Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Введение
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Сущность денежно-кредитной политики
1.2 Основные типы и цели денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
2.1 Направления денежно-кредитной политики Банка России за период 2011-2013 гг.
2.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
3.1 Проблемы и их пути решения в денежно-кредитной политике РФ
3.2 Состояние, перспективы развития денежно-кредитной системы в России
3.3 Прогнозы развития денежно - кредитной системы на 2014-2016 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует
Министерство финансов РФ по вопросам
графика выпуска государственных
ценных бумаг и погашения
государственного долга с учетом
их воздействия на состояние
банковской системы и приоритетов
единой государственной денежно-
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России за период 2011-2013 гг.
Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. Приложение 1
2.2 Основные инструменты денежно-
В статьях 35-44 главы VII
"Денежно-кредитная политика" Федерального
закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» , что основными
инструментами и методами денежно-кредитной
политики Банка России являются:
Статья 35. Основными инструментами и методами
денежно-кредитной политики Банка России
являются:
1) процентные ставки по операциям Банка
России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых
в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной
массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России
регулирует общий объем выдаваемых им
кредитов в соответствии с принятыми ориентирами
единой государственной денежно-кредитной
политики. Он может устанавливать одну
или несколько процентных ставок по различным
видам операций или проводить процентную
политику без фиксации процентной ставки.
Процентные ставки Банка России представляют
собой минимальные ставки, по которым
Банк России осуществляет свои операции.
Банк России использует процентную политику
для воздействия на рыночные процентные
ставки в целях укрепления рубля.
"Размер
обязательных резервов в процентном отношении
к обязательствам кредитной организации
(норматив обязательных резервов), а также
порядок депонирования обязательных
резервов в Банке России устанавливаются
Советом директоров. (Статьи 36-37 Федерального
закона).
Нормативы обязательных резервов не
могут превышать 20 процентов обязательств
кредитной организации и могут быть дифференцированными
для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут
быть единовременно изменены более чем
на пять пунктов.
При
нарушении нормативов обязательных резервов
Банк России имеет право списать в бесспорном
порядке с корреспондентского счета кредитной
организации, открытого в Банке России,
сумму недовнесенных средств, а также
взыскать с кредитной организации в судебном
порядке штраф в размере, установленном
Банком России. Указанный штраф не может
превышать сумму, исчисленную исходя из
двойной ставки рефинансирования Банка
России, действовавшей на момент принятия
судом соответствующего решения.
На
обязательные резервы, депонируемые кредитной
организацией в Банке России, взыскания
не обращаются.
После отзыва у кредитной организации
лицензии на осуществление банковских
операций обязательные резервы, депонируемые
кредитной организацией в Банке России,
перечисляются на счет ликвидационной
комиссии (ликвидатора) или конкурсного
управляющего и используются в порядке,
установленном федеральными законами
и издаваемыми в соответствии с ними нормативными
актами Банка России.
При реорганизации кредитной организации
порядок переоформления ее обязательных
резервов, ранее депонированных в Банке
России, устанавливается в соответствии
с нормативными актами Банка России".
(Статья 38 Федерального закона).
В ст. 39 Федерального
закона говорится, что под операциями
на открытом рынке понимаются купля-продажа
Банком России казначейских векселей,
государственных облигаций, прочих государственных
ценных бумаг, облигаций Банка России,
а также краткосрочные операции с указанными
ценными бумагами с совершением позднее
обратной сделки.
В ст. 40 сказано,
что "под рефинансированием понимается
кредитование Банком России кредитных
организаций.
Формы, порядок и условия рефинансирования
устанавливаются Банком России".
В ст. 41
приводится понятие валютной интервенции
Банка России. Под валютными интервенциями
понимается купля-продажа Банком России
иностранной валюты на валютном рынке
в целях воздействия на курс рубля и на
суммарный спрос и предложение денег.
В ст. 42 сказано,
что "Банк России может устанавливать
ориентиры роста одного или нескольких
показателей денежной массы, исходя из
основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики".
