Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:47, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть сущность, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- определить сущность международной торговли услугами;
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- изучить особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………..5
1.1 Сущность международной торговли услугами……………………………..5
1.2 Виды международных услуг и сферы их реализации………………………8
1.3 Структура и динамика международной торговли услугами……………...14
2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях……………………………………………………………………...24
2.1 Регулирование международной торговли услугами………………………24
2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами………………………………………………………………………….28
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………..48
3.1 Особенности развития международной торговли услугами в России….48
3.2 Соглашение ЕС и России об услугах……………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...56
В последние два десятилетия на мировой рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:
- снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 42,0% в 1990 году до 21,9% в 2000 году), что связано с уменьшение удельного веса сырья в международной торговле;
- увеличилась доля
туризма в экспорте услуг, что
обусловлено ростом доходов
- по темпам абсолютного
роста и по значимости в
общем объеме мирового
- произошло сокращение
доли официальных и
Объем мирового экспорта услуг оценивался в 2006 г. в 1387 млрд. долл., что составляло 19,9% всей международной торговли товарами и услугами (364 млрд. и 15,8% в 1990 г.).
Таблица 1.
Динамика мирового экспорта товаров и услуг (млрд. долл.)
|
1990 г. |
2006 г. |
Экспорт товаров |
1900,8 |
5397,3 |
Экспорт услуг |
363,5 |
1387,7 |
Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров и услуг (в %) |
15,8 |
19,5 |
Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем доходов - в среднем 13,3% в 1998 г., тогда как в странах со средним уровнем доходов он составлял 18,0% и достигал 20,5% в государствах с высокими доходами и развитой национальной сферой услуг.
Надо сказать, что наиболее существенное влияние на динамику экономического развития экспорт услуг оказывал в странах со средним уровнем доходов, обеспечивая в 2006 г. 5,5% их суммарного ВВП и 9% всей добавленной стоимости, созданной в сфере услуг (в странах с высокими доходами - 5% и 7,8% соответственно). Несмотря на слаборазвитый и в целом малоэффективный сектор услуг в странах с низким уровнем доходов показатели экспортной ориентации последнего находились на среднемировом уровне - 8%, отражая широкие возможности коммерческой деятельности на рынке услуг, прежде всего в сфере международного туризма.
Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:
- НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;
- длительный экономический
- увеличение доли услуг в
структуре ВВП во многих
- развитие международной
Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей ассиметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Промышленно развитые страны являются основные экспортерами и импортерами услуг. В 2003 году доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США – 19,5%, Японии – 4,4%.
Таким образом, в мировой торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте и импорте достиг в 2003 г. 80,6% (в 1980 г. - 81,9%) и 80,8% (70,6%) соответственно. Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.
Таблица 2.
Показатели отдельных стран в мировом экспорте товаров и услуг, (в %)
Страны |
Экспорт товаров |
Экспорт услуг | ||
1990 г. |
2006 г. |
1990 г. |
2006 г. | |
Всего (мир в целом) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
США |
11,8 |
12,5 |
10,5 |
18,2 |
Канада |
3,6 |
4,0 |
2,0 |
2,3 |
Япония |
6,7 |
6,9 |
5,2 |
4,7 |
Германия |
10,1 |
10,1 |
7,1 |
6,5 |
Франция |
5,8 |
5,6 |
11,6 |
6,4 |
Великобритания |
5,8 |
5,8 |
9,4 |
7,4 |
Италия |
4,1 |
4,5 |
5,2 |
5,1 |
Нидерланды |
3,9 |
3,2 |
4,6 |
3,9 |
Китай |
... |
3,4 |
... |
1,8 |
Респ. Корея |
0,9 |
2,4 |
0,7 |
1,8 |
Мексика |
0,9 |
2,2 |
1,2 |
0,9 |
Индия |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
Малайзия |
0,7 |
1,3 |
0,3 |
0,8 |
Таиланд |
0,3 |
1,0 |
0,4 |
1,0 |
Россия |
... |
1,4 |
... |
1,0 |
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.
Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.
Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).
Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока – 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.
Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами. Зарубежная доля в балансовом итоге у французского банка «Креди Лионе», занимающего 9-е место в мировом ранговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из 6 крупнейших аудиторских компаний мира («Артур Андерсен», «КПМГ», «Эрнст и Янг», «Куперс и Лайбренд», «ДТТ», «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%. 60% процентов мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний.
Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1990-2006 гг. вырос в 4,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным - в 3,8 раза (6%). При сопоставлении этих показателей необходимо иметь в ввиду, что уровень протекционистских ограничений во внешней торговле услугами значительно выше, чем соответственно в торговле товарами, где уже на протяжении более чем полувека идет процесс либерализации.
