Особенности (организации) электронной коммерции на товарном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Электронная коммерция достаточно новое явление на товарном рынке, в настоящее время представляет собой самостоятельную область экономики, которая в последнее время бурно развивается. Российская экономика в своем развитии все больше использует преимущества, предоставляемые информационными технологиями и Интернетом. Глобальная сеть Интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Интернета позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная коммерция связывает не только различные компании – покупателей, продавцов и посредников, – но и всех работающих внутри этих компаний. С помощью Интернета можно управлять информационными ресурсами предприятия. Менеджмент, переписка, анализ экономических показателей и принятие решений происходят в виртуальной среде.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы электронной коммерции………………………...5
Понятие электронной коммерции, её категории и виды……………………....5
Схема B2C или бизнес-потребитель………………………………………….....9
1.3.Процесс купли продажи посредством электронных средств связи…………..11
1.4. Обзор рынка электронной коммерции в России 2011г………………………15
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ИП ЗАХАРКИНА Д.О.» МАГАЗИН «ШКОЛЬНАЯ КНИГА»...21
2.1 Общая характеристика книжного интернет - магазина «Школьная книга…..21
2.2 Организация торговли в интернет-магазине «Школьная книга»…………….22
2.3 Заказ. Доставка. Оплата на sbooks.ru/index.php……………………………….23
2.4. Цена и скидки на сайте sbooks.ru/index.php………………………………..…24
Глава 3. ТЕНДЕНЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В СЕКТОРЕ B2C ……………….…………….24
3.1. Выявленные проблемы, поиск решения………..…………………………..….24
3.2. Главные тенденции на рынке B2C……………………………………………..28
3.3. Пути развития и совершенствования электронной коммерции в секторе B2C30
Заключение…………………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом - копия.docx

— 194.09 Кб (Скачать файл)

 

  Фактически все сделки, подпадающие  под определение электронной  торговли, — это обычные сделки, предусмотренные гражданским законодательством,  содержание которых не имеет  никаких других особенностей. Их  специфика касается формы, так  как они заключаются с использованием  электронных средств телекоммуникаций. Именно это свойство электронной  сделки требует дополнительного  признания ее законности, в рамках действующего в стране правового механизма, а именно: подтверждения самого факта заключения сделки, воли сторон, добровольности заключения сделки и т.д. Продавец и покупатель должны достигнуть полной определенности по предмету сделки, ее условиям, дате заключения. Кроме этого, зафиксированные условия договора должны соответствовать определенным правилам, которые позволили бы добиться в случае необходимости принудительного исполнения обязательств на основании арбитражного или судебного решения.

 

 Как известно, в гражданском  законодательстве Российской Федерации  установлены жесткие требования  к документации, необходимой для  юридического оформления сделки. Обязательными реквизитами многих  документов являются подписи  и печати. Электронная торговля  проходит в бездокументарной  форме, поэтому многие ее преимущества, по сути, исчезают в случае  необходимости предоставления документации  в традиционном виде. В связи  с этим может возникнуть вопрос  о правомочности электронных  сделок.

 

 Чтобы продавцы и  покупатели чувствовали себя  защищенными и как можно чаще  достигали взаимопонимания, необходимо, прежде всего, официальное признание за электронными документами такой же юридической силы, как за документами, совершенными на бумажных носителях. Для этого требуется законодательно закрепить ряд правовых признаков, необходимых и достаточных для придания юридического статуса этим документам. Такие документы должны сопровождаться электронной подписью, а в ряде случаев быть скреплены электронным аналогом печати организации, датой подписания документа. Причем правовая регламентация электронной торговли ни в коем случае не должна ограничивать развитие и использование Интернета, который в данном контексте используется, только как информационно-коммуникационная среда.

 

 С помощью Интернета  создаются новые каналы сбыта  товаров и услуг, которые предлагаются  во всем мире. Тем самым производитель  по существу не имеет ограничений  по зоне сбыта своих товаров  и услуг. Электронная торговля  ведет к значительному улучшению  шансов средних предпринимателей, издержки которых на сбыт товара, в том числе и на обслуживающий персонал, существенно снижаются благодаря прямым поставкам через Интернет. При этом нужно принимать во внимание не только экономические шансы и риск организации в связи с электронными поставками, но и договорные и правовые связи производителя, который после заключения договора о поставке сбывает свой товар через Интернет самостоятельно.

 

   В связи с этим целесообразно  остановиться на процессе заключения  и проведения сделки, который  встречается наиболее часто. Покупатель  набирает на клавиатуре компьютера  адрес электронного магазина  — web-страницу и ждет появления витрины, списка товаров, находящихся на складе. Содержимое склада представляется в виде иерархической структуры, базовыми элементами которой являются группы товаров. Если щелкнуть курсором по группе, то группа разворачивается, открывая список подгрупп или конкретных изделий определенного типа. Покупатель может посмотреть картинку с изображением товара и его характеристики. После изучения ассортимента, покупатель выбирает товар, отправляя его в потребительскую корзину. Наполнив корзину, покупатель отдает команду "выполнить заказ" и выбирает удобную для себя форму оплаты и доставки товара.

