Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:41, курсовая работа
Стабильное и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Проблемы обеспечения национальной экономической безопасности сейчас имеют очень актуальное значение. Они являются предметом напряженных теоретических и политических споров и оказывают огромное влияние на деятельность государственных органов, повседневную экономическую практику. Такое внимание совсем не случайно, из-за того, что масштабы угроз и физический урон, нанесенный экономической безопасности страны, сильно велики.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Теоретические аспекты экономической безопасности…………..…...5
1.1.Понятие и сущность экономической безопасности…………..…...…5
1.2.Структура экономической безопасности…………………………......7
1.3.Методы обеспечения экономической безопасности…………………9
Глава2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….14
2.1. Признаки и показатели экономической безопасности……..……...14
2.2. Классификация угроз экономической безопасности в России и пути ее обеспечения………………………………………………………19
2.3. Стратегия национальной экономической безопасности России до 2020 года………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………….36
2. Дезинтеграция экономики и спад производства.
В ходе макроэкономической политики, проводимой правительством Российской Федерации, экономическое пространство страны распалось на две, слабо связанные друг с другом, сферы.
Сфера обращения капитала (операции, проводимые на рынке ценных бумаг, валютном рынке и в торговле) характеризуется высокими прибылями и скоростью обращения денег. И производственная сфера ("реальный сектор экономики"), это материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, которые связаны с производством материальных и духовных благ, низкой прибыльностью и низкой скоростью обращения денег.9
Эти сферы сплетены с банками, сбытовыми организациями, государственным бюджетом, которые объединяются в одно целое и сосуществуют в неразрывном единстве. В не равновесном и не сбалансированном состоянии Российской экономики сейчас, сфера обращения капитала и производственная сфера стали разъединенными. Сильный разрыв между ними по прибыли и привлекательности функций привел к массовому переходу капитала из производственной сферы в сферу обращения.
Лишь только экспорт позволяет
им поддерживать относительно высокую
норму прибыли, проводить скорый
возврат средств и привлекать
не дорогие кредитные ресурсы
из-за рубежа для финансирования оборотных
средств. Если идет благоприятное стечение
событий, то они в состоянии задействовать
кредитные и накопленные
В Концепции национальной
безопасности от 10 января 2000 года к
числу наиболее серьезных угроз
экономической безопасности России
относится низкий уровень инвестиций.
Ведь, привлечение иностранных
Необходимо остановится
на еще одном способе утраты национальной
безопасности России. Дело в том, что
низкая экономическая активность не
только не позволяет поддерживать хотя
бы простое воспроизводство, обороноспособность
и достигнутые параметры
При сохранении сложившихся
тенденций "разнеживаемое" экономическое
пространство России будет неизбежно
заполняться иностранным
3. Имущественная дифференциация
населения и массовая
Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных.
По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%. Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки.
4. Криминализация.
Как угрозу экономической
безопасности России необходимо выделить
криминализацию хозяйственной деятельности,
вызванную ростом безработицы, сращиванием
части чиновников государственных
органов с организованной преступностью,
возможностью доступа криминальных
структур к управлению определенной
частью производства, ослаблением системы
государственного контроля. Преступность
поразила практически все сферы
хозяйственной жизни: отношения
собственности, производство и распределение
произведенного продукта, финансовую
и банковскую деятельность, сферу
государственного управления и внешнеэкономическую
деятельность. Уже первый год так
называемой "либерализации" экономики
стал годом свободы для
А к 1996 году он уже составил
45%. К настоящему времени рухнули
последние романтические
Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой - уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.
В России централизованная
система управления создала совокупность
условий для появления и
В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга. Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что "теневики" с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами "делают крышу" практически всему крупному и среднему бизнесу.
Результатом криминализации
экономической системы явилось
подчинение экономической политики
государства специфическим
Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.
5. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.
Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее не совсем одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные. Это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, "Уральская республика") и др. Определение будущих, ожидаемых значений этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России, а затем - к распаду России на множество отдельных государств.
Меры и механизмы
Таким образом, можно выделить такие угрозы экономической безопасности РФ, как: ослабление научно-технического и технологического потенциала страны; дезинтеграция экономики и спад производства; низкая экономическая активность; имущественная дифференциация населения и массовая безработица; рост криминализации хозяйственной деятельности (теневая экономика); обострение дифференциации экономического и социального развития регионов.
2.3. Стратегия национальной
экономической безопасности
Долгое время основой внешнего и внутриполитического курса России была Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году. Однако Россия уже совсем другая и перешагнула период, который был в 90-е годы, – переходный период.
За прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз потерял былую актуальность, но появились и новые. Кроме того для развития внутренних и внешних конкурентных позиций России требовалось уточнение государственной политики, в которой обеспечение национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно было быть взаимоувязано с устойчивым социально-экономическим развитием страны. Основы такой политики были представлены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которая была утверждена в качестве основополагающего документа 13 мая 2009 года.
Отличие данного документа
от предыдущей Концепции национальной
безопасности заключается в том,
что, во-первых, Концепция на момент
её принятия в 1997 году формулировала
всего лишь вектор деятельности государства
в различных сферах обеспечения
национальной безопасности, уточнялся
порядок выявления угроз
Анализ данной стратегии приводит к тому, что национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу будут заключаться:
- в развитии демократии
и гражданского общества, повышении
конкурентоспособности
- в обеспечении незыблемости
конституционного строя,
- в превращении Российской
Федерации в мировую державу,
деятельность которой
Основными приоритетами
национальной безопасности
Для обеспечения национальной
безопасности Российская
- повышение качества
жизни российских граждан
- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
- наука, технологии, образование,
здравоохранение и культура, которые
развиваются путем укрепления
роли государства и
Информация о работе Особенности обеспечения экономической безопасности России