Особенности мирового рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть сущность, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- определить сущность международной торговли услугами;
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- изучить особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………..5
1.1 Сущность международной торговли услугами……………………………..5
1.2 Виды международных услуг и сферы их реализации………………………8
1.3 Структура и динамика международной торговли услугами……………...14
2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях……………………………………………………………………...24
2.1 Регулирование международной торговли услугами………………………24
2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами………………………………………………………………………….28
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………..48
3.1 Особенности развития международной торговли услугами в России….48
3.2 Соглашение ЕС и России об услугах……………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...56

Файлы: 1 файл

курсовая услуги.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

В последние два десятилетия  на мировой рынке услуг четко  проявились следующие тенденции  в развитии его отдельных сегментов:

- снизилась доля фрахта  и других транспортных услуг (с 42,0% в 1990 году до 21,9% в 2000 году), что связано с уменьшение удельного веса сырья в международной торговле;

- увеличилась доля  туризма в экспорте услуг, что  обусловлено ростом доходов населения,  совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 28,0% до 43,2% в 1990-2006 гг.);

- по темпам абсолютного  роста и по значимости в  общем объеме мирового экспорта  услуг основным (44,7%) и наиболее  динамично развивающимся стал  сегмент «особые частные услуги»,  куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

- произошло сокращение  доли официальных и правительственных  услуг.

Объем мирового экспорта услуг оценивался в 2006 г. в 1387 млрд. долл., что составляло 19,9% всей международной торговли товарами и услугами (364 млрд. и 15,8% в 1990 г.).

 

Таблица 1.

Динамика мирового экспорта товаров и услуг (млрд. долл.)

1990 г.

2006 г.

Экспорт товаров

1900,8

5397,3

Экспорт услуг

363,5

1387,7

Экспорт услуг по отношению  к экспорту товаров и услуг (в %)

15,8

19,5


 

Наименьший показатель удельного  веса экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг был  зафиксирован для стран с низким уровнем доходов - в среднем 13,3% в 1998 г., тогда как в странах со средним уровнем доходов он составлял 18,0% и достигал 20,5% в государствах с высокими доходами и развитой национальной сферой услуг.

Надо сказать, что наиболее существенное влияние на динамику экономического развития экспорт услуг оказывал в странах со средним уровнем доходов, обеспечивая в 2006 г. 5,5% их суммарного ВВП и 9% всей добавленной стоимости, созданной в сфере услуг (в странах с высокими доходами - 5% и 7,8% соответственно). Несмотря на слаборазвитый и в целом малоэффективный сектор услуг в странах с низким уровнем доходов показатели экспортной ориентации последнего находились на среднемировом уровне - 8%, отражая широкие возможности коммерческой деятельности на рынке услуг, прежде всего в сфере международного туризма.

Факторами, обусловившими интенсивное  развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:

- НТП, способствовавший росту  производства услуг, появлению  их новых видов и расширению  сфер их применения;

- длительный экономический подъем  в большинстве стран мира, сопровождавшийся  ростом деловой активности, производительности  труда, уровня благосостояния народа;

- увеличение доли услуг в  структуре ВВП во многих странах  мира;

- развитие международной торговли  товарами и технологиями, миграция  капиталов.

Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей  ассиметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основные экспортерами и импортерами услуг. В 2003 году доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США – 19,5%, Японии – 4,4%.

Таким образом, в мировой торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте и импорте достиг в 2003 г. 80,6% (в 1980 г. - 81,9%) и 80,8% (70,6%) соответственно. Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.

 

Таблица 2.

Показатели отдельных  стран в мировом экспорте товаров  и услуг, (в %)

Страны

Экспорт товаров

Экспорт услуг

1990 г.

2006 г.

1990 г.

2006 г.

Всего (мир в целом)

100,0

100,0

100,0

100,0

США

11,8

12,5

10,5

18,2

Канада

3,6

4,0

2,0

2,3

Япония

6,7

6,9

5,2

4,7

Германия

10,1

10,1

7,1

6,5

Франция

5,8

5,6

11,6

6,4

Великобритания

5,8

5,8

9,4

7,4

Италия

4,1

4,5

5,2

5,1

Нидерланды

3,9

3,2

4,6

3,9

Китай

...

3,4

...

1,8

Респ. Корея

0,9

2,4

0,7

1,8

Мексика

0,9

2,2

1,2

0,9

Индия

0,4

0,6

0,8

0,8

Малайзия

0,7

1,3

0,3

0,8

Таиланд

0,3

1,0

0,4

1,0

Россия

...

1,4

...

1,0


 

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.

Возросла доля развивающихся  стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых  услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока – 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Степень монополизации  мировой торговли услугами гораздо  выше, чем международной торговли товарами. Зарубежная доля в балансовом итоге у французского банка «Креди Лионе», занимающего 9-е место в  мировом ранговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из 6 крупнейших аудиторских компаний мира («Артур Андерсен», «КПМГ», «Эрнст и Янг», «Куперс и Лайбренд», «ДТТ», «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%. 60% процентов мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний.

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая  торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1990-2006 гг. вырос в 4,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным - в 3,8 раза (6%). При сопоставлении этих показателей необходимо иметь в ввиду, что уровень протекционистских ограничений во внешней торговле услугами значительно выше, чем соответственно в торговле товарами, где уже на протяжении более чем полувека идет процесс либерализации.

Наибольшее значение в международной торговле услугами имеют транспорт и международный  туризм, поскольку эти виды услуг  пользуются наибольшим спросом.

Доля транспорта (объединяет две субпозиции - перевозку грузов и перевозку пассажиров), в прошлом традиционно наиболее крупная статья в мировом экспорте услуг, систематически снижается. Удельный вес транспортных операций в мировом экспорте услуг снизился с 39,2% в 1990 г. до 25,3% в 2006 г. Уменьшение роли транспорта в экспорте услуг вызвано в основном падением доли перевозки грузов под влиянием сокращения удельного веса сырья, включая энергоносители, в мировой торговле, а также снижением фрахтовых ставок. По этой же причине и в связи с быстрым развитием международного туризма важнейшей субпозицией в транспортных услугах стала перевозка пассажиров.

Международный туризм как  одна из форм международных экономических  отношений приобрел в современных  условиях огромные масштабы и занимает особое место по своему универсальному воздействию на развитие мирового сообщества. При этом следует рассматривать туризм не узком смысле, а весь комплекс экономической активности, определяемый туризмом, т.е. туристическую индустрию.

Необходимо заключить, что расширение международного туризма  с связи с увеличением доходов населения, совершенствованием средств транспорта и гостиничного хозяйства, удешевлением воздушных перевозок (авиатранспорт прочно занимает лидирующее положение в транспортных пассажирских сообщениях), ослаблением ограничений на вывоз валюты, а также упрощением пограничных формальностей привело в конечном счете к увеличению его доли в мировом экспорте услуг. Стоимостные его объемы за 1990-2006 гг. выросли в 4,3 раза, а удельный вес повысился с 27,0% в 1990 г. до 30,3% в 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях

 

          2.1 Регулирование международной торговли услугами

Торговля услугами является новой сферой многостороннего регулирования  в рамках ВТО. Принципы и правила  международной торговли зафиксированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). В частности, статья 1 ГАТС содержит определение понятия «торговля услугами».

Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех  способов: с территории одной стороны на территорию другой стороны (например, услуги связи, транспортные услуги). Это так называемое трансграничное оказание услуг. Только сама услуга (например, информация, переданная по факсу, транспортировка грузов и пассажиров) перемещается через границу: здесь нет ни коммерческого присутствия, ни перемещения физического лица - поставщика услуг на территорию страны, где происходит потребление услуги; на территорию одной стороны потребителю услуги другой стороны (например, туризм - услуги приезжающим в страну иностранным туристам).

Это потребление услуг  гражданами страны - получателя услуги на территории страны - поставщика услуги; посредством коммерческого присутствия  единиц, оказывающих услуги одной  стороны на территории другой стороны (например, деятельность учрежденных в стране банков с участием иностранного капитала).

Это поставка услуг через  коммерческое присутствие юридического лица, представительство или дочернюю компанию поставляющей страны на территории потребляющей страны; физическими лицами одной стороны на территории другой стороны, например, реализация строительных проектов, включая шефмонтаж, консультационная деятельность, разного рода профессиональные услуги - медицинские, юридические и т.д. Такой подход к определению того, что можно считать внешней торговлей услугами в настоящее время используется не только в ГАТТ, но и в других международных соглашениях (Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и др.). В настоящее время в международной практике в переговорах о внешней торговле услугами режим доступа на рынок услуг поставщиков услуг из стран, участвующих в таких переговорах, фиксируется также по вышеприведенной схеме.

Для целей ГАТС используется классификатор услуг, подготовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого классификатора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги;

2. Услуги связи; 

3. Строительство и  инжиниринговые услуги;

4. Дистрибьюторские услуги;

5. Общеобразовательные услуги;

6. Услуги по защите окружающей среды;

7. Финансовые услуги, включая страхование;

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги;

9. Туризм и путешествия; 

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта;

11. Транспортные услуги;

12. Прочие услуги

В настоящее время  статистика по услугам стран-участниц ГАТС базируется на Едином классификаторе продукта ООН и концепции внешней торговли услугами, изложенной в статье 1 ГАТС. Россия, находясь в стадии присоединения к ВТО, должна приводить как свое внутреннее законодательство в соответствие с нормами и принципами ГАТС, так и внутреннюю методологию сбора и обобщения статистических данных в соответствие с международной.

Иначе, во-первых, невозможно будет описать обязательства России по режиму доступа на ее рынок услуг по секторам и подсекторам в соответствии с классификацией ООН/ГАТС. Во-вторых, Россия не сможет представить статистической информации в требуемом от нее Секретариатом ГАТТ и странами - участниками ВТО Меморандуме о внешнеторговом режиме в сфере услуг. В-третьих, Россия не сможет выполнить свои обязательства по транспарентности (статья III ГАТС).

Информация о работе Особенности мирового рынка услуг