Наибольшее значение
в международной торговле услугами
имеют транспорт и
Доля транспорта (объединяет две субпозиции - перевозку грузов и перевозку пассажиров), в прошлом традиционно наиболее крупная статья в мировом экспорте услуг, систематически снижается. Удельный вес транспортных операций в мировом экспорте услуг снизился с 39,2% в 1990 г. до 25,3% в 2006 г. Уменьшение роли транспорта в экспорте услуг вызвано в основном падением доли перевозки грузов под влиянием сокращения удельного веса сырья, включая энергоносители, в мировой торговле, а также снижением фрахтовых ставок. По этой же причине и в связи с быстрым развитием международного туризма важнейшей субпозицией в транспортных услугах стала перевозка пассажиров.
Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и занимает особое место по своему универсальному воздействию на развитие мирового сообщества. При этом следует рассматривать туризм не узком смысле, а весь комплекс экономической активности, определяемый туризмом, т.е. туристическую индустрию.
Необходимо заключить, что расширение международного туризма с связи с увеличением доходов населения, совершенствованием средств транспорта и гостиничного хозяйства, удешевлением воздушных перевозок (авиатранспорт прочно занимает лидирующее положение в транспортных пассажирских сообщениях), ослаблением ограничений на вывоз валюты, а также упрощением пограничных формальностей привело в конечном счете к увеличению его доли в мировом экспорте услуг. Стоимостные его объемы за 1990-2006 гг. выросли в 4,3 раза, а удельный вес повысился с 27,0% в 1990 г. до 30,3% в 2006 г.
2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях
2.1 Регулирование международной торговли услугами
Торговля услугами является новой сферой многостороннего регулирования в рамках ВТО. Принципы и правила международной торговли зафиксированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). В частности, статья 1 ГАТС содержит определение понятия «торговля услугами».
Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов: с территории одной стороны на территорию другой стороны (например, услуги связи, транспортные услуги). Это так называемое трансграничное оказание услуг. Только сама услуга (например, информация, переданная по факсу, транспортировка грузов и пассажиров) перемещается через границу: здесь нет ни коммерческого присутствия, ни перемещения физического лица - поставщика услуг на территорию страны, где происходит потребление услуги; на территорию одной стороны потребителю услуги другой стороны (например, туризм - услуги приезжающим в страну иностранным туристам).
Это потребление услуг
гражданами страны - получателя услуги
на территории страны - поставщика услуги;
посредством коммерческого
Это поставка услуг через коммерческое присутствие юридического лица, представительство или дочернюю компанию поставляющей страны на территории потребляющей страны; физическими лицами одной стороны на территории другой стороны, например, реализация строительных проектов, включая шефмонтаж, консультационная деятельность, разного рода профессиональные услуги - медицинские, юридические и т.д. Такой подход к определению того, что можно считать внешней торговлей услугами в настоящее время используется не только в ГАТТ, но и в других международных соглашениях (Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и др.). В настоящее время в международной практике в переговорах о внешней торговле услугами режим доступа на рынок услуг поставщиков услуг из стран, участвующих в таких переговорах, фиксируется также по вышеприведенной схеме.
Для целей ГАТС используется классификатор услуг, подготовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого классификатора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
1. Деловые услуги;
2. Услуги связи;
3. Строительство и инжиниринговые услуги;
4. Дистрибьюторские услуги;
5. Общеобразовательные услуги;
6. Услуги по защите окружающей среды;
7. Финансовые услуги, включая страхование;
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги;
9. Туризм и путешествия;
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта;
11. Транспортные услуги;
12. Прочие услуги
В настоящее время статистика по услугам стран-участниц ГАТС базируется на Едином классификаторе продукта ООН и концепции внешней торговли услугами, изложенной в статье 1 ГАТС. Россия, находясь в стадии присоединения к ВТО, должна приводить как свое внутреннее законодательство в соответствие с нормами и принципами ГАТС, так и внутреннюю методологию сбора и обобщения статистических данных в соответствие с международной.
Иначе, во-первых, невозможно будет описать обязательства России по режиму доступа на ее рынок услуг по секторам и подсекторам в соответствии с классификацией ООН/ГАТС. Во-вторых, Россия не сможет представить статистической информации в требуемом от нее Секретариатом ГАТТ и странами - участниками ВТО Меморандуме о внешнеторговом режиме в сфере услуг. В-третьих, Россия не сможет выполнить свои обязательства по транспарентности (статья III ГАТС).