Банк России
вправе устанавливать прямые количественные
ограничения. Это означает установление
лимитов на рефинансирование кредитных
организаций и проведение кредитными
организациями отдельных банковских операций.
При этом он вправе применять прямые количественные
ограничения, в равной степени, касающиеся
всех кредитных организаций, в исключительных
случаях в целях проведения единой государственной
денежно-кредитной политики только после
консультаций с Правительством Российской
Федерации. (Статья 43 Федерального закона).
Статья 44 Федерального закона предоставляет
право Банку России выпускать свои облигации.
В ней говорится, что "Банк России в
целях реализации денежно-кредитной политики
может от своего имени осуществлять эмиссию
облигаций, размещаемых и обращаемых среди
кредитных организаций.
Предельный размер общей номинальной
стоимости облигаций Банка России всех
выпусков, не погашенных на дату принятия
Советом директоров решения об утверждении
решения о выпуске (дополнительном выпуске)
облигаций Банка России, устанавливается
как разница между максимально возможной
суммой обязательных резервов кредитных
организаций и суммой обязательных резервов
кредитных организаций, определенной
исходя из действующего норматива обязательных
резервов".
Для того
чтобы денежно-кредитная политика была
эффективной, необходимо в процессе ее
разработки и реализации учесть множество
разнообразных социально-экономических,
политических, государственно-правовых,
международных, психологических и других
общественных факторов, которые детерминируют
процессы развития или, наоборот, спада
в функционировании денежной и кредитной
систем.
По существующей
мировой практике и проекты, и результаты
регулирующей деятельности центрального
банка должны своевременно и систематически
публиковаться, с тем, чтобы политика правительства
и центрального банка была прозрачной
и предсказуемой. Как уже отмечалось, открытость
- непременный атрибут формирования гражданского
общества, в том числе и применительно
к его взаимоотношениям с центральным
банком.
В России принята
практика ежегодного опубликования "Основных
направлений единой государственной денежно-кредитной
политики".
Достижение целей денежно-кредитной политики
требует значительных интеллектуальных
и организационных усилий со стороны Банка
России.
Главное, состоит в том, чтобы по каждому
такому документу анализировались причины
недостаточного выполнения поставленных
задач. Причем суть вопроса в необходимости
анализа недостатков и в своевременном
изменении денежно-кредитной политики,
в ее гибкости.
Согласно Конституции Российской Федерации
(ст. 75, п. 2) и Федеральному закону "О Центральном
банке Российской Федерации" (ст. 4) главной
функцией Центрального банка страны являются
защита и обеспечение устойчивости национальной
денежной единицы - российского рубля.
Поэтому в Основных направлениях формулируются
цели денежно-кредитной политики и определяются
основные меры, направленные на поддержание
стабильности внутренних цен и валютного
курса российского рубля, а также устанавливаются
количественные ориентиры основных макроэкономических
пропорций. Все это должно делать политику
Банка России более прозрачной, служить
повышению доверия к экономической политике
государства, что, в свою очередь, является
важным условием формирования в обществе
устойчиво низких инфляционных ожиданий.
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной
политики их пути решения
Денежно-кредитная политика, проводимая
ЦБ РФ на протяжении многих лет, отражает
поверхностно и не конкретно основные
тезисы о росте инфляции и валютной политике.
При этом целевые показатели не всегда
точные и вопрос реализации задуманных
целей весьма сомнителен по многим аспектам.
Проблемы реализации денежно-кредитной
политики:
Например, относительно планирования и управления некоторыми монетарными агрегатами, или непосредственного таргетирования инфляции, что позволило бы общественности – когда намерения должным образом до нее донесены – составить представление, отвечают ли фактические решения ЦБ РФ, заявленным целям его политики.
Любые
другие цели, такие, как обеспечение стабильности
внешней стоимости национальной валюты,
стабильности банковской системы, поддержка
экономической политики правительства,
следует рассматривать только в случае,
если их выполнение не ставит под угрозу
достижение первичной.
