Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель данного исследования можно обозначить следующим образом: изучить, проанализировать и обобщить весь опыт приватизации.
Задачи достижения поставленной цели следующие:
1) дать определение понятию приватизация;
2) определить сущность и методы приватизации;
3) изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты приватизации…………………………………...5
1.1 Понятие приватизации и ее сущность………………………………….5
1.2 Способы и формы приватизации……………………………………….9
2. Особенности осуществления приватизации в России………………….14
2.1 Этапы и ход приватизации в России…………………………………..14
2.2 Итоги приватизации. Её плюсы и минусы…………………………….22
3. Перспективы приватизации в России…………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………….36
Приложение…………………………………………………………………..37
Платная приватизация, предусматривала полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономики. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.
Бесплатная
приватизация, означала выдачу гражданам
купонов, бонн, инвестиционных вкладов.
Ее необходимость была обоснована двумя
моментами. Она рассматривалась, во-первых,
как способ восстановления социальной
справедливости, позволяющий вернуть
населению отобранную у него собственность,
во-вторых, как «принудительная» приватизация,
проводимая с целью ускорения
трансформации собственности в
условиях психологической
Льготная приватизация, предполагала скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации – возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия) [4].
Формальная приватизация.
Данная форма приватизации предполагает
перевод государственного предприятия
в частноправовую форму. Формальная
приватизация ничего не меняет в отношениях
собственности, ни в капиталовооруженности
предприятия, ни в доступе к техническим
знаниям или управленческим ресурсам.
Здесь также можно говорить об
организационной приватизации, при
которой не происходит существенных
изменений в распределении
Реальная приватизация.
Государственное предприятие
Открытый и ограниченный тендер.
С помощью этого метода можно
охватить широкий круг потенциальных
инвесторов. При выборе инвестора
цена не имеет первостепенного
Аукцион. Целью
этого метода является продажа предприятия
по наивысшей цене. При этом не учитываются
особенности или профиль
Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:
1. Малая
приватизация, распространяемая на
мелкие и средние предприятия
в сфере торговли, общественного
питания, бытового
2. Большая
приватизация, распространяемая на
крупные предприятия,
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов:
1) Предпродажный анализ и оценка предприятия:
а) стратегический анализ и оценка предприятия;
б) определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
в) определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
г) анализ потенциальных покупателей;
д) определение методов продажи;
е) определение критериев
ж) образование комиссии по оценке поступающих предложений;
2) Подготовка предприятия к продаже:
а) реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
б) разукрупнение;
в) осуществление кадровых перестановок.
3) Маркетинг:
а) организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
б) проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений.
в) рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
г) проведение переговоров с одной
или несколькими
4) Заключение договора: разработка текста стандартных договоров.
Таким образом,
были рассмотрены основные этапы, способы
и формы приватизации. Далее будет
подробнее рассматриваться
2. Особенности осуществления приватизации в России
2.1 Основные этапы и ход
В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики.
Главными целями приватизации в 1992 г. были:
1) Формирование
слоя частных собственников,
2) Повышение
эффективности деятельности
3) Социальная
защита населения и развитие
объектов социальной
4) Содействие
процессу стабилизации
5) Создание
конкурентной среды и
6) Привлечение иностранных инвестиций.
Необходимо отметить,
что цели, поставленные перед программой
приватизации, во многом были противоречивы
и не учитывали сложившейся
Кроме всего
прочего, цель приватизации заключалась
в обеспечении условий для
нормального функционирования будущей
рыночной системы. Именно в ходе процессов
трансформации отношений
При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.
В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием в акционерные общества.
Особенности процесса приватизации, происходившего в России:
1) массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
2) значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
3) проведение особого ваучерного этапа приватизации [7].
Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определенных негативных моментов процесса приватизации. В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.
Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д.
Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации:
1) объекты,
не подлежавшие и не
2) объекты, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.;
3) объекты,
которые остались в
В программе
также были установлены требования
к местным программам приватизации,
задания органам
В программе
также устанавливался перечень государственных
предприятий, объединений или их
подразделений, не подлежавших приватизации.
Организация приватизационной компании
по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась
на Государственный комитет
Далее рассмотрим основные этапы приватизации: ваучерный и денежный.
Понятие чека (или ваучера) связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим - его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.
Приватизационный чек - государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Возможности для различных финансовых махинаций со счетами открывались бы фантастические, как показал прежний опыт. Но, главное, это надолго задержало бы приватизацию, что, конечно, было нежелательно и в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой "на предъявителя".
Положительной
стороной приватизационного чека явилось
и то, что чековая приватизация
предопределяла крупные масштабы и
высокие темпы процесса - ведь чеки
розданы всему населению, и сроки
их реализации были ограничены. Тем
самым в процесс приватизации
было вовлечено большое количество
населения и объектами
Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения – 1 июля 1994 года. Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не может содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе за 1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили 0,4% всех доходов, а в 1994 году еще меньше. Данные Госкомимущества об 1 млрд. долларов иностранных инвестиций в 1994 году относились к так называемым будущим инвестициям и не являются статьей доходов бюджетов любого уровня [7].
Информация о работе Особенности осуществления приватизации в России