Особенности обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Стабильное и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Проблемы обеспечения национальной экономической безопасности сейчас имеют очень актуальное значение. Они являются предметом напряженных теоретических и политических споров и оказывают огромное влияние на деятельность государственных органов, повседневную экономическую практику. Такое внимание совсем не случайно, из-за того, что масштабы угроз и физический урон, нанесенный экономической безопасности страны, сильно велики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Теоретические аспекты экономической безопасности…………..…...5
1.1.Понятие и сущность экономической безопасности…………..…...…5
1.2.Структура экономической безопасности…………………………......7
1.3.Методы обеспечения экономической безопасности…………………9
Глава2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….14
2.1. Признаки и показатели экономической безопасности……..……...14
2.2. Классификация угроз экономической безопасности в России и пути ее обеспечения………………………………………………………19
2.3. Стратегия национальной экономической безопасности России до 2020 года………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Леденёв В.В. гр.3531.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

Научные методы. Носят универсальный характер и должны применяться в любой сфере деятельности компании. Обеспечение экономической безопасности крупных, динамически развивающихся структур бизнеса может быть эффективным только при условии строго научного подхода к решению поставленных задач. Процессы оптимизации и принятия решений, при необходимости анализа огромных информационных массивов в условиях неопределенности, должны быть научно обоснованы.

Метод имитационных игр. Он предусматривает искусственное создание (имитацию) определенных ситуаций и изучение поведения персонала, всех структур и коммуникаций при заданных условиях. Этот метод имеет незаменимое значение для тестирования дееспособности всех систем экономической безопасности. Проверка эффективности защиты предприятия в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях посредством имитационной игры позволяет выявлять и своевременно устранять недостатки в системе безопасности.

Математические методы. Данные методы могут быть использованы для изучения и оптимизации любых сложных систем, которые зависят от большого числа факторов (переменных). Использование этих методов решения экономических задач позволяет добиваться поставленных целей с максимальным использованием существующих ресурсов и потенциала, как можно лучше отслеживать рыночные изменения и принимать наиболее адекватные управленческие решения, обеспечить для компании состояние экономического оптимума и максимальный финансовый результат.

Метод экономической стимуляции. Действие экономических методов стимулирования заключается в создании соответствующих рыночных, конъюнктурных и материальных условий, которые позволили бы достижение собственных целей сделать взаимовыгодными для всех участников процесса.

Административные или  командные методы воздействия на внутреннюю трансформацию системы имеют незаменимый характер в тех случаях, когда информация, послужившая основанием для принятия определенного решения, должна быть засекречена или является конфиденциальной.

Метод принуждения. Он основан на возможности использования собственных экономических преимуществ (например, монопольного положения) для навязывания тех или иных выгодных для предприятия условий игры на рынке. Это может быть связано как с диктатом цен, так и вынуждением поставщиков или покупателей совершать сделки на собственных условиях (отсрочка платежа, порядок поставки и т.д.).

В итоге, методы обеспечения  экономической безопасности позволяют  подобрать наиболее оптимальный  комплекс практических мероприятий, которые  должны быть определены как корпоративная  методология экономической безопасности.

Таким образом, обеспечение  экономической безопасности является принципиально важным в целях  укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Особенности обеспечения экономической безопасности России.

2.1. Признаки и  показатели экономической безопасности.

 

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире.

На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным  интересам России, к сожалению, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, проблемы вариантов их проведения игнорировались.

Национально-государственные  интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически само организуются как государство.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми  необходимыми средствами и институтами  государства (включая силовые структуры  и спецслужбы) защищенность национально-государственных  интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов4.

Состояние экономической  безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в  первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими  сферами не исчерпывается вся  проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах  происходит распределение и перераспределение  национального богатства страны, проводится приватизация государственной  собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

Энергетические проблемы современной экономики требуют  выделения в самостоятельный  вид энергетической безопасности. Это  связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования5.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Но она, как  правило, связана с общей сбалансированностью  финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

Возрастающую  роль в современной экономике  играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.

Еще один вид экономической  безопасности - информационная безопасность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

Мир пока продолжает жить по законам баланса сил, а не согласования интересов. В настоящее время  колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация - процесс объективный., о нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.

Однако надо иметь в  виду, что экономическое развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».

России важно выработать собственное видение своего места  в глобализации, выстроить соответствующие  геостратегические концепции глобализации. Без концепции и активной внешнеэкономической и политической работы страна непременно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре  глобальной экономики. Для этого необходимо проанализировать:

- процесс объединения  национальных государств в интеграционные  союзы;

- транснациональные капиталы, транснациональные корпорации (ТНК)  и банки как их организационно-правовые  формы;

- международные экономические  институты регулирования и координации6.

Экономически развитые государства  и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. Международные экономические институты в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США; с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.

Вопрос о том, на какой платформе возможно развитие глобализации и как сочетать современный глобализм с идеями многополюсного мира, интересами национальных государств, отдельных регионов, остается открытым.

В условиях образования новых  метасубъектов мировой экономики и геополитики новых центров силы, их иерархий и балансов складываются совершенно особые, ранее не проявлявшиеся реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом сохранения национальных интересов страны перед лицом современных региональных союзов и интеграции, ТНК, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит его место в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для России это вдвойне актуально в силу ее совершенно особого геополитического и геостратегического положения, своеобразия исторического периода, переживаемого страной.

Национально-государственные  интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или  их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Добровольный  отказ России от преимуществ и  выгод положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового соперничества в геополитических и геоэкономических системах координат в первые годы реформирования не столько обеспечило «возвращение в мировое сообщество», сколько понизило статус страны до уровня региональной державы в мировом сообществе. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии7.

 

2.2. Классификация  угроз экономической безопасности  в России и  пути ее обеспечения.

 

Самыми возможными угрозами экономической безопасности РФ, на которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной  власти, являются:

1. Ослабление научно-технического  и технологического потенциала  страны. Научно-технический потенциал  раньше был похож на североамериканский и западноевропейский. Падение производства снизил спрос на НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы). В это же время резко уменьшились бюджетные отчисления на науку. Доля отчислений на науку в европейских странах составляет не менее 2% от ВВП (по мнению Совета Безопасности это пороговое значение), а в России эта доля составляет 0,3-0,5%. Наука превратилась из наиболее престижной и материально обеспеченной сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата была намного ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетической в целом от 1,4 до 5 раз. Закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу полностью исчезли. Сокращение финансирования НИОКР в 10 раз за последние 7 лет и из-за этого утечка лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых), это разрушение связи между наукой и производством привели страну на лишение одного из важных факторов современного экономического развития - научно-технического прогресса.8

Информация о работе Особенности обеспечения экономической безопасности России