  стране стало погашение инфляционных ожиданий населения и повышение доверия населения к рублю. Это было действительно необходимо, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась:

- 45% – инфляционными ожиданиями;

- 25% – повышением цен на топливо;

- 20% – увеличением совокупной денежной массы;

- 7% – удорожанием сельхозпродукции;

- 3% – прочими факторами.

Благодаря введению валютного  коридора и других мер правительства  по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,8% и в 1997 г. – до 11% «динамика уровня инфляции приведена в виде диаграммы в приложении А». До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что РФ впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, применив дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом дефляция применяется в условиях «перегрева» экономики и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается. [17]

В 2000-2002 гг. темпы инфляции существенно снизились по сравнению с предыдущими двумя годами. Прирост потребительских цен составил 20,2% в 2000 г.,18,6% в 2001 г. и 15,1% в 2002 г. против 36,5% в 1999 г. Снижения уровня инфляции в 2000-2002 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2002 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2002 гг. В 2002 г. Повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции. Следует отметить, что замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения. На инфляцию повышающее давление оказывали также:

- значительный рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий;

- рост издержек на производство, связанный с повышением

оплаты труда и других элементов затрат;

- высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках. [17]

В 2004 г. правительству  не удалось удержать инфляцию на запланированном  уровне в 10%. Причиной тому стал ряд  факторов, в частности кабинету министров не удалось усилить тенденции 2003 г. по росту производительности труда. Также на ситуацию повлияло низкое качество государственного правления и недостаточный уровень развития человеческого капитала [19]. В последующие годы правительству удалось стабилизировать уровень инфляции, хотя ее уровень и остается самым высоким среди стран TOP-10 (Рис.4) [20]

 

 

 

           

             Рис.4  Уровень инфляции в 2008 г. в странах ТОР-10

 

Одним из значимых факторов, повлиявших на темпы инфляции в период с 2004 по 2006 год, стало значительный изменение роста коммунальных тарифов.

В 2007 году уровень инфляции достиг 11,9 %. Основная причина высокой  инфляции – быстрый рост цен (более 12%) на плодоовощную продукцию в июне 2007 года

В 2008 году уровень инфляции достиг отметки 13,3% «факторы роста уровня инфляции приведены в виде таблицы в приложении Б».

В 2009 году уровень инфляции составил 8,8%. Общее замедление инфляции в 2009 году аналитики объясняют последствиями экономического кризиса: снижением платежеспособности населения и, соответственно, спроса. По данным Росстата, данное значения инфляции является историческим минимумом с 1991 года. При этом рост цен на продовольственные товары в декабре 2009 года составил 0,6% (за год - 6,1%), а на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции - 0,3% и 6,9% соответственно. В 2008 году цены на продукты питания выросли на 6,5%, без учета плодоовощной продукции - на 7,5%. Непродовольственные товары в 2009 году дорожали более высокими темпами, чем в 2008 году: 9,7% против 8%. Цены на услуги, наоборот, снизили темпы роста - до 11,6% за 2009 год с 15,9% за 2008 год. [20]

Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике