Особенности мирового рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть сущность, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- определить сущность международной торговли услугами;
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- изучить особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………..5
1.1 Сущность международной торговли услугами……………………………..5
1.2 Виды международных услуг и сферы их реализации………………………8
1.3 Структура и динамика международной торговли услугами……………...14
2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях……………………………………………………………………...24
2.1 Регулирование международной торговли услугами………………………24
2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами………………………………………………………………………….28
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………..48
3.1 Особенности развития международной торговли услугами в России….48
3.2 Соглашение ЕС и России об услугах……………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...56

Файлы: 1 файл

курсовая услуги.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Состав и структура  мирового рынка услуг…………………..5

1.1 Сущность международной торговли услугами……………………………..5

1.2 Виды международных  услуг и сферы их реализации………………………8            

1.3 Структура и динамика международной торговли услугами……………...14

2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях……………………………………………………………………...24

2.1 Регулирование международной торговли услугами………………………24

2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами………………………………………………………………………….28

3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………..48

3.1 Особенности развития  международной торговли услугами  в  России….48

3.2 Соглашение ЕС и  России об услугах……………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...54

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы все  острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Ускорение развития сферы  услуг для воздействия на экономический  рост - главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения  роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

На развитие сферы  услуг большое влияние оказывает  научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические  барьеры в передаче некоторых  услуг, что открывает для них  мировой рынок.

Итак, можно сказать, что  на протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому  эта тема приобретает сегодня  такую актуальность.

Цель исследования –  рассмотреть сущность, структуру и значение международной торговли услугами.

Задачами данной работы являются:

-   определить сущность  международной торговли услугами;

- рассмотреть структуру  и динамику международной торговли  услугами;

- рассмотреть регулирование  международных торговых услуг на международном уровне;

- проанализировать современные  тенденции развития международной  торговли услугами;

- изучить особенности развития сферы услуг России;

- сделать выводы о  проделанной работе.

Объектом исследования является международная торговля услугами.

Предмет исследования - развитие международной торговли услугами в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состав  и структура мирового рынка  услуг

 

          1.1 Сущность международной торговли услугами

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей  силы существует и взаимодействует  с ними мировой рынок услуг. Специфическая  особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости. 

Причины длительного  игнорирования услуг в контексте  изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических операций. Крайней неопределенностью отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе этим термином обозначают хозяйственную деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают по месту и времени с производством и не могут накапливаться и храниться. То есть к "услугам" практически относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие вещную форму. Любопытно в этой связи весьма образное определение, данное журналом "Экономист" и протиражированное во многих изданиях: «Международный рынок услуг - это купля-продажа услуг на мировом рынке».

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в  полезном эффекте, способном удовлетворить  ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.

Понятие «услуга» имеет широкий  спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Отличия услуг от товаров  в материальной форме в том, что:

- во-первых, они невидимы;

- во-вторых, не поддаются хранению;

- в-третьих, производство и потребление  услуг, как правило, совпадают  по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности  международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей  товарами.

Существует два вида услуг:

- услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);

- услуги, не связанные  с материальными продуктами. Их  действие направлено на человека  или на условия, в которых  он находится, их производство  неотделимо от потребления (нематериальные).

- специфической отраслью  услуг является международный  туризм.

К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся.:

- регулирование внутри  страны соответствующими положениями  законодательства;

- отсутствие или наличие  факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;

- услуги не хранятся, они производятся и одновременно  потребляются;

- производство и реализация  услуг находятся под большей  государственной защитой (в большинстве  стран находятся в полной или  частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;

- международная торговля  услугами оказывает большое воздействие  на торговлю товарами;

- не все виды услуг  в отличие от товаров могут  быть предметом торговли (услуги  для личного потребления).

Основными формами услуг  для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и  объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи  лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.

Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно  связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.

Выделяют следующие  особенности услуг как предмета торговли:

- отсутствие овеществленной  формы (некоторые из услуг приобретают  материальную форму в виде  компьютерных программ на магнитных  носителях, кинолент, различной документации  и т. д.);

- наличие всех признаков  товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);

- услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного  направления;

- неоднородны или изменчивы  по качеству;

- производятся и потребляются  одновременно;

- при экспорте-импорте не проходят  таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;

- не все виды пригодны для  вовлечения во внешнеторговые  оборот (коммунальные услуги и  т.п.);

- имеют тесную связь с рынком  рабочей силы;

 

- ассортимент услуг, предлагаемых  на мировых рынках, меньше их  ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

- имеют специфическую нормативно-правовую  базу своегс регулирования как  на национальном, так и на международном  уровне.     Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный  оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения).

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться  государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи  труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения. Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы. Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.

Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.

 

 1.2 Виды международных услуг и сферы их реализации.    

 Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с процессом их производства, поскольку сам процесс производства услуг подразумевает участие обеих сторон - резидента и нерезидента.

Основные виды международных  услуг включают: транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, лизинговые вознаграждения, прочие деловые услуги, услуги физическим лицам и услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, государственные услуги и прочие виды услуг не вошедшие в перечисленные.

Транспортные услуги охватывают грузовые перевозки товаров, осуществляемые всеми видами транспорта, а также международные перевозки  пассажиров. К этим услугам относятся  все виды транспортного обслуживания (морским, воздушным и прочими  видами транспорта, в том числе транспортировка по суше, внутренним водам, в космическом пространстве и по трубопроводам), осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Такие услуги включают пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренду транспортных средств вместе с командой, а также связанные с этим общие и вспомогательные услуги.

Поездки (туризм) как компонент  платежного баланса отличаются от других составляющих международной торговли услугами тем, что этот вид деятельности ориентирован на спрос. Туристические услуги включают в себя товары и услуги (в том числе, связанные с образованием и здравоохранением), приобретаемые приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на территории данной страны. К этой категории относятся: услуги туристических компаний, туристических агентов, экскурсионных бюро; услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов; услуги по обеспечению питания туристов; услуги в области медицины и прочие.

Услуги связи охватывают две основные категории международных  операций в области связи, которые  совершаются между резидентами  данной страны и экономическими единицами  других стран:

1. Услуги в области  коммуникаций, включающие передачу звуковой информации, изображений и других информационных потоков с помощью телефона, телекса, телеграфа, радиовещания, электронной почты, спутниковой и факсимильной связи и т.д., а также обслуживание коммерческих информационных каналов, проведение конференций с помощью телесвязи и оказание сопутствующих услуг.

2. Почтовое обслуживание  и служба курьерской связи,  куда включается сбор, транспортировка  и доставка писем, газет, периодических  изданий, посылок и бандеролей, осуществляемые национальной почтовой службой и другими предприятиями почтовой связи; а также услуги почтовых отделений.

Строительные услуги включают сооружение строительных объектов и монтаж оборудования, выполняемые  работниками предприятия на временной  основе за пределами экономической территории, на которой оно находится.

Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого  страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров (и наоборот). К таким услугам относится  страхование внешнеторговых грузов (то есть страхование экспортных и импортных товаров во время их транспортировки), страхование жизни, включая пенсии, от несчастных случаев и аварий, медицинское страхование, страхование гражданской ответственности и т.д., а также перестрахование и комиссионные платежи страховым агентам.

Информация о работе Особенности мирового рынка услуг