Особенности обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Стабильное и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Проблемы обеспечения национальной экономической безопасности сейчас имеют очень актуальное значение. Они являются предметом напряженных теоретических и политических споров и оказывают огромное влияние на деятельность государственных органов, повседневную экономическую практику. Такое внимание совсем не случайно, из-за того, что масштабы угроз и физический урон, нанесенный экономической безопасности страны, сильно велики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Теоретические аспекты экономической безопасности…………..…...5
1.1.Понятие и сущность экономической безопасности…………..…...…5
1.2.Структура экономической безопасности…………………………......7
1.3.Методы обеспечения экономической безопасности…………………9
Глава2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….14
2.1. Признаки и показатели экономической безопасности……..……...14
2.2. Классификация угроз экономической безопасности в России и пути ее обеспечения………………………………………………………19
2.3. Стратегия национальной экономической безопасности России до 2020 года………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Леденёв В.В. гр.3531.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

2. Дезинтеграция экономики  и спад производства.

В ходе макроэкономической политики, проводимой правительством Российской Федерации, экономическое  пространство страны распалось на две, слабо связанные друг с другом, сферы.

Сфера обращения капитала (операции, проводимые на рынке ценных бумаг, валютном рынке и в торговле) характеризуется высокими прибылями  и скоростью обращения денег. И производственная сфера ("реальный сектор экономики"), это материальное производство, бытовые услуги, медицинское  обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, которые связаны с производством материальных и духовных благ, низкой прибыльностью и низкой скоростью обращения денег.9

Эти сферы сплетены с банками, сбытовыми организациями, государственным  бюджетом, которые объединяются в  одно целое и сосуществуют в неразрывном  единстве. В не равновесном и не сбалансированном состоянии Российской экономики сейчас, сфера обращения  капитала и производственная сфера  стали разъединенными. Сильный разрыв между ними по прибыли и привлекательности  функций привел к массовому переходу капитала из производственной сферы  в сферу обращения.

Лишь только экспорт позволяет  им поддерживать относительно высокую  норму прибыли, проводить скорый возврат средств и привлекать не дорогие кредитные ресурсы  из-за рубежа для финансирования оборотных  средств. Если идет благоприятное стечение событий, то они в состоянии задействовать  кредитные и накопленные собственные  средства в объемах, необходимых  для финансирования инвестиций.

В Концепции национальной безопасности от 10 января 2000 года к  числу наиболее серьезных угроз  экономической безопасности России относится низкий уровень инвестиций. Ведь, привлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности  ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить  количество запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также, возможно воздействование на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции или задержки в выплатах зарплаты. Однако, возможно, что под влиянием притока иностранных инвестиций ускоренное развитие нефтегазового комплекса приведет к дальнейшему увеличению доли топливо-сырьевого сектора в экономике страны и усилению ее топливно-сырьевой ориентации. Другим важным ориентиром может считаться положение о том, что нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики. Существует реальная угроза утраты национального контроля над цветной металлургией, приборостроением, химической промышленностью, электроэнергетикой.

Необходимо остановится  на еще одном способе утраты национальной безопасности России. Дело в том, что  низкая экономическая активность не только не позволяет поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые параметры благосостояния, но она так же исключает обеспечение  минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке населения из районов  Севера и Дальнего Востока в резком учащении катастроф и аварий в  базовых отраслях.10

При сохранении сложившихся  тенденций "разнеживаемое" экономическое  пространство России будет неизбежно  заполняться иностранным капиталом.

3. Имущественная дифференциация  населения и массовая безработица.

Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и  огромную массу бедных, не уверенных  в своем будущем, создает два  поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных.

По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая  неделя и т.д.) реальный ее уровень  составляет 13-15%. Безработица для  России явление новое, поэтому следует  иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки.

4. Криминализация.

Как угрозу экономической  безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием  части чиновников государственных  органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы  государственного контроля. Преступность поразила практически все сферы  хозяйственной жизни: отношения  собственности, производство и распределение  произведенного продукта, финансовую и банковскую деятельность, сферу  государственного управления и внешнеэкономическую  деятельность. Уже первый год так  называемой "либерализации" экономики  стал годом свободы для криминального  сообщества. Годовой оборот теневой  экономики в 1992 году возрос по сравнению  с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный  рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой.

