Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Введение
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Сущность денежно-кредитной политики
1.2 Основные типы и цели денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
2.1 Направления денежно-кредитной политики Банка России за период 2011-2013 гг.
2.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
3.1 Проблемы и их пути решения в денежно-кредитной политике РФ
3.2 Состояние, перспективы развития денежно-кредитной системы в России
3.3 Прогнозы развития денежно - кредитной системы на 2014-2016 гг.
Заключение
Список использованной литературы
С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.
Для
осуществления эмиссионно-кассового
Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.
В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.
Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2006 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых – 54%, достоинством 100 рублей - 18,5%, 50 рублей – 4,5%, 5 и 10 рублей -1% . ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.).
Реформирование банковского сектора будет
3.3 Прогнозы развития денежно - кредитной системы на 2014-2016 гг.
В рамках процесса перехода к режиму инфляционного таргетирования Банк России продолжит работу по повышению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики – основного канала воздействия Банка России на экономику.
В качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики Банк России будет использовать ключевую ставку. При этом к 1 января 2016 года Банк России скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До указанной даты ставка рефинансирования не будет иметь значения как индикатор денежно-кредитной политики и будет носить справочный характер. Проводя операции по регулированию ликвидности банковского сектора, Банк России будет стремиться к поддержанию однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. При этом основную роль в перераспределении ликвидности между участниками рынка должно играть межбанковское кредитование. Основными инструментами регулирования ликвидности банковского сектора будут оставаться операции Банка России на аукционной основе на срок 1 неделя, ставка по которым является ключевой ставкой Банка России. По оценкам Банка России, в предстоящий трехлетний период сохранится высокая потребность кредитных организаций в получении ликвидности в Банке России, и основным инструментом регулирования банковской ликвидности продолжат выступать операции рефинансирования, а именно аукционы РЕПО на срок 1 неделя. В случае возникновения избытка ликвидности (в том числе временного) роль основного инструмента будут выполнять депозитные аукционы на аналогичный срок. При определении максимальных объемов предоставления (изъятия) средств с помощью указанных операций Банк России будет исходить из прогноза ликвидности банковского сектора, стремясь к удовлетворению потребности кредитных организаций в средствах для выполнения резервных требований и осуществления платежных операций.
В целях создания условий для более активного перераспределения средств на межбанковском рынке и повышения эффективности управления собственной ликвидностью кредитными организациями начиная с 1 февраля 2014 года Банк России прекратит проведение на ежедневной основе аукционов РЕПО на срок 1 день и будет использовать операции РЕПО на аукционной основе на сроки от 1 до 6 дней в качестве инструмента «тонкой настройки». Возможно проведение операций и с несколько более длительными сроками в периоды праздников. В случае возникновения необходимости компенсации эффектов резких изменений уровня ликвидности банковского сектора вследствие действия автономных факторов или изменений спроса кредитных организаций на ликвидность Банк России будет оперативно принимать решение о проведении указанных операций.
Нахождение ставок денежного рынка внутри процентного коридора Банка России будет обеспечиваться с помощью инструментов постоянного действия на срок 1 день: операций рефинансирования под разные виды обеспечения (ценные бумаги, права требования по кредитным договорам, векселя, поручительства, золото, иностранная валюта) и депозитных операций. Процентные ставки по данным операциям будут задавать соответственно верхнюю и нижнюю границы процентного коридора. С 1 февраля 2014 года Банк России приостановит проведение всех операций постоянного действия на сроки свыше 1 дня.
В дополнение к основным
операциям регулирования
В качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности банковского сектора Банк России может использовать покупки или продажи активов – ценных бумаг, золота, иностранной валюты.
Банк России также рассмотрит возможность введения иных операций по предоставлению ликвидности («линий ликвидности») в целях создания условий для выполнения банковским сектором нормативов краткосрочной ликвидности в соответствии с требованиями Базеля III. Одним из приоритетных направлений развития системы инструментов Банка России является повышение степени взаимной согласованности параметров проведения отдельных операций денежно-кредитной политики, работы платежной системы и финансовых рынков. Банк России рассмотрит возможность перехода к проведению единого аукциона по операциям рефинансирования на аналогичные сроки с использованием различных видов активов. Продолжится работа над созданием единого пула обеспечения, в который будут входить такие активы, как ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России, векселя, права требования по кредитным договорам, а также драгоценные металлы и иные виды активов.