Данные
проблемы денежно-кредитной политики
связаны с ростом независимости ЦБ РФ,
которую можно определить, прежде всего,
как законодательно закрепленную институциональную
способность осуществлять монетарную
политику независимо от директив, инструкций
и других форм вмешательства со стороны
правительства.
Пути решения проблем реализации денежно-кредитной
политики:
При этом ЦБ РФ имеет меньше стимулов для
генерирования инфляции, чем правительство.
Независимость ЦБ РФ также увеличивает
возможности для предотвращения эффекта
«фискального доминирования монетарной
политики» (когда за счет более высокой
инфляции увеличивается платежеспособность
правительства), что возлагает на правительство
большую фискальную ответственность.
Во-первых,
существует негативная корреляция (обратная
зависимость) между НЦБ и инфляцией на
долгосрочных промежутках времени. Т.е.
низкие уровни инфляции с большей долей
вероятности будут наблюдаться в странах
с независимым центральным банком, чем
в странах, где ЦБ РФ является объектом
жесткого контроля со стороны государства.
Во-вторых, существует негативная корреляция
между ЦБ РФ и уровнем бюджетного дефицита
(в % ВВП) в долгосрочной перспективе. Т.е.
страны с независимым ЦБ РФ имеют, как
правило, меньший уровень бюджетного дефицита.
В-третьих, не наблюдается корреляции
между независимым статусом ЦБ и динамикой
экономического роста. Иными словами,
производство и занятость в средней и
долгосрочной перспективе не сокращаются
в результате предоставления большей
независимости ЦБ РФ.
Основные
доводы против наделения ЦБ РФ большей
автономией основаны скорее на политических,
нежели на экономических аргументах. Один
из них – тезис о недемократичности наделения
группы служащих, которые не являются
прямыми народными избранниками, исключительным
правом принятия решений относительно
величины процентной ставки, обменного
курса, вопросов регулирования финансовой
системы и т.д.
В этой
связи необходимо различать понятие «независимость»
и «подотчетность» ЦБ РФ. Даже центральные
банки, имеющие наиболее независимый статус,
являются в той или иной форме подотчетными
перед законодательной ветвью власти,
которая, в свою очередь, имеет право изменять
законодательство, регулирующее деятельность
ЦБ РФ.
Другой аргумент
«против» состоит в том, что ЦБ РФ будет
препятствовать эффективной координации
фискальной и монетарной политики. На
самом же деле ЦБ РФ, основной задачей
которого является контроль над инфляцией,
будет способствовать достижению фискальной
стабильности и экономического роста
в долгосрочной перспективе.
В общем виде, независимость ЦБ РФ можно
определить, как его законодательно закрепленную
институциональную способность осуществлять
монетарную политику независимо от директив,
инструкций и других форм вмешательства
со стороны правительства, отраслевых
лобби и других групп интересов.
Подотчетность является естественным
дополнением независимости ЦБ РФ. Она
означает, что ЦБ РФ несет ответственность
за достижение поставленных перед ним
целей. Обеспечение прозрачности означает
открытость процесса принятия внутренних
решений, разъяснение того, как с помощью
различных инструментов монетарной политики
ЦБ РФ выполняет свои задачи.
Таким образом,
развитие денежно-кредитной политики
России очень противоречиво и проблемно.
Еще нужно сделать очень многое для дальнейшего
развития и поддержания на должном уровне
денежно-кредитной политики. Приложение
2
3.2 Состояние, перспективы развития денежно-кредитной системы в России
Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:
- официальной денежной
единицей в нашей стране
- соотношение между рублем
и золотом Законом не
- исключительным правом
эмиссии наличных денег,
- видами денег, имеющими
законную платежную силу, являются
банкноты и металлическая
- образцы банкнот и
монет утверждаются Банком
- на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление признаков
платежеспособности денежных
- определение порядка ведения кассовых операций.
Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе