Особенности обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Стабильное и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Проблемы обеспечения национальной экономической безопасности сейчас имеют очень актуальное значение. Они являются предметом напряженных теоретических и политических споров и оказывают огромное влияние на деятельность государственных органов, повседневную экономическую практику. Такое внимание совсем не случайно, из-за того, что масштабы угроз и физический урон, нанесенный экономической безопасности страны, сильно велики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Теоретические аспекты экономической безопасности…………..…...5
1.1.Понятие и сущность экономической безопасности…………..…...…5
1.2.Структура экономической безопасности…………………………......7
1.3.Методы обеспечения экономической безопасности…………………9
Глава2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….14
2.1. Признаки и показатели экономической безопасности……..……...14
2.2. Классификация угроз экономической безопасности в России и пути ее обеспечения………………………………………………………19
2.3. Стратегия национальной экономической безопасности России до 2020 года………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Леденёв В.В. гр.3531.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

- экология живых систем  и рациональное природопользование, поддержание которых достигается  за счет сбалансированного потребления,  развития прогрессивных технологий  и целесообразного воспроизводства  природно-ресурсного потенциала  страны;

- стратегическая стабильность  и равноправное стратегическое  партнерство, которые укрепляются  на основе активного участия  России в развитии многополярной  модели мироустройства.

Что касается национальных интересов России во внешней политике, то на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать  международные отношения на принципах  международного права, обеспечения  надежной и равной безопасности государств. Россия будет рассматривать Организацию  Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций  в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как "Группа восьми", "Группа двадцати", РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности  других неформальных международных  институтов. Развитие отношений двустороннего  и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества  Независимых Государств также будет  являться для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества, одновременно выступая за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая  последовательное формирование общих  пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры.

 Определяющим фактором  в отношениях с Организацией  Североатлантического договора  останется неприемлемость для  России планов продвижения военной  инфраструктуры альянса к ее  границам и попытки придания  ему глобальных функций, идущих  вразрез с нормами международного  права. Также в Стратегии четко  определено, что Россия будет  стремиться к выстраиванию равноправного  и полноценного стратегического  партнерства с Соединенными Штатами  Америки на основе совпадающих  интересов и с учетом ключевого  влияния российско-американских  отношений на состояние международной  обстановки в целом. В качестве  приоритетов останутся достижение  новых договоренностей в сфере  разоружения и контроля над  вооружениями, укрепление мер доверия,  а также решение вопросов нераспространения  оружия массового уничтожения,  наращивания антитеррористического  сотрудничества, урегулирования региональных  конфликтов.

 В документе говорится  о том, что в сфере международной  безопасности Россия сохранит  приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных  и иных инструментов защиты  государственного суверенитета  и национальных интересов. Особо  выделяется, что проведение предсказуемой  и открытой внешней политики  неразрывно связано с реализацией  задач устойчивого развития России, а успешную интеграцию России  в глобальное экономическое пространство  и международную систему разделения  труда затрудняют низкие темпы  перевода национальной экономики  на инновационный путь развития.

Говоря о национальных интересах России в обеспечении  безопасности, в данном документе  выделены отдельно два больших раздела, посвященных национальной обороне и государственной и общественной безопасности.

Основной Стратегической целью в рамках совершенствования  национальной обороны ставят предотвращение глобальных и региональных войн и  конфликтов, а также осуществление  стратегического сдерживания в  интересах обеспечения военной  безопасности страны. Государственная  политика Российской Федерации в  области национальной обороны и  военного строительства, в том числе  в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу будет нацелена на совершенствование  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет  и территориальную целостность  государства. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной  перспективе будет являться переход  к качественно новому облику Вооруженных  Сил Российской Федерации с сохранением  потенциала стратегических ядерных  сил. Предусмотрена реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного  комплекса Российской Федерации  в среднесрочной перспективе.

 Стратегическими целями  обеспечения национальной безопасности  в сфере государственной и  общественной безопасности названы  защита основ конституционного  строя Российской Федерации, основных  прав и свобод человека и  гражданина, охрана суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и территориальной целостности,  а также сохранение гражданского  мира, политической и социальной  стабильности в обществе.

 Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будет исходить из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Наряду с этим, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Национальные интересы России во внутренней политике.

 Как отмечается в Стратегии, для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.12

 Впервые в истории  современной России повышение  качества жизни российских граждан  выделено в национальный приоритет.  Стратегическими целями в области повышения качества жизни российских граждан будут являться снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации.

 Стратегия исходит  из фундаментального положения  о взаимосвязи и взаимозависимости  устойчивого развития государства  и обеспечения национальной безопасности, при этом национальная безопасность, как это следует из Стратегии,  обеспечивается путём достижения  связанных между собой стратегических  национальных приоритетов, к которым  относятся: национальная оборона,  государственная и общественная  безопасность; и так же важно:  повышение качества жизни российских  граждан, экономический рост, наука,  технологии, образование, здравоохранение  и культура, экология и рациональное  природопользование, стратегическая  стабильность и равноправное  стратегическое партнёрство.

 Обеспечение достойных  условий жизни человека в России  признаётся таким же приоритетом  обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления:  обороноспособность и безопасность  государства. В этом состоит  важнейшая особенность принятой  Стратегии, её социальная и  социально-политическая направленность.

Таким образом, реализация Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать  мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни  населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной  безопасности и правопорядка, повышения  конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Решение проблемы обеспечения  экономической безопасности России становится одной из важнейших задач  государства. Само понятие экономической  безопасности подразумевает состояние  защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение  этой защищенности – основная функция  государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально – экономической  жизни населения, выявляет угрозы интересам  граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

Национальная безопасность - способность общественной системы  страны обеспечить высокий уровень  стабильности, устойчивости, жизнедеятельности  нации и ее конкурентные возможности во взаимоотношении с внешним миром в целях надежного существования и устойчивого безопасного развития. И от того, насколько удачно власть устраняет факторы риска, угрозы стабильности, во многом зависит эффективность системы обеспечения национальной безопасности страны.

Можно исходить из определения  сущности и содержания экономической  безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных  интересов в сфере экономики  от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами  субъектов хозяйствования, включая  структуры и систему показателей  ее уровня.

Делая вывод, можно сказать, что вопросам безопасности уделяется  все большее внимание в российском обществе, причем как на высшем уровне, так и на уровне отдельных организаций  и институтов. Представляется, что, в конечном счете, это приведет к  заметному улучшению состояния национальной экономической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алмаев М.Х. Сущность и угрозы экономической безопасности //   Власть. 2002 г.
  2. Богомолов В.А. Экономическая безопасность 2009 г.
  3. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2003 г.
  4. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России/ И.П. Фаминский; под ред. И.П.Фаминского. - М.: Республика, 2004. – 444 с.
  5. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001 г.
  6. Загашвили В. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. 2002 г.
  7. Интернет ресурс: http://президент.рф/ref_notes/424 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г.
  8. Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. – М.: Рос. экон. акад., 2007, - 592 с.
  9. Сенгачев В.К. Экономическая безопасность России. 2005 г.
  10. Экономическая безопасность России // Социально-гуманитарные знания. 2003 г.
  11. Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова, - М.: Дело, 2005. – 895 с.
  12. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – 768 с.

 

1 Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. – М.: Рос. экон. акад., 2007. -  С. 557.

2  Богомолов В.А. Экономическая безопасность 2009 г.

3Алмаев М.Х. Сущность и угрозы экономической безопасности // Власть. 2002 г.

4 Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005. – С.134 - 135.

5 Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005. – С.137 - 138.

6 Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Экзамен, 2005. – С. 141-143.

7 Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. – М.: Рос. экон. акад., 2007. - С. 562 – 564.

8 Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России/ И.П. Фаминский; под ред. И.П.Фаминского. - М.: Республика, 2004. – 444 с.

9 Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2003 г.

10 Экономическая безопасность России // Социально-гуманитарные знания. 2003 г.

11 Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001 г.

12 Интернет ресурс: http://президент.рф/ref_notes/424 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г.

 


Информация о работе Особенности обеспечения экономической безопасности России