 

   Если покупатель — физическое  лицо в магазине впервые, его  попросят указать некоторые сведения  о себе: имя, фамилию, телефон,  адрес. Юридическое лицо, так называемый  корпоративный покупатель, сообщает  название организации, номер расчетного  счета, имя и телефон контактного  лица. На этом этапе покупателю  присваивается идентификационный  код. Когда он посетит магазин  в следующий раз, ему достаточно  будет указать свой код.

 

   После заполнения заказа  покупателю пересылается счет, по  которому он может оплатить  и получить товар в магазине  в течение нескольких суток.  Из-за неразвитости кредитно-карточной системы большинство российских интернет-магазинов ограничиваются приемом онлайновых заказов. Онлайновый магазин позволяет проводить оплату по кредитной карте. В этом случае вместе с информацией о себе или своем коде покупатель сообщает номер кредитной карты, после чего происходит авторизация кредитной карты в процессинговом центре. В случае успеха деньги на счету клиента блокируются, а товар на складе резервируется. После этого сотрудники фирмы связываются с покупателем по телефону и отправляют ему товар с курьером. При желании покупатель может приехать в магазин и забрать покупку сам.

 

   В момент передачи товара  кредитная карта покупателя прокатывается,  и он закрепляет сделку своей  подписью на слипе. Так как  авторизация карты осуществляется  в момент резервирования товара, то при ее прокатке взаимодействия  с процессинговым центром не  требуется. В завершение операции  слип передается в банк, а деньги  списываются со счета покупателя  и переводятся на счет магазина.

 

Процедура купли-продажи товаров и услуг реализуется в виде договора. В случае электронного заключения сделки возникают определенные специфические обстоятельства и риски, как для покупателя, так и для продавца. Одной из проблем, которая часто проявляется в процессе заключения электронной сделки, является целостность и безопасность сделки, недопущение утечки коммерческой информации. Покупатель, приобретая товар в интерактивном режиме, вынужден доверить продавцу конфиденциальную информацию, в частности идентификационный код. Поэтому продавцы — электронные магазины должны обладать соответствующими средствами защиты информации, которые были бы адекватны рискам.

 

   Всю работу виртуального  магазина контролирует оператор, который обязан обслуживать клиентов  и отсекать ту часть пользователей  Интернетом, которые посетили магазин,  чтобы потренироваться. Оператор  должен ежедневно контролировать  правильность работы электронного  магазина и системы авторизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Обзор рынка электронной коммерции  в России 2011г.

Объем рынка электронной торговли.

 Электронная коммерция в  настоящее время представляет  собой самостоятельную область  экономики, которая в последнее  время бурно развивается. По  данным Национальной Ассоциации  Дистанционной Торговли в 2011 году  оборот рынка e-commerce в России составил свыше 315 млрд. руб. Их них 230млрд. руб. – физические товары; 80 млрд. руб. – билеты и цифровые товары.

 

Рис.1 Динамика роста рынка интернет-торговли, млрд.руб*

* Данные  Национальной Ассоциации Дистанционной  Торговли 

 Такой взрывной рост  электронного бизнеса происходит  благодаря увеличению российской  интернет-аудитории. По данным  аналитической компании ComScore в конце 2011 года Россия вышла на 1 место среди европейских стран по количеству интернет-пользователей.

 

Табл.1 Количество пользователей Интернета*

Страна

Количество пользователей, млн. чел

В мире

1 420,316

Европа

373,433

Российская Федерация

50,810

Германия

50,139

Франция

42,349

Британия

37,19

Италия

23,74


*Данные аналитической компании ComScore

Ежегодный прирост пользователей  интернета в России составляет более 20% в год. По сравнению с 12% приростом  во всем мире Россия является самой  быстрорастущей страной по темпам прироста интернет-аудитории. Аналитическими агентствами  прогнозируется дальнейшее увеличение российских интернет-пользователей  до 93 млн. в 2014 году.

 Данные о количестве  интернет-пользователей в России  сильно отличаются, так как различные  исследовательские компании при  подсчете используют совершенно  разные методики.

 

На сегодняшний день более 7 млн. россиян регулярно делают покупки  в Интернете, а еще 13 млн. так или  иначе вовлечены в электронную  коммерцию,- например, выбирают товар, но еще не делают покупки в Сети. В 2012 году прогнозируется рост интернет-торговли в России не менее 25%. Причем это минимальный показатель. Многие эксперты полагают, что рост составит не менее 40%.

    Доли регионов  российского рынка онлайн-торговли

 Из всего оборота  российского рынка онлайн-торговли 45% приходится на Москву и Московскую  область, 11% - на Санкт-Петербург и  область. Третьей столицей рынка  e-commerce является Екатеринбург. На Свердловскую область приходится 4% российского рынка электронной-торговли.

 

 В 2011 году существенный  рост вовлеченных в электронный  бизнес наблюдался в региональных  городах и населенных пунктах.  Прогнозируется, что доля региональных  продаж интернет-магазинов в 2012 году составит не менее 40%.

Что покупают онлайн

 Как видно из рис.2 основными категориями товаров  электронной торговли в России  являются Билеты, бытовая техника,  мобильные телефоны, компьютеры, одежда  и обувь, книги и товары для  детей.

 

Рис.2 Товарные категории  интернет-торговли

 

 

По данным исследовательского холдинга «Ромир» 2011 году наибольший рост онлайн-торговли произошел в следующих категориях: Одежда и обувь +13% Видео и аудио +12% Туризм/бронирование +11 Концерты/бронирование +10% Таким образом, наиболее востребованные в Интернете товары - это одежда и обувь (17%) и бытовая техника (14%). В 2011 году наблюдался общий рост числа покупаемых товарных категорий, а также увеличение среднего чека покупки.

 

    Логистика для  интернет-магазинов

 В результате проведенного  опроса покупателей интернет-торговли  компанией «Ромир» было выяснено, что главными критериями при  выборе интернет-магазина для  российских покупателей является  цена, ассортимент и доставка. Так  чего же хотят российские покупатели? Широкий ассортимент товаров  по низким ценам или же качество  и скорость доставки этих товаров? 

 

 На самом деле, на  рынке представлены разные группы  потребителей, у которых совершенно  разные потребности. Если сравнивать  покупателей e-commerce в столице и регионах, то оказывается, что для столичных потребителей наиболее важным критерием является качество и скорость доставки, а для региональных – цена товара. За последний год стандартом рынка стала доставка с примеркой и частичная доставка. Если сравнивать категории товаров, то при заказе крупной бытовой техники часто определяющим фактором является цена. При покупке же книг цена не всегда является главным критерием, покупателю важнее получить нужный товар в удобное время и как можно скорее, т.е на первый план для покупателя выходит скорость доставки, что напрямую зависит от качества  организации процессов логистики электронной торговли. На сегодняшний день на российском рынке электронной коммерции можно проследить следующую тенденцию в выборе способов доставки и складской логистики интернет-магазинов:

 

 

Размер интернет-магазина

До 2010 года

2010-2012гг.

Малый

Доставка по городу собственным курьером. Хранение «квартирного» формата.

Передача доставки на аутсорсинг курьерским службам. Передача хранения и упаковки специализированным логистическим службам.

Средний

По городу - собственные  курьеры, в регионы - Почтой РФ. Создание собственной логистической службы.

Передача всего  комплекса логистических услуг  на аутсорсинг.

Крупный

Создание собственной  логистической службы.

Развитие собственной  логистической службы или передача всех логистических процессов на аутсорсинг.


Как видно из данной таблицы  сегодня на рынке интернет-торговли прослеживается тенденция передачи логистических процессов на аутсорсинг. Это обусловлено тем, что развитие собственной логистической службы требует высоких затрат и особых компетенций в сфере логистики. Интернет-магазины, созданные более 3х лет назад, тяготеют к собственной  доставке и логистике. У них было время, чтобы выстроить процессы на пустом рынке и заработать достаточно прибыли, чтобы совершать и исправлять ошибки.

 Если же говорить  про более молодые проекты,  то в настоящее время они  практически все ориентируются  на аутсорсинг логистических  услуг, для того, чтобы самим  сосредоточиться на маркетинге, продвижении, продажах, т.е. ключевых  компетенциях e-commerce. Это дает им возможность быстрее расти и увеличивать прибыль компании.

Основные тренды онлайн-торговли в 2012 году

1.Высокие темпы роста  интернет-торговли в России в  2012 году, не менее 25%;

2.Существенный рост  вовлеченных в электронную торговлю  будет наблюдаются в региональных  городах и населенных пунктах;

3.Доля региональных  продаж интернет-магазинов в 2012 году составит не менее 40%;

4.Наиболее востребованные  товары: одежда - 25%; бытовая техника  и электроника - 15%;

5.Общий рост числа  покупаемых товарных категорий  и увеличение среднего чека;

6.Большинство игроков  делает ставку на аутсорсинговую  общероссийскую доставку, а не  на охват отдельных городов  собственной доставкой;

7.Передача организации  логистических процессов на аутсорсинг  специализированным службам. 

 

 Электронная коммерция  должна учитывать все потребности  бизнеса, от наличия надежных  поставщиков до качественной  логистики и грамотного учета.  При таком подходе электронная  торговля оказывается эффективным  решением, обеспечивающим качественное, оперативное и удобное взаимодействие  с контрагентами (партнерами и  потребителями предприятия).

Информация о работе Особенности (организации) электронной коммерции на товарном рынке