Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Сущность денежно-кредитной политики
1.2 Основные типы и цели денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
2.1 Направления денежно-кредитной политики Банка России за период 2011-2013 гг.
2.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
3.1 Проблемы и их пути решения в денежно-кредитной политике РФ
3.2 Состояние, перспективы развития денежно-кредитной системы в России
3.3 Прогнозы развития денежно - кредитной системы на 2014-2016 гг.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.15 Кб (Скачать файл)
  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций Банка России.

1. Процентная политика центрального  банка.

Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя  направлениями: как регулирование  займов коммерческим банкам и как  его депозитная политика. Политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетные ставки коммерческих банков зависят от учетной ставки центрального банка, по которой он предоставляет  краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если центральный банк повышает ставку, то коммерческим банкам также приходиться удорожать кредиты, и волна ограничений прокатывается по всей цепочке взаимосвязей. Эта мера может сковывать инфляционный поток, но при этом угнетающе воздействовать на деловую активность. Удешевление кредита ведет, как правило, к дополнительному притоку денег в сферу обращения. Манипулирование базисной ставкой является давним и традиционным рычагом воздействия ЦБ на предложение денег. Однако зависимость здесь не всегда прямая: расширение и удешевление денежных продаж (кредитов) ЦБ отнюдь не означает, что коммерческие банки будут их незамедлительно использовать, - многое зависит от конъюнктуры и прогнозов. Свои коррективы могут внести изменения в скорости обращения денег .

Набеги инфляционных волн, и соответствующее  поведение коммерческих банков побудили ученых исследовать взаимосвязи  между инфляционным процессом и  процентными ставками. Исходный тезис  Ирвинга Фишера гласил: предполагаемый рост инфляции приводит к соответствующему росту процентной ставки, так же как и, наоборот, прогноз снижения инфляции сдерживает рост процентной ставки»; исходя из этого, можно прогнозировать изменение валютного курса .

Изменение валютного курса определяется разницей между уровнями номинальных  процентных ставок стран-партнеров. Более  высокий, чем у партнера темп инфляции, ведет, принимая во внимание фактор ожиданий, к повышению процентной ставки, что, однако, обесценивающе воздействует на стоимость данной национальной валюты при сопоставлении с партнерской. Если также принять во внимание ситуацию на мировом финансовом рынке, то процентная ставка внутри страны, условно говоря, должна равняться процентной ставке за рубежом плюс процент обмена национальной валюты.

2. Операции на открытом рынке.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом  денежно-кредитной регулирования  являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставления ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных  процентных ставок традиционно применяются  операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и  ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает  поддержку банкам, покупая у них  краткосрочные ценные бумаги и векселя  по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования  долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными  государственными обязательствами. Покупка  таких обязательств центральным  банком вызывает повышение их рыночного  курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций  означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы  купонного дохода по облигации к  ее рыночному курсу. Уменьшение фактической  доходности долгосрочных облигаций  приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций  центральным банком на открытом рынке  вызывает падение их курса и повышение  доходности облигаций, а значит и  долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

3. Установление норм обязательных  резервов.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы  коммерческие банки обязаны хранить  в центральном банке. Исторически  так сложилось, что обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечивать коммерческим банкам достаточную ликвидность, а  в случае массового изъятия депозитов  предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым  защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее  время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных  требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый  в целях наиболее быстрой коррекции  денежно-кредитной сферы.

Посредством изменения норматива  резервных средств банк регулирует объемы выдаваемых коммерческими банками  кредитов и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии.

Повышение нормы обязательных резервов не означает, что большая часть  банковских средств «заморожена» на счетах Центрального банка и не может  использоваться коммерческими банками  для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и  денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет  к расширению банковских кредитов и  денежной массы к снижению рыночного  процента.

Впервые данный метод применили  в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования  затрагивает основы банковской системы  и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.

В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен  на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих  субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток  финансовых ресурсов в «теневую»  экономику или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  политики сферы воздействуют на поведение  хозяйствующих субъектов при  помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования  косвенных методов тесно связано  с уровнем развития денежного  рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные  инструменты с постепенным вытеснением  первых вторыми.

Помимо прямых и косвенных различают  общие и селективные методы осуществления  денежно-кредитной политики центральных  банков.

Общие методы являются преимущественно  косвенными и оказывают влияние  не денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение  выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные  методы, центральный банк сохраняет  за собой функции централизованного  перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Итак, основными методами денежно-кредитной  политики являются: учетная и процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Использование  данных методов помогает Центральному банку регулировать денежно-кредитную  сферу и воздействовать на нее  необходимым образом на данном экономическом  этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики

2.1 Сущность и функции  Центрального Банка РФ

Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное  учреждение, наделенное правом выпуска  банкнот, регулирования денежного  обращения, кредита и валютного  курса, хранения официального золотовалютного  резерва. Является банком банков, агентом  правительства при обслуживании госбюджета.

Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и  государственных ценных бумаг, устанавливает  нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его  задача – это проведение государственной  политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации  главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и  курса рубля по отношению к  иностранным валютам; развитие и  укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти. Получение  прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости –  ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации –  проявляется, прежде всего, в том, что  Банк России не входит в структуру  федеральных органов государственной  власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Функции Банка  России:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
  • публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе