Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:47, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть сущность, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- определить сущность международной торговли услугами;
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- изучить особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………..5
1.1 Сущность международной торговли услугами……………………………..5
1.2 Виды международных услуг и сферы их реализации………………………8
1.3 Структура и динамика международной торговли услугами……………...14
2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях……………………………………………………………………...24
2.1 Регулирование международной торговли услугами………………………24
2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами………………………………………………………………………….28
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………..48
3.1 Особенности развития международной торговли услугами в России….48
3.2 Соглашение ЕС и России об услугах……………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...56
В международной лицензионной торговле важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Особенно велика роль внутрифирменной лицензионной торговли в США (свыше 75% экспортных поступлений по лицензионным соглашениям промышленных компаний).
Ведущие отрасли лицензионной
торговли – электротехника и электроника,
общее машиностроение, химия и
нефтехимия, транспортное машиностроение,
текстильная и пищевая
Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности.
Инжиниринг — это инженерно-консультационные услуги, обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.
Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.
Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специализированными инженерно-консультационными (инжиниринговыми) фирмами, а также международными и транснациональными промышленными и строительными компаниями.
Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Инжиниринговые фирмы часто выступают в роли генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Они подписывают с заказчиками контракты на сооружение промышленных и иных объектов, разрабатывают проекты, заключают контракты с субпоставщиками оборудования и материалов, привлекают, будучи генеральными подрядчиками, к выполнению работ строительные и монтажные субподрядные фирмы, неся полную ответственность за выполнение обязательств по контрактам с заказчиком и сдавая объект на условиях „под ключ“.
В последние годы крупные инжиниринговые фирмы стали выступать лидерами консорциумов, объединяющих на основе солидарной ответственности поставщиков оборудования и производителей работ. В этих случаях они принимают на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.
Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах — нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок — африканский (главным образом, Северная Африка). В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Европы и Азии. Началось проникновение западных инжиниринговых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.
Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке — Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии — Великобритании и Японии; в Африке — Франции и Великобритании; в Латинской Америке — Канады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран.
Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.
Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея — в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристических, Сингапур — финансовых и др.
Доля стран с переходной экономикой в мировом вывозе услуг невелика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В частности, Россия в 2003 г. по импорту услуг находилась на 18-м месте в мире. В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены прежде всего на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса.
За период с 1950 по 1978 г. Япония приобрела (главным образом в США и Западной Европе) около 26 тыс. иностранных лицензий и патентов на общую сумму около 7 млрд. дол. Общий же выигрыш Японии от импортных лицензионных соглашений только с 1950–1951 по 1968–1969 финансовых г. составил 70 млрд. дол.
В ГАТС предусмотрены четыре способа предоставления услуг: трансграничная поставка; потребление за рубежом; коммерческое присутствие; перемещение физических лиц.
Различные виды поставки услуг отличаются друг от друга по двум главным признакам:
- во-первых, место нахождения поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги;
- во-вторых, гражданство или место регистрации лиц, потребляющих или поставляющих услуги (первое касается физического лица, второе – юридического лица).
Оба эти критерия, взятые вместе, позволяют достаточно точно определить, каким способом предоставляется услуга. С практической точки зрения четкое определение способа поставки услуги важно потому, что большинство барьеров, тормозящих торговлю услугами, а также методы по их устранению носят конкретный характер и обычно четко привязаны к одному из четырех способов ее поставки.
Указанные выше критерии обозначены в «Руководстве по статистике международной торговли услугами», разработанном совместно шестью международными организациями (Статистическая комиссия ООН, ЕЭК ООН, ОЭСР, Международный валютный фонд, ЮНКТАД, Всемирная торговая организация).
Рассмотрим современные
особенности международной
1. Трансграничная поставка – с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО – т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например, предоставление юридических консультаций из-за границы посредством связи (телефон, факс, и т.д.) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.
2. Потребление за рубежом – на территории одного члена ВТО потребителю услуг любого другого члена ВТО – т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например, выезд за границу на учебу или для лечения.
3. Коммерческое присутствие в стране предоставления услуг – поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО – т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.
4. Присутствие физических
лиц, предоставляющих услугу –
поставщиком услуг одного
Все четыре способа поставок - трансграничная торговля, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц – взаимозависимы. Развитие торговли по каналам одного способа поставок часто приводит к расширению торговли и с помощью других способов поставок. Более того, взаимозависимость способов поставок требует из комбинированного использования для получения эффективного доступа на рынки. Для этого необходима либерализация режимов по всем факторам производства (рабочая сила, капитал, информация и технология). Применение дохода, основанного на классификации способов поставок, обеспечило странам в рамках ГАТС гибкость в либерализации режима, которая позволяет продвинуться дальше по какому-то одному способу поставки (например, по коммерческому присутствию). Это позволяет им также находить компромиссные варианты между либерализацией режимов по различным способам поставок услуг.
Главными препятствиями на пути развития международной торговли услугами являются рестрикционная политика правительств, а также сам характер услуги как товара, ее неотделимость от производителя. Так как оказание услуг за рубежом связано с перемещением людей, национальные правительства, по-видимому, всегда будут регламентировать этот процесс с помощью иммиграционной, визовой и таможенной политики.
Очень часто препятствиями на пути экспорта услуг также становятся языковые барьеры и межкультурные противоречия.
По мнению Samiee (1999), развитие международной торговли товарами наталкивается на следующие ограничения:
- недостаток полной и надежной информации о многих секторах услуг;
- протекционизм правительств по отношению к национальным производителям услуг;
- вовлечение наиболее
забюрократизированных
- ограничения на свободу
информационных потоков и
- отсутствие согласованных правил бухгалтерского учета по отношению к «невидимым» активам.
Рассматривая вопрос о политике национальных правительств в отношении экспорта и импорта услуг, Lovelock (1999) перечисляет следующие ограничительные меры:
- ограничения на собственность
нерезидентов. Даже США, наиболее
либерально относящиеся к
- протекционизм по
отношению к национальным
- ограничения, накладываемые
местным трудовым
- неравноправное положение национальных и иностранных налогоплательщиков, ставящее импортера услуг в невыгодное или прямо убыточное положение;
- лицензирование некоторых
видов услуг на национальном
рынке ставит потенциальных
- контроль печатной продукции и местная цензура, существующие на местном рынке в силу политических или социальных условий, распространяются также и на нерезидентов;
- деятельность групп влияния, лоббирующих интересы местных производителей;
- деятельность политических партий и групп, предотвращающих проявления засилья иностранной культуры.
Согласно замечанию одного из ведущих специалистов в области управления М. Портера, в настоящее время «очень мало известно о развитии международной конкуренции в сфере услуг» (Porter, 1990, p.240). Статистическая информация, предоставляемая о международном обмене услугами, крайне скудна. Например, в ежегодных отчетах ВТО сфера услуг подразделяется только на 3 сектора: услуги транспортировки товаров, услуги международных пассажирских перевозок и прочие услуги. К числу прочих относят коммуникации, строительство, страхование, финансы, информационные, лицензионные платежи и прочие услуги. Источником информации для ВТО являются платежные балансы.
Для того, чтобы получить более полную картину рассматриваемого явления, значительный интерес представляет информация об услугах, оказываемых зарубежными филиалами в принимающих странах. По оценкам, приведенным на состоявшемся в феврале 2002 г. в Женеве специальном симпозиуме ВТО, посвященном GATS, суммарный объем предоставления услуг филиалами в принимающих странах на треть превосходит общий объем мировой торговли услугами.
Одним из первых результатов
работы GATS стало повышенное внимание
к разработке статистической базы.
Специально созданной группой экспертов по