С учетом необходимости обеспечения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций планируется дальнейшее расширение списка активов, которые могут выступать в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности. В то же время будет учитываться необходимость ограничения уровня рисков, принимаемых Банком России.
Учитывая роль резервных требований как инструмента управления ликвидностью банковского сектора, Банк России продолжит развитие и усовершенствование механизма их применения. Увеличение коэффициента усреднения обязательных резервов в будущем рассматривается как одна из мер, направленных на улучшение возможностей кредитных организаций по эффективному управлению ликвидными средствами, что будет способствовать созданию условий для снижения волатильности процентных ставок на межбанковском рынке. В целях минимизации воздействия бюджетных операций на состояние ликвидности банковского сектора Банк России и в дальнейшем будет сотрудничать с Минфином России и Федеральным казначейством в области совершенствования технологии управления остатками средств на бюджетных счетах в Банке России. Проведение на валютном рынке операций, связанных с пополнением или расходованием средств суверенных фондов, позволит сгладить влияние возникающих при этом денежных потоков на банковскую ликвидность. В рамках своейкомпетенции Банк России также будет содействовать введению механизма таргетирования остатка средств на едином счете Федерального казначейства в Банке России.
Банк России будет придавать большое значение разъяснению участникам финансового рынка действующей операционной процедуры, а также особенностей применения инструментов денежно-кредитной политики. Повышение уровня понимания и доверия к проводимой политике, а также снижение неопределенности относительно действий центрального банка будет способствовать формированию стабильных ожиданий относительно процентных ставок межбанковского рынка, уменьшению их волатильности, а также улучшению переноса изменений в уровне ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что является важнейшим элементом трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что
перед Центральным банком России стоит
грандиозная задача восстановления и
оптимизации банковской системы, проведение
денежно-кредитной политики, исключительная
важность которой в настоящее время обусловлена
инфляционными проблемами. Но не стоит
забывать, что денежно-кредитная политика
эффективна лишь в сочетании с другими
составляющими единой финансовой политики
государства и не способна обеспечить
долгосрочный эффект экономического роста.
Долгосрочного эффекта можно достичь
лишь с помощью эффективной инвестиционной
политики, для которой требуется создание
комплекса благоприятных условий в краткосрочный
период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная
и фискальная политика государства.
В данной курсовой работе проведена попытка
последовательного анализа деятельности
ЦБ России в направлении осуществления
денежно-кредитного регулирования. Не
претендуя на полноту (учитывая обширность
вопроса), приведенного анализа по традиционным
методам осуществления денежно-кредитного
регулировании, и как следствие - изменений
в экономике страны в общем, вышеизложенный
материал позволяет выделить основные,
характерные моменты текущего периода
в рамках рассматриваемого вопроса: высокая
степень взаимосвязи динамики по механизмам
осуществления денежно-кредитного регулирования
и динамики процессов в экономике РФ позволяет
говорить об увеличивающейся действенностью
мер принимаемых ЦБ в данной области; следует
отметить более решительный переход в
политике Банка России от административно-командных
к рыночным методам регулирования; сочетание
мер принимаемые ЦБ в области валютной
политики и в области дисконтной политики
по национальной валюте позволили добиться
определенных успехов в процессе обеспечения
устойчивости рубля, повышения размеров
золотовалютных резервов; сложившаяся
динамика макроэкономических показателей
свидетельствует об адекватности денежно-кредитной
политики, способствующей достижению
запланированного уровня инфляции при
наиболее полной реализации потенциала
экономического роста. Однако, следует
отметить, что на фоне неопределенности
ситуации на внешнем рынке с ценами на
нефть и с реструктуризацией внешнего
долга России дальнейшая динамика событий
в этих областях, судя по всему, будет в
будущем, определять действия Банка России
в области денежно-кредитного регулирования,
и накладывать определенные ограничения
в выборе им тех или иных механизмов действия.
В рамках поставленной цели были поставлены
и решены следующие задачи: 1. рассмотрены
общие концепции денежно-кредитной политики
в России, в частности основная роль Центрального
Банка Российской Федерации; 2. проанализировано
текущее состояние денежно-кредитного
регулирования в России; 3. изучены перспективы
развития денежно-кредитной политики
в России.
Список использованной литературы
Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе