Особенности организации управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – разработать целостную систему управления, ориентированную на конечные результаты и основанную на использование творческого потенциала трудового коллектива, новых методах и техники управления.
Задачи исследования:
рассмотреть элементы и связи структуры управления;
определить связь структуры с целями, задачами и функциями управления;
показать принципы построения структуры управления организацией;
разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы совершенствования системы управления предприятием
1.1.Особенности организации управления на предприятии
1.2.Организационная структура управления промышленными фирмами
1.3. Основные направления перестройки организационных структур управления
Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Новокубанское»
2.1. Организационно-правовые условия прозводства
2.2. Общая экономическая характеристика предприятия
2.3. Организационная структура управления
3. Анализ особенностей управления ЗАО "Новокубанское"
3.1. Анализ организационной структуры производства и управления
3.2. Анализ труда и заработной платы ЗАО "Новокубанское"
4. Пути совершенствования организационной системы управления ЗАО "Новокубанское"
4.1. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления
4.2. Возможности внедрения маркетинговой службы на предприятии
4.3. Экономическая эффективность совершенствования организационной структуры управления на ЗАО "Новокубанское"
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

управлен. предприятием.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

Помимо указанных принципов  при совершенствовании структуры  управления необходимо учитывать влияние  внутренних и внешних факторов.

Для повышения эффективности  функционирования организационной  структуры управления ЗАО «Новокубанское» предлагается провести следующие мероприятия:

1. Создать маркетинговую  службу на заводе.

2. Создать информационно-аналитический  отдел. 

3. Ввести социологическую  службу.

4. Сократить штат аппарата  управления и общую численность  административного персонала.

5. Создать на заводе  адаптационную систему, которая  способствовала бы повышению  эффективности работы аппарата  управления при постоянно меняющихся  внутренних и внешних условиях  функционирования предприятия. 

Рассмотрим более подробно предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления ЗАО «Новокубанское».

В наибольшей мере эффективность  аппарата управления зависит от работы линейных и функциональных служб  предприятия. При анализе работы различных служб и отделов  структуры управления было установлено, что такие функциональные звенья, как диспетчерская служба и отдел сбыта и снабжения не выполняют в должной мере обязанности, возложенные на них. Часто по их вине завод имеет трудности с реализацией продукции, а также простои оборудования из-за нескоординированных действий диспетчерской службы завода. Анализируя деятельность диспетчерской службы предприятия, выявлен ряд существенных недостатков:

  • руководителем данной службы является человек, не имеющий должной квалификации и опыта работы в данной области;
  • отсутствует хранение информации;
  • анализ информации производится вручную, что замедляет скорость и точность ее обработки;
  • информация, выдаваемая службой, часто бывает уже устаревшей;
  • нет взаимодействия с различными отделами, службами и производственными подразделениями завода.

Для устранения данных недостатков  предлагается вместо диспетчерской  службы создать информационно-аналитический  отдел. Он будет являться самостоятельным  структурным подразделением и находится  в подчинении у генерального директора завода.

Обязанности данного отдела будут заключаться в следующем:

  • получать информацию от всех производственно-хозяйственных подразделений о ходе выполнения и фактическом состоянии работ, также выдавать информацию в любое время суток;
  • осуществлять оперативный контроль за ходом производства, обеспечивая максимальное использование производственных мощностей, сдачи готовой продукции, ритмичности и своевременной отгрузки готовой продукции, координировать действия по приему и реализации сырья;
  • контролировать обеспеченность основного производства сырьем,
  • необходимыми материалами, погрузочно-разгрузочными средствами;
  • составлять отчетные рапорты и другую информацию о ходе производства, участвовать в работе по анализу и оценке деятельности подразделений комбината, выявлению внутрипроизводственных резервов.

Основные преимущества информационно-аналитического отдела по сравнению с диспетчерской  службой будут заключаться в  следующем:

  • высокой скорости и точности обработки информации;
  • быстрым поиском необходимой информации;
  • свободный доступ к информации прямо из отделов, служб;
  • сокращением потери рабочего времени;
  • сокращением рабочих мест, что сократит затраты на оплату труда.

Введение информационно-аналитического отдела на заводе приведет к сокращению значительного числа работников аппарата управления.

В каждом отделе, службе аппарата управления предприятием существует ряд  функций, выполняемых работниками  вручную, это приводит к тому, что  данные работы выполняются медленно, зачастую неквалифицированно, с большим  числом грубых ошибок.

Документация, проходящая через все эти отделы, очень  часто вовремя не попадает к нужному  адресату. Из-за чего наблюдаются большие  потери рабочего времени ряда служащих предприятия. С введением информационно-аналитического отдела отпадает необходимость в выполнении ряда функций. Все эти функции будут выполняться в отделе, что приведет к неизбежному сокращению целого ряда работников аппарата управления. Предлагаю провести следующие сокращения:

  1. В производственно-техническом отделе сократить одного инженера-конструктора.
  2. В отделе главного энергетика сократить начальника КИПиА.
  3. В цехе виноматериала: мастера оператора и инженера-механика.
  4. В расчетном отделе необходимо сократить младшего бухгалтера и бухгалтера-калькулятора, т. к. их функции заменит компьютер.
  5. Отдел снабжения: начальника отдела и четырех экспедиторов.
  6. Диспетчерская служба ликвидируются полностью, при этом сокращаются 4 человека.
  7. В отделе кадров: табельщика.
  8. В экономическом отделе отпадает необходимость в инженере по организации и нормированию труда.

Итак, общее количество сокращенных составит 17 человек. Данные сокращения не повлекут за собой снижение эффективности управления заводом, наоборот, они будут способствовать:

  • уменьшению бюрократических барьеров;
  • снижению затрат на аппарат управления;
  • повышению скорости прохождения информации;
  • сокращению потерь рабочего времени, ввиду большой загруженности работников.

Эффективное функционирование любого предприятия, в частности  его организационная структура, зависит от состояния и развития трудовых ресурсов. Эффективность деятельности работников зависит от состояния социально-психологического климата в коллективе. Учитывая важность социального развития коллектива в современных условиях, предлагается на заводе ввести службу психолога, в функции которого будут входить все вопросы, связанные с подбором кадров, разрешением возникающих конфликтов совместно с руководителями подразделений; принятие участия в формировании бригад и трудовых коллективов, консультирование руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством.

Совершенствование организационной  структуры управления персоналом предприятия  лишь по отдельным ее элементам не приведет к достижению желаемого  результата, т.е. способность структуры  адаптироваться к различного рода изменениям и способствовать повышению эффективности производства. Для того, чтобы структура управления персоналом предприятия могла свободно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования организации,  необходимо ее комплексное совершенствование.

Для этого предполагается внедрить адаптационную систему  повышения эффективности управления предприятием.

Суть адаптационной  системы заключается в повышении  эффективности функционирования предприятия,  через приспособления структуры управления к новым рыночным условиям.  Данная система будет охватывать все уровни предприятия:  производственные единицы,  отделы, участки, рабочие места.

Основной целью системы  является выработка способностей  адаптации организационной  структуры управления к постоянно меняющимся условиям функционирования предприятия.  Эту цель можно достичь за счет следующих основных задач:

- децентрализация управления;

- повышение личной ответственности  служащих предприятия;

- организация комитетов коллегиальной выработки решений, объединяющих отделы, службы предприятия в соответствии с их функциональной принадлежностью.

По моему мнению на заводе можно выделить следующие комитеты:

  • комитет по управлению трудовыми ресурсами;
  • комитет по управлению научно-техническим развитием производства;
  • комитет по управлению качеством продукции;
  • комитет по управлению оборотными средствами, материальными и финансовыми ресурсами;
  • комитет по управлению основными фондами и капитальными вложениями;
  • комитет по управлению социальным развитием коллектива.

Главная задача указанных  комитетов - межфункциональная координация, т.е. системное рассмотрение вопросов, связанных с соответствующей функцией и привлечение тех руководителей, от которых в наиольшей степени зависит принятие и выполнение тех или иных решений.

Комитеты должны работать на добровольной основе. Состав комитета определяется стоящими перед ними задачами, но не менее 5 человек. Работают постоянно, но собираются для обсуждения проблем  один раз в неделю. Каждый комитет будет иметь координатора. Эффективность деятельности данных комитетов будет оцениваться по эффекту, полученному в результате реализации предлагаемых ими мероприятий. Для образования и контроля за функционированием данных комитетов необходимо назначить ответственного в лице главного инженера предприятия.

Одним из важных факторов функционирования адаптационной системы  является ее информационное обеспечение. В процессе функционирования адаптационной  системы необходимо обеспечить единство источников информации и образования практически кратчайших, по возможности прямых каналов движения информационных потоков.  Это позволит в наибольшей мере скоординировать взаимодействие  между  адаптационной системой, аппаратом управления и производственным процессом в целом,  а это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности производства.

4.2. Возможности  внедрения маркетинговой службы  на предприятии

 

Совершенствованием организационной  структуры управления ЗАО «Новокубанское»  будет введение маркетинговой службы вместо отдела сбыта.

В обязанности руководителя отдела сбыта входит:

  • контроль за своевременной и качественной подготовкой сырьевого цеха и бесперебойной приемкой сырья, качественной подработке и сохранности поступающего сырья;
  • решает вопросы материально-технического снабжения, реализации продукции;
  • решает вопросы бесперебойной работы транспорта, в т.ч. эффективного использования железнодорожных вагонов, недопущению сверхнормативного их простоя;
  • обеспечивает безопасные условия труда работников в подчиненных ему подразделениях;
  • руководит работой склада.

Как видно из должностной  инструкции начальника по сбыту, большая  часть его обязанностей не связана  с его деятельностью, что влечет за собой трудности в реализации продукции предприятия. Вследствие высокой его загруженности, а также низкого профессионально-квалифицированного уровня, отсутствие стажа работы привели к тому, что завод перестал следить за состоянием своих потребителей. С 2000г. отдел сбыта не проводил никаких исследований рынков сбыта своей продукции. По этой причине завод имел большие трудности со сбытом, что отразилось на показателях работы. В связи с этим на ЗАО «Новокубанское», естественно, назрела обстановка для образования службы маркетинга.

Задачами маркетинговой  службы на заводе будут:

  • изучение потребителя и его поведения на рынке; – анализ рыночных возможностей;
  • изучение товара;
  • анализ форм и каналов сбыта;
  • исследование и выбор мероприятий по продвижению товара;
  • изучение конкурентов.

В конечном счете, вся маркетинговая  служба будет направлена на расширение своей деятельности. Руководителем должен быть человек, имеющий соответствующее образование и стаж работы не менее 3-х лет в этой области. Экспертным методом было установлено, что с введением маркетинговой службы рыночная доля ЗАО «Новокубанское»  вырастет на 16% и составит 32%, следовательно возрастет и норма прибыли.

Рассмотрим зависимость  нормы  прибыли  от доли рынка  ЗАО «Новокубанское» на следующем  графике (рис. 3.1).


Норма  


прибыли, %   40


                    30


                    20

                    10

 

       10    20    30     Рыночная  доля, %

А - фактическое положение,  В - положение после введения маркетинговой  службы.

 

Рисунок 4.1. Зависимость  нормы прибыли от доли рынка

 ЗАО «Новокубанское» 

 

Из рисунка видно,  что норма прибыли при увеличении доли  рынка на 16 % составит 28 %.

В условиях острой конкуренции  увеличение доли рынка заводу  будет  даваться с большим трудом.  Для  обеспечения этой задачи мы предлагаем использовать дифференциальный подход к рынку с  учетом  конкретных его потребителей.

Серьезным препятствием для  эффективной деятельности ЗАО «Новокубанское»  является отсутствие в организационной  структуре маркетинговой службы. Поэтому некоторые функции маркетинга выполняет отдел сбыта и отдел снабжения.

Основными функциями отдела снабжения  на ЗАО «Новокубанское» являются:

  1. В планировании - прогнозировании и определении потребностей предприятия в материальных ресурсах; изучение рынка отдельных товаров и определение источников покрытия этой потребности; установление хозяйственных связей с поставщиками.
  2. В оперативно-заготовительной работе – контроль и согласование сроков отгрузки продукции поставщиками в адрес предприятия; получение и организация завода поступающей продукции с железнодорожной станции.
  3. В обеспечении цехов материалами – планирование потребностей и установления лимита на отпуск материалов цехам; организация доставки их в цеха и на рабочие места; контроль расходов в производстве.
  4. В организации складского хозяйства – входной контроль за качеством поступающих материалов, их приемка и надлежащее хранение, подготовка материалов к производственному потреблению, отпуск их цехам.

Информация о работе Особенности организации управления на предприятии