А к 1996 году он уже составил 45%. К настоящему времени рухнули  последние романтические надежды  либералов на возможное облагораживание "черного" рынка. Проблема криминализации экономики страны остается сегодня  проблемой номер один. В основе процессов криминализации хозяйственной  жизни в стране лежит теневая  экономика, то есть система экономических  отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал  является экономической основой (базисом) организованной преступности.

Теневая экономика, как и  любое социальное явление, имеет  две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих  мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой - уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание  капиталов за границу, выведение  из оборота неучтенных доходов и  валюты. Кроме того, конкурируя с  официальной экономикой, теневая  экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной  и тормозит развитие официальной  экономики.

В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых  капиталов.

В сферу действия теневой  системы хозяйства оказались  вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного  ранга. Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике  представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что "теневики" с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами "делают крышу" практически всему крупному и среднему бизнесу.

Результатом криминализации экономической системы явилось  подчинение экономической политики государства специфическим экономическим  интересам криминальных структур. Теневая  экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная  криминальная структура.

Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться  и в качестве проблемы национальной безопасности.

5. Обострение дифференциации  экономического и социального  развития регионов. Сепаратизм ряда  субъектов Федерации.

Одной из острейших проблем  экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее не совсем одинаковые по своим социально-экономическим  характеристикам в условиях спада  производства стремительно расслаиваются  на богатые и бедные. Это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, "Уральская республика") и др. Определение будущих, ожидаемых значений этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России, а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

Меры и механизмы экономической  политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации. Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых). Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации.11 Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны. Они характеризуют: динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное, состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны, способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам, состояние финансово-бюджетной и кредитной систем.

Таким образом, можно выделить такие угрозы экономической безопасности РФ, как: ослабление научно-технического и технологического потенциала страны; дезинтеграция экономики и спад производства; низкая экономическая  активность; имущественная дифференциация населения и массовая безработица; рост криминализации хозяйственной  деятельности (теневая экономика); обострение дифференциации экономического и социального  развития регионов.

 

2.3. Стратегия национальной  экономической безопасности России  до 2020года.

 

Долгое время основой  внешнего и внутриполитического  курса России была Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году. Однако Россия уже совсем другая и перешагнула  период, который был в 90-е годы, – переходный период.

 За прошедшие годы  изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно  изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз  потерял былую актуальность, но  появились и новые. Кроме того для развития внутренних и внешних конкурентных позиций России требовалось уточнение государственной политики, в которой обеспечение национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно было быть взаимоувязано с устойчивым социально-экономическим развитием страны. Основы такой политики были представлены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которая была утверждена в качестве основополагающего документа 13 мая 2009 года.

Отличие данного документа  от предыдущей Концепции национальной безопасности заключается в том, что, во-первых, Концепция на момент её принятия в 1997 году формулировала  всего лишь вектор деятельности государства  в различных сферах обеспечения  национальной безопасности, уточнялся  порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия же кардинально  изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства  и общества, а также оценки их результативности в такой сложной области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности. По сути, Стратегия это своего рода анализ сильных и слабых сторон России, ее возможностей и угроз со стороны внешнего мира.

Анализ данной стратегии  приводит к тому, что национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу будут заключаться:

- в развитии демократии  и гражданского общества, повышении  конкурентоспособности национальной  экономики;

- в обеспечении незыблемости  конституционного строя, территориальной  целостности и суверенитета Российской  Федерации;

- в превращении Российской  Федерации в мировую державу,  деятельность которой направлена  на поддержание стратегической  стабильности и взаимовыгодных  партнерских отношений в условиях  многополярного мира.

 

 Основными приоритетами  национальной безопасности Российской  Федерации будут являться национальная  оборона, государственная и общественная  безопасность.

 Для обеспечения национальной  безопасности Российская Федерация,  наряду с достижением основных  приоритетов национальной безопасности, будет сосредоточивать свои усилия  и ресурсы на следующих приоритетах  устойчивого развития:

- повышение качества  жизни российских граждан путем  гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов  жизнеобеспечения;

- экономический рост, который  достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

- наука, технологии, образование,  здравоохранение и культура, которые  развиваются путем укрепления  роли государства и совершенствования  государственно-частного партнерства;

Информация о работе Особенности обеспечения экономической